Мы опять сделаем вам хорошо

Редакционная статья

Мы опять сделаем вам хорошо

На подходе очередная реформа пенсионной системы. По счету третья, если говорить только о концептуальных изменениях. Было множество мелких дополнений, поправок в законодательство; переписывались нормативные правовые документы, менялось регулирование. Это естественный процесс: даже 20 лет, а именно столько существует накопительная пенсионная система (НПС) в Казахстане, слишком короткий срок для того, чтобы любая, тем более пенсионная, система состоялась. Но ждать мы не любим.

С момента запуска НПС была очень эффективной. Казахстан с полным правом гордился тем, что идет в ногу со временем, предвосхищая будущее старение населения, увеличение продолжительности жизни, снижение процента граждан трудоспособного возраста по отношению к пенсионерам. В реальности все было не совсем так. В 1990‑х, после распада СССР, государству для исполнения его обязательств, главным образом социальных, срочно нужны были деньги, взять их было негде, а пенсионные фонды, которые аккумулировали обязательные пенсионные взносы, могли занимать не только государству, но и нуждающимся в средствах компаниям. С пенсионной системой были связаны, не без оснований, надежды на развитие фондового рынка.

Жизнь пенсионных фондов можно свести к таким датам: 1998–2008–2013. Глобальный кризис стал началом конца, лишив людей, которые начинали когда-то новое дело, энтузиазма, а систему — энергии. Нельзя сказать, что решение об объединении пенсионных активов в один госфонд, упразднение частных НПФ в 2013 году стало неожиданным: о нем говорили, но мало кто верил, что можно вот так запросто взять и свернуть одну из удачных рыночных реформ.

Подобные изменения обычно широко обсуждаются, к дискуссии привлекаются, как любят говорить наши чиновники, «заинтересованные лица». В этом случае к ним можно отнести все население. Но нас не привлекли. Были внесены поправки в закон о пенсионном обеспечении, создан ЕНПФ, куда частные НПФ стали передавать активы вкладчиков. Упразднение частных фондов ударило в основном по самим НПФ, их акционерам и сотрудникам, лишившимся рабочих мест. Для вкладчиков оно прошло безболезненно. Роль сыграла постсоветская ментальность: в казахстанском обществе еще сильно доверие к государственным структурам. При разработке концепции накопительной пенсионной системы в 1997 году (которая, кстати, широко обсуждалась всеми «заинтересованными лицами» — гражданами Казахстана) не предполагалось создавать государственный НПФ, но пришлось это сделать под давлением масс.

Не прошло и двух лет после начала работы ЕНПФ, как было решено вернуть пенсионные активы в управление частным компаниям. И вот что интересно. Главным поводом для очередной реформы стал конфликт интересов: Нацбанк, являясь финансовым регулятором, сам же управляет активами ЕНПФ. Но, как можно понять, НБК и в новой системе остается управляющим пенсионными активами по умолчанию, то есть будет инвестировать деньги тех вкладчиков, которые не определятся с выбором управляющей компании. А не определятся, надо думать, очень многие. Вряд ли можно ожидать массового исхода вкладчиков из ЕНПФ. Первыми в УК, скорее всего, перейдут молодежь и более «продвинутые» вкладчики, которые понимают, что государство — не лучший управляющий. Если в концепции останется предложенная в проекте модернизации НПС от 2017 года норма о переводе избыточных накоплений в частные управляющие компании, думаем, этим воспользуются люди, накопившие крупные суммы. Но таких немного. Средняя сумма накоплений на 1 декабря 2018 года составляла 878 тыс. тенге.

При объединении пенсионных активов были, конечно, технические трудности, но сделано было все максимально быстро: во-первых, власти уж очень были в этом заинтересованы (по этому поводу есть свои конспирологические теории), во-вторых, из процесса были исключены вкладчики, которые в силу присущей человеку инерции могли затянуть его. В новой концепции, напротив, вкладчик — главное действующее лицо. Он сам выбирает управляющую компанию, и от его выбора зависит, быть ли самой компании. Все правильно: пора уже людям нести ответственность за свои сбережения. Но в этом случае мы должны быть готовы к тому, что на становление рынка уйдут годы.

Реформирование пенсионной системы показательно: в поиске оптимальных вариантов власти страны кидаются из стороны в сторону. Все бы ничего, но цена этих метаний слишком высокая: это и деньги, и время, и люди.

Читайте так же тему номера: Новый разворот

Статьи по теме:
Казахстан

Клёвые ковбои Алаколя

Рыболовно-туристический фестиваль "ОКУНЬКОЛЬ-2019"

Тема недели

К нам приближается инфляционный фронт

Потребительские цены возвращаются к повышательному тренду. Пока рост не критичен, но он рискует съесть прибавку реальных доходов населения и привести к замедлению экономики

Казахстан

Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования обсудили в Алматы

Реформа медстрахования в РК приблизилась к важнейшему моменту: с 2020 запускается вторая и самая главная часть реформы медицинского страхования РК, когда в механизм будут включены физические лица

Политика

Назарбаев против раскола

Демарш младореформаторов в начале 2000‑х породил фобию раскола элит. С того момента политическую конкуренцию уничтожали на корню