Треугольник стандартов

Без национальной системы квалификаций кадровую проблему в Казахстане не решить

Треугольник стандартов

Проблемой обеспечения казахстанской экономики квалифицированными кадрами на концептуальном уровне занимаются в НПП РК «Атамекен». Как видят в палате состояние этой проблемы и пути ее решения, нашему журналу рассказала начальник отдела развития человеческого капитала ПП Алматы «Атамекен» Вера Цзин.

Бакалавры есть, специалистов нет

— Критика со стороны работодателей и экспертов ситуации с кадрами для отечественной экономики настолько широка, что порой можно усомниться, можно ли говорить о существовании в Казахстане системы технического и профессионального образования именно как системы. Парадоксальный вопрос, но она у нас вообще существует?

— Конечно. Согласно Закону РК «Об образовании» техническое и профессиональное образование является уровнем образования. Программы технического и профессионального образования (ТиПО) могут реализовываться как в колледжах, так и в вузах. Есть два вида образовательных программ — по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Кроме того, существует уровень образования — послесреднее образование, где осуществляется подготовка прикладных бакалавров. То есть система существует и имеет серьезную законодательную основу. Если говорить о количественных характеристиках, то, например, в Алматы функционирует 83 колледжа, из которых 22 государственных, остальные частные. Проблемы в системе технического и профессионального образования есть, но я считаю, что их не меньше и в системе высшего образования.

— Предприниматели, говоря о рынке труда, поднимают проблемы и качественные, и количественные как на уровне рабочих, так и инженеров. Каким образом возникает дефицит инженеров, учитывая, что в последние годы на технические специальности в вузы молодежь идет?

— Действительно, вузы выпускают тысячи бакалавров по техническим специальностям, и где они? Можно услышать, что, раз фиксируются пенсионные выплаты, выпускники трудоустроены. Но на рынке их специальностей дефицит сохраняется. Значит, трудоустроены они в большинстве своем не по специальности, которой учились. Эта ситуация повторяется из года в год.

Конечный результат работы вуза или колледжа — это выпускник, прошедший оценку своей подготовки через системы сертификации и квалификации

Сегодня вузы не осуществляют подготовку специалистов, они вообще отказались от подготовки по специальностям — согласно внесенным изменениям в закон об образовании ведется подготовка по направлениям. И выпускаются не инженеры, как это было раньше, а бакалавры. Они учатся четыре года, без углубленного изучения специальности. Во всем мире бакалавром считают человека, получившего незаконченное высшее профессиональное образование. Это принцип Болонской системы. Я согласна, что она нужна, но ее реализация у нас на сегодня выглядит так: мы имеем стадию подготовки бакалавров и не имеем стадии подготовки из них специалистов. Молодой человек после школы пошел в бакалавриат. Ни в школе, ни в вузе он не получил достаточных профессиональных компетенций и практики. Ведь бакалавриат — это не специальная, а общепрофильная подготовка. После вуза он идет на производство, где требуются специальные знания, компетенции, знания технологий, оборудования, трудовых операций. Откуда у бакалавра возьмутся эти компетенции?

В эпоху дигитализации бизнесу необходим специалист новой формации, не только обладающий важными отраслевыми компетенциями, в том числе в области цифровизации, но и динамично совершенствующий уровень профессиональной квалификации в соответствии с требованиями промышленной революции 4.0. Сегодня благодаря введению МОН РК модульной технологии обучения в сфере ТиПО уже применяется эффективная модель двухуровневой подготовки кадров, которая предусматривает присвоение выпускникам колледжей рабочих квалификаций и специалистов среднего звена. Но войти в современное индустриальное мировое сообщество невозможно без инженерного звена.

Доучиться до инженера

— Вы упомянули Болонскую систему и ее применение в Казахстане. Система широко распространена в мире, как решается задача подготовки квалифицированных инженерных кадров в других странах, использующих ее?

— Там доучивают бакалавров. Существует вторая ступень — доведение бакалавров до уровня инженеров. Она работает, в том числе в рамках системы неформального образования: бакалавр, трудоустроившись на производство, доучивается там в рамках инженерных школ. Они могут существовать и при университетах, и при крупных компаниях, это не принципиально, главное, что это система доучивания. Параллельно с учебой бакалавр работает, конечно, не на позиции инженера. И проработав несколько лет, он вправе пройти сертификацию и получить статус инженера узкого профиля.

— То есть решение нашей проблемы известно. Почему бы не начать реализовывать эту модель в Казахстане?

— Это нужно делать, но есть один определяющий момент. Необходимо создать в стране систему обеспечения качества подготовки кадров на основе национальной системы квалификаций (НСК). Это то, о чем президент Нурсултан Назарбаев писал еще в 2012 году в программной статье «Двадцать шагов к обществу всеобщего труда».

 Раз фиксируются пенсионные выплаты, выпускники трудоустроены. Но на рынке их специальностей дефицит сохраняется. Значит, трудоустроены они в большинстве своем не по специальности, которой учились

Образно НСК можно изобразить в виде треугольника, вершина которого — профессиональный стандарт. Это документ, в котором закреплены сформированные работодателями требования к компетенции работников на любом уровне их квалификации. То есть, что должен знать и уметь простой рабочий, что — мастер цеха и так далее, вплоть до инженерных позиций. Отраслевые профстандарты, согласно Трудовому кодексу, разрабатываются отраслевыми ассоциациями, которые знают всю проблематику отрасли. Я, конечно, говорю об ассоциациях, в составе которых есть компетентные люди, кто непосредственно знает отрасль, производство, конкретные его требования. Сегодня такие стандарты есть, но их мало, всего утверждено 88. Работа над формированием стандартов ведется в основном на средства займа от Всемирного банка в рамках проекта по развитию трудовых навыков. Всего до конца этого года должно быть утверждено 10 профессиональных стандартов в рамках займа. На следующий год предполагается еще 480. Но и это немного, в России, например, профстандартов на порядок больше, причем много их по рабочим квалификациям. У нас эта работа, к сожалению, затягивается. В некоторых случаях потому, что нет соответствующих отраслевых министерств, и некоторые виды деятельности как бы зависают — неясно, к какому ведомству их отнести, кто должен ими заниматься. Например, это касается индустрии красоты. Существуют и другие проблемы в рамках разработки и утверждения профстандартов. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о ежегодном выделении бюджетных средств на разработку профессиональных стандартов, каждые три года они подлежат пересмотру и обновлению. Без качественных профстандартов невозможно выстроить эффективную кадровую политику и обеспечить инновационное развитие отраслей экономики.

Следующая вершина треугольника НСК — создание на базе профстандартов образовательных программ, включающих учебные планы и программы как для вузов, так и для колледжей. То есть фиксированных требований к ним — чему, как, на каких программах и материалах учить молодежь, чтобы соответствовать требованиям работодателей к квалификации работников. Профстандарты будут со временем меняться в силу того, что появляются новые технологии, оборудование, материалы. Значит, будут меняться и стандарты образования. До сих пор у нас существует другая традиция: по одним и тем же образовательным программам готовят студентов из года в год. А ведь технологические процессы постоянно обновляются, совершенствуются. Например, в Германии образовательные программы, контрольно-измерительные материалы оценки качества выпускников меняются постоянно. И в стране очень низкая молодежная безработица.

— Готово ли к этому образовательное сообщество, нужно ли это вузам и колледжам?

— Это необходимо и неизбежно. Не могут система образования и рынок труда жить каждый своей, отдельной жизнью. Они должны быть интегрированы в единую систему и зависеть друг от друга, только тогда исчезнет дисбаланс в предложении и спросе. Уговорами — давайте больше учитывать потребности бизнеса — системно ситуацию не изменить: в каком-то вузе или колледже это слышат и учитывают, в другом нет. Зачем? Например, вуз или колледж работают на основе своих учебных планов и программ и им не важно, что те не соответствуют потребностям рынка. Выпускают бакалавров, дипломы выдают. Что происходит с выпускниками дальше, какое влияние это оказывает на экономику, их не интересует. Поэтому мы и говорим о НСК, которая выстроит такие рамки, что вести подобным образом подготовку молодежи будет невозможно. Нам же надо промышленную революцию 4.0 осуществлять, а с кем?

— У треугольника НСК есть еще третья вершина. Что это?

— Оценка квалификации (сертификация) выпускников вузов и колледжей, их соответствия профстандартам. Одновременно это станет своего рода экзаменом и для учебных заведений: если вуз или колледж подготовили выпускника так, что неизвестно, кому на рынке труда он нужен, учили на устаревшем оборудовании, технологиях, то оценку квалификации выпускник не получит. Соответственно, авторитет и привлекательность учебного заведения будут низкими.

Система НСК стимулирует систему образования соответствовать стандартам отраслей. Другого способа я не знаю. В целях повышения качества подготовки кадров проводятся рейтинги образовательных программ. Но я считаю, этого недостаточно. Сама по себе программа не есть конечный результат работы учебных заведений, это может быть только документ, хорошо оформленный и поданный. Конечный результат работы вуза или колледжа — это выпускник, прошедший оценку своей подготовки через системы сертификации и квалификации. Более того, в целях обеспечения критерия, действительно отражающего удовлетворенность работодателей качеством подготовки кадров, необходимо внести в нормативные правовые акты в сфере подготовки кадров качественный показатель «Доля выпускников, прошедших отраслевую сертификацию через сертификационные центры, включенные в реестр НПП РК», который необходимо учитывать при проведении аттестации, аккредитации колледжей, размещении государственного образовательного заказа, определении рейтинга учебных заведений и тому подобное.

— А кто будет осуществлять оценку квалификации?

— Бизнес-ассоциации, то есть те, кто формирует профстандарты. Естественно, совместно с представителями образовательного сообщества, но не из тех вузов или колледжей, выпускников которых оценивают. Это международный опыт. Например, в Германии в системе дуального обучения преподаватели или специалисты отрасли, которые обучали конкретного студента, не оценивают его уровень. Оценивают другие, со стороны, но обязательно специалисты в данной сфере. С другой стороны, и от предприятий в процедуре оценки должны принимать участие профессионалы по конкретной квалификации, а не кадровики, например.

Система образования и бизнес должны постоянно работать вместе по всем трем видам стандартов. При этом главную роль при разработке профстандартов и оценки качества должен играть бизнес, а при подготовке образовательных стандартов — система образования. Но без работодателя они этого сделать не смогут.

Учителю: сам научись

— Вы упомянули работу по формированию профессиональных стандартов. А что еще делается в рамках формирования НСК?

— Понятия «профессиональные стандарты» и «система квалификаций» внесены в Трудовой кодекс РК. Создаются структуры, на базе которых реализуются мероприятия НСК. Это отраслевые учебно-методические кластеры подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации, центры компетенций. Их образуют отраслевые ассоциации, базовые предприятия и организации, базовые учебные заведения и отраслевые сертификационные центры, в которых непосредственно проводится оценка качества. Это универсальный путь, по нему идут, например, в России. Но там создана очень широкая сеть сертификационных центров. На данный момент в Казахстане создано и включено в реестр НПП «Атамекен» 34 центра сертификации, а необходимо как минимум в двадцать раз больше. С такой неразвитой сетью независимой отраслевой сертификации решать вопросы повышения качества подготовки кадров на базе НСК практически невозможно. Кроме того, необходим совет по НСК при правительстве РК. Такие важные органы уже созданы в России, Украине.

— Какие меры в рамках решения проблемы качества подготовки кадров можно предпринять в других направлениях, помимо внедрения НСК?

— Нужно подчеркнуть еще одну серьезную проблему. Это повышение качества подготовки кадров в системе технического и профессионального образования. Нужно помнить, что без высококвалифицированных мастеров производственного обучения, качественного преподавательского состава в системе ТиПО не решить задач по генерированию качественного продукта — выпускников колледжей, способных справляться с производственными задачами на современных предприятиях. А сегодня в системе ТиПО создана ситуация, когда педагоги колледжей должны проходить аттестацию, получать или подтверждать квалификационные педагогические категории, проводить инновационную, экспериментальную работу, повышать свою квалификацию, но при этом, в отличие от учителей школ, им за это не доплачивают. Преподаватель колледжа вправе пройти аттестацию в упрощенном варианте, то есть без категории. В этом случае к его должности предъявляется самое простое требование: высшее образование по профилю без предъявления требований к стажу работы и уровню профессиональной педагогической квалификации. Здесь проблема не только в размере заработной платы педагога колледжа, такая ситуация не стимулирует преподавателей повышать свой профессиональный уровень, что негативно сказывается на качестве подготовки кадров.

Статьи по теме:
Общество

Виртуал стал реальностью

Сегодня одной из прибыльных профессий в мире считается не врач, не инженер, и уж, конечно, не учитель, а блогер

Общество

Судьба артиллериста

Две книги о Пушкине, повесть на материале античной истории и один текст любовной восточной сказки — вот и все, что мы знаем об алма-атинском писателе Николае Раевском

Экономика и финансы

Укрепление слабой позиции

Чем больше в компании частных инвесторов, задающих неудобные вопросы, тем выше должна быть ее эффективность

Тема недели

Курс Токаева

Касым-Жомарт Токаев — продолжатель или реформатор? Новый президент старается оставить за собой возможность выбрать любую из двух ролей