Учим многих, и ничего...

Редакционная статья

Учим многих, и ничего...

Примерно год назад по сети гуляла инфографика от холдинга Zerde, показывающая, что казахстанские вузы и ТиПО выпустили за последние 5 лет 100 тысяч специалистов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Особенно активно инфографикой делились представители IT-отрасли с комментариями из серии «где все эти айтишники и почему рынок не почувствовал появления 100 тысяч новых специалистов?» В результате сошлись на том, что заявленная цифра — это просто число выпускников, а вот скольких из них можно назвать специалистами — большой вопрос. Похожие вопросы возникают и у представителей других отраслей. Машиностроители интересуются, где те тысячи инженеров, которых выпускают казахстанские вузы, поскольку дефицит специалистов на рынке труда только растет. Представители предприятий пищевой отрасли буквально плачут: технологов пищевого производства днем с огнем не сыщешь, немало производств, где работают исключительно специалисты в возрасте, и что будет, когда они уйдут на пенсию, руководители предприятий даже думать боятся. Логично предложить им создавать кадровый резерв самим, собственно, они в большинстве случаев так и делают, но вот беда — нередко выпускники вузов не слишком горят желанием работать по своей специальности, приезжая ранним утром в цех и работая полный день. Получается, что по статистике выпускники нужных экономике РК специальностей есть, а фактически — это бесполезные для рынка труда молодые люди с дипломами, которые выбирают совсем другой род деятельности. Провал в профориентации ведет к тому, что выпускники школ выбирают будущую профессию часто из соображений престижа, будущих материальных выгод, если отрасль считается высокооплачиваемой, или просто из-за предоставления гранта по конкретной специальности. Собственные возможности и желание работать в какой-либо сфере зачастую учитываются далеко не в первую очередь; убедиться же в силе своих намерений у большинства выпускников и вовсе нет шансов не то что до начала учебы, а даже до ее окончания, поскольку полноценной производственной практикой сейчас может похвастаться далеко не каждый студент.

Чему и кто учит студентов как вузов, так и ТиПО — это второй вопрос, которым постоянно задаются работодатели. По поводу инженеров-выпускников высших учебных заведений можно услышать жалобы, что на практике это уровень второго, в лучшем случае третьего курса, и выпускника приходится еще пару лет доучивать в боевых условиях и практике, и теории. На выпускников ТиПО многие работодатели и вовсе махнули рукой: иногда проще взять заинтересованного ученика с улицы и приставить к хорошему мастеру, чтобы передал квалификацию. Выпускнику ТиПО, как правило, приходится проходить тот же самый путь, потому что обучен он самым азам и обучен плохо и непонятно кем. Это квинтэссенция разговоров о кадровой проблеме с бизнесменами из самых разных отраслей — молочных заводов, машиностроительных предприятий, небольших мастерских. Не хватает всех: технологов, инженеров, сварщиков. Хотя всех названных специалистов вузы и ТиПО вроде бы выпускают.

Что мы имеем в итоге? Дефицит квалифицированных кадров на рынке труда, кадров, чьи профессиональные навыки не вызывают сомнений. А ведь это и есть тот самый человеческий капитал, о развитии которого так много говорят в Казахстане. Но видимых сдвигов в этой сфере пока не заметно.

Читайте так же тему номера: Кто готовит непрофессионала?

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости