Фляги и голубой шарик

События уходящего года в виде арт-объектов представила галерея Artmeken

Фляги и голубой шарик

На выставке, которую организаторы небанально назвали «Дурные шутки», было представлено более десятка арт-объектов, отражающих события уходящего года и доказывающих, что в каждой шутке есть лишь доля шутки.

Проживающий в США Ерден Зикибай (Yerden Zikibay) своей работой «Адас» обращается к проблеме детского насилия. Используя анимационный стиль комиксов, он напоминает нам скандальную историю с мальчиком из Южно-Казахстанской области, о котором много говорили и писали в этом году. Ребенок стоит лицом к лицу со своими обидчиками, а над ним возвышаются огромные статуи Абая и президента Казахстана. Защитят ли?

Работа 2018 года «Всегда есть надежда» Сауле Дюсенбиной затрагивает тему прав человека в Казахстане. Она скопировала картину Бэнкси «Девочка с шаром». После ее продажи за 1 млн фунтов на аукционе Сотбис картина самоуничтожилась (как оказалось, художник встроил устройство, которое разрезало полотно на мелкие полоски, как только ведущий ударил молотком и выкрикнул «Продано»). Но на картине Сауле Дюсенбиной девочка держит не розовый, а синий шарик. Это отсылка к событиям уходящего года: во время празднования Наурыза людей, вышедших на улицы с голубыми и синими шарами, задерживали полицейские. Шарик в руке расценивался как акция в поддержку признанного экстремистским и запрещенного в Казахстане движения ДВК.

Несколько алюминиевых фляг в виде самолетов — инсталляция «Прорыв» столичного художника Мансура Смагамбетова. Автора поразило, что дети из пригорода Астаны возят воду во флягах. Недавно в столице с большой помпой прошла выставка ЭКСПО, представляющая технологии будущего. Но в действительности энергией будущего Казахстана являются обычные алюминиевые фляги, к которым художник приделал колесики в виде шасси и жестяные крылья.

Елена и Виктор Воробьевы размышляют о работе полицейских. Фотографии, лежащие в основе композиции, сделаны в разных странах, включая и так называемые демократические. Работа называется «Винтаж» — от слова «винтить». В разных эпизодах полицейские тащат людей, укутывая в розовые одеяла. «Активная позиция художника выражается в его работах. Что будет с художником, когда он выйдет на улицу и пойдет на демонстрацию? Когда люди выходят на площадь, их начинают “винтить” и паковать в автозаки. Наш художник вышел и его сразу скрутили. Защищает его только розовое одеяло — метафорический образ его собственного защитного покрова. Мы нашли выразительные фотографии в интернете. Творчески переработали и добавили свою душу — одеяло», — рассказывает один из авторов Елена Воробьева.

Свою работу — копию древнегреческой амфоры с изображением мужчин-атлетов, бегущих за женщиной, — Зоя Фалькова создала в США и назвала ее классической фразой, которой заканчиваются многие сцены домашнего насилия и нападения на женщин — «Сама виновата».

«Находясь в Америке, четко понимаешь, что основа этой цивилизации, начиная с права и архитектуры и заканчивая названиями, греко-римская. Меняется лишь степень одетости бегунов на вазе и экипировка. Например, отношение к женщинам мало изменилось. Я решила сделать пародию на древнегреческую вазу. Это не настоящая греческая ваза, но может претендовать на подлинность, как и этот мир, основывающийся на рабовладельческой цивилизации. Я не хочу сказать, что это касается только Америки, и у нас есть своя античность. Весь европоцентристский мир основывается на древнегреческой цивилизации. Мы раздираемы колониальными противоречиями, с одной стороны — у нас есть европоцентристские основания, которые кажутся более стабильными, с другой — сакральная сущность, которую мы должны артикулировать. Это куда-то нас должно привести», — полагает автор.

Организаторы просили художников высказаться на тему свободы слова и доступа к информации. «Художников это не очень волнует, но что-то они смогли придумать», — делится куратор выставки Валерия Ибраева.

Художница Бахыт Бубиканова сделала перформанс по мотивам мультфильма «Том и Джерри»: кот прячет в лапах какой-то предмет, а мышь пытается увидеть, что это такое. Приглядевшись, можно распознать мобильный телефон. Зритель хотел бы знать, что за информация в телефоне, но вряд ли ему это удастся.

«Очень важной деталью выставки “Дурные шутки” является тот факт, что все работы созданы в течение 2018 года, что говорит о художнике как неотъемлемой части нашего общества, его концентрате и, как ни банально это звучит, зеркале общества. Это значит, что реакция на дурные шутки властей может быть вполне симметричной. Художники тоже шутят», — резюмирует Валерия Ибраева.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Господдержка раскручивает ВИЭ

Вес возобновляемой энергетики в энергосистеме страны рос бы более высокими темпами, если бы не дефицит проектного финансирования

Культура

Падающее яблоко и боливар с секретом

Энциклопедия русской моды? Ироничный деревенский карнавал? Трагедия, драма? В Алматы юбилеи А.С. Пушкина и КГАТОБ им. Абая отметили постановкой оперы «Евгений Онегин» в современной эстетической трактовке

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Требуются середняки

Качество казахстанской индустриализации повысится, когда вырастет вес средних проектов. Пока доминируют проекты-гиганты, процесс будет недостаточно устойчив