Практическое изменение

Получить специальное профессиональное образование в Финляндии можно бесплатно, неоднократно и в любом возрасте

Практическое изменение

Техническое и профессиональное образование (то, что в современных казахстанских реалиях называется ТиПО, а во времена не столь отдаленные — ПТУ) в Финляндии весьма популярно. Система образования в этой стране (см. схему), начинаясь с традиционного дошкольного и продолжаясь общим базовым, дальше предлагает 15–16‑летним финнам сделать выбор между общим средним образованием и специальным средним образованием. В первом случае подростки продолжают изучение общеобразовательных предметов и готовятся к поступлению в университет, во втором, помимо общих знаний, получат профессию. Второй вариант позволяет как найти свое место на рынке труда, так и продолжить обучение и в институтах прикладных наук, и в академических университетах. Жесткого направления — выбрал путь профессионального образования, и тебе доступна только эта стезя — нет, гибкость — одна из главных характеристик современной финской системы образования.

Почти половина выпускников базовой школы в Финляндии выбирает вариант ТиПО: его не считают низкостатусным, и квалификация преподавателей не вызывает сомнений. Но большинство обучающихся в заведениях профессионально-технического образования — это не выпускники базовой школы, а взрослые люди из числа тех, кто повышает квалификацию или получает новую профессию. В колледже Омниа в Эспоо, одном из крупнейших профессиональных колледжей Финляндии, на 1900 старшеклассников 8300 взрослых студентов. И те, и другие получают профессиональную подготовку по самым разным направлениями: IT, строительство, парикмахерские услуги, дизайн одежды, столярное дело, металлообработка, садоводство, ремонт автомобилей, строительство лодок, электрика, сантехника, уход за больными, управление гостиницей.

Новое дело

«У нас реализована программа обучения, продолжающаяся всю жизнь, — говорит Мерви Янссон, генеральный директор Omnia Education Partnerships и квалифицированный преподаватель профессионального образования. — Мы помогаем людям ответить на вопрос: какой будет моя вторая или даже третья карьера. Сейчас уже не идет речь об одной квалификации на всю жизнь. Необходимо продолжать развиваться, причем это возможно как в той же индустрии, в которой вы начинали карьеру, так и в совсем другой». Г-жа Янссон объясняет, что в колледж профессионального образования Омниа могут прийти — и часто приходят — и бакалавры, и магистры. Например, директор базовой школы имеет степень магистра в педагогических науках, но у нее нет навыков управления, и она будет получать их в Омниа. Так же как магистр инженерных наук, начавший работать продавцом промышленного оборудования, будет изучать здесь продажи и маркетинг. «Так работает финская система образования, она очень гибкая и помогает людям на разных этапах карьеры», — комментирует Мерви Янссон и приводит еще один пример. После краха корпорации Nokia, чья штаб-квартира находилась как раз в Эспоо, именно в колледже Омниа искали свое новое дело инженеры телеком-гиганта. «Тысячи людей в Эспоо остались без работы. К нам пришло множество взрослых людей, чтобы переучиться и строить новую карьеру. Для каждого мы делали программу-мост к новой карьере. Да, сейчас ты инженер, но какая на самом деле работа твоей мечты, спрашивали мы», — вспоминает собеседница, добавляя, что подобный подход к образованию жизненно необходим для государства. Объяснение этому простое: научить людей новым и востребованным навыкам пусть и дорого, но все равно дешевле, чем оказывать им помощь, как безработным.

Расходы государства на студента финского ПТУ составляют в среднем около 8 тыс. евро в год; безусловно, какие-то программы дороже, какие-то дешевле, но усредненная цифра именно такая. «Моя дочь училась на Нorse care and management [уход за лошадьми и управление] — это очень дорогая специальность», — смеется Мерви Янссон, дочь которой закончила финский вариант ПТУ и работает инструктором верховой езды, а сын учится на врача. «Они оба счастливы в своем выборе, главное, не ненавидеть свою работу, а заниматься тем, что действительно интересно», — говорит она без всяких мыслей о том, что кто-то из детей не оправдал ее надежд. Кстати, еще одна причина, по которой взрослые люди приходят в колледж Омниа — выбрав профессию в 16, к сорока годам они хотят перемен и снова учатся вместо того, чтобы заставлять себя ходить на надоевшую работу.

Практика превыше всего

Обучение в профессионально-техническом заведении может длиться от года до четырех лет (обычно — два-три года), в зависимости от выбранной специальности и скорости, с которой студент набирает профессиональные компетенции. Кто учится быстро и много, может закончить раньше, ведь учитывается не время, проведенное в классах, а наработанные навыки.

Большую часть учебного времени студенты проводят в зонах практики — это помещения размером в пару-тройку стандартных школьных спортзалов. «Климатические условия в Финляндии довольно суровы, и не всегда есть возможность заниматься практическими работами на улице. А в таких помещениях студенты могут практиковаться круглогодично», — объясняют сотрудники колледжа. В зоне «Сад и ландшафтный дизайн» можно в реальных условиях поупражняться, например, в изготовлении входных ступеней дома. Небольшую часть этой практической зоны занимает интерьер кафе в альпийском стиле. Это тоже студенческий проект, который от плана до итоговой реализации полностью создан учащимися Омниа. Над проектом работали будущие дизайнеры, бухгалтеры, столяры и даже менеджеры — каждый член команды получил в аналогичном реальному процессу свою часть практических навыков. В следующем году здесь будет новый вариант интерьера от новой группы студентов.

В практической зоне «Строительство домов» пахнет деревом. Это место, где студенты осваивают азы, учатся ставить окна и двери. «Здесь наш класс для первого года обучения. На второй год они пойдут на реальную стройку: колледж Омниа строит настоящий дом, и там под присмотром учителей и управляющего стройкой они будут выполнять работу каждый по своей специальности. Да, не у всех будет получаться с первого раза, значит, будут переделывать, пока не получится. Строительство дома в таком случае, конечно, затягивается лет до четырех, но зато мы уверены, что наши студенты станут профессионалами», — объясняет Ану Лехтинен, проектный менеджер колледжа Омниа. Дом, построенный студентами, будет продан по рыночной цене со стандартной 10‑летней гарантией, а вырученные деньги направлены на новую студенческую стройку. Пока г-жа Лехтинен рассказывает о принципах обучения, в зоне практики со строительными инструментами управляется девушка в рабочем комбинезоне. 16‑летняя Йоханна Ортис только начала осваивать специальность и после окончания профессионально-технического заведения планирует учиться в университете на архитектора. На вопрос, почему бы ей сразу не подать документы в университет, минуя рабочую профессию, Йоханна серьезно отвечает: «Потому что я хочу иметь представление о строительстве домов, прежде чем стать архитектором». Профессиональное образование, как, впрочем, и общее, и высшее, в Финляндии бесплатное. Правда, для некоторых специальностей необходимо приобрести свой собственный набор инструментов (в случае строителей он стоит 500 евро), им студенты продолжают пользоваться и после окончания учебы.

На том и стоим

Педагоги финских ПТУ — из профсреды. Требования к преподавателям профессионально-технических заведений: наличие академической степени по своей специальности и опыт работы в ней не менее пяти лет (у большинства опыт — 10–20 лет), а также педагогические компетенции. То есть учить приходят профессионалы с производства, которые предварительно сами в течение года овладевают педагогическими методиками. «Да, в компаниях они зарабатывали больше, чем у нас, но для большинства вопрос денег уже не стоит. Они, во-первых, хотят изменить жизнь, например, иметь больше свободного времени для путешествий, и, самое главное, хотят делиться своими знаниями», — рассказывает о педагогах профтехучилища г-жа Лехтинен. Для нее очевидна идея, что учить должны только те, кто сам в профессии чего-то добился: «Как ты можешь научить человека гордиться своей профессией, если сам ею не гордишься?»

Систему профтехобразования в Финляндии отличает гибкость: она подстраивается под нужды каждого конкретного индивидуума (чего только стоит возможность регулировать скорость и срок обучения), и принимает во внимание нужды каждой конкретной отрасли именно в том регионе, где расположено профессионально-техническое заведение. Для этого аналитический департамент минобра Финляндии выясняет ситуацию, опрашивая работодателей, какие специалисты в ближайшем будущем будут нужны конкретному региону.

Негативный опыт прошлого показал зависимость финского рынка труда от крупных работодателей, поэтому теперь в учебную программу Омниа включено обучение предпринимательству. Кроме того, не стоит забывать, что львиная доля предприятий в Финляндии — около 98% от общего количества — это МСБ. «Мы учим своих студентов быть профессионалами, которые создают рабочее место для себя сами. Но даже если не станешь предпринимателем сам, твой шанс работать в малом и среднем бизнесе очень велик. А это значит, что ты и сам должен думать как предприниматель», — говорит Мерви Янссон. Половина финских предпринимателей имеют за плечами именно профтехобразование.

Базовые понятия — как формируется цена, как продать товар, учащиеся могут получить в магазине, где продаются изделия студентов Омниа. Здесь, помимо сотрудника колледжа, на подхвате несколько помощников-студентов, которые заодно осваивают выкладку товара, работу с кассовым аппаратом и продвижение в соцсетях. Деньги, вырученные за студенческие работы, идут на приобретение сырья для колледжа, а значит, на совершенствование мастерства студентов и их новые работы. Клиенты магазина — десять тысяч студентов и восемьсот сотрудников колледжа, а также жители Эспоо, они любят бывать на мероприятиях, которые организовывает колледж. Рекламой таких ивентов занимаются опять же студенты. Любое занятие в Омниа превращается в практику.

Статьи по теме:
Тема недели

Кто готовит непрофессионала?

Попытки диверсификации экономики уперлись в дефицит квалифицированных кадров в обрабатывающей промышленности

Спецвыпуск

Энергетика наедине

Казахстанский электроэнергетический сектор растет вслед за промышленностью РК. Емкий внутренний рынок компенсирует схлопывание экспорта

Культура

Оцифрованный гимн жизни

В Алматы состоялась мировая премьера мультимедийного музыкального шоу Mr. Adam Марата Бисенгалиева

Казахстанский бизнес

Выходят на охоту львы

У новой казахстанской авиакомпании FlyArystan нет реальной возможности полноценно скопировать модель европейских лоукостеров