Работа под давлением

Хорошие финансовые показатели по итогам прошлого года позволят «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) остаться с прибылью и в 2018 году, несмотря на простой и потери в результате аварии

Работа под давлением

После аварии на газопроводах с первого раза запустить АМТ не удалось: на полную мощность предприятие выйдет только в первые недели 2019 года. За полтора месяца простоя АМТ не выпустил более 300 тыс. тонн стали (возможно, даже около 400 тыс. тонн), то есть примерно 10% от своего проектного объема производства. Более высокие цены на сталь, сложившиеся в 2018 году, впрочем, частично компенсируют негативное влияние от снижения производства на финансовые показатели предприятия.

Во всем виноват электрод

Во время выходных в честь Дня независимости Казахстана в присутствии приемной комиссии по промышленной безопасности на «АрселорМиттал Темиртау» проходили испытания после ремонта на газопроводах. Кислородопровод 16 декабря прошел их успешно. На следующий день проходили испытания азотопровода. Рабочее давление в нем составляет 20 кг/кв. м, но во время проверки он должен выдержать давление на 25% больше (в данном случае 28 кг/кв. м). «И вот при поднятии давления, когда дошли до давления 22,4 килограмма, произошел разрыв трубопровода в том месте, где нержавеющая труба сваривается с черновой трубой, — объяснил суть происшествия исполнительный директор АМТ Вадим Басин. — Организация из Павлодара неправильно сварила, не тот электрод использовала, поэтому шов не выдержал». Из-за разрыва азотопровода кислородопровод упал с опор (проверка показала, что он остался цел), были повреждены протянутые рядом более мелкие паропровод и трубопровод со сжатым воздухом.

После инцидента компания АМТ не стала требовать исправлений, а обратилась к другому подрядчику: «Соединение черной трубы с нержавейкой — это непростой переход, поэтому мы будем использовать более сложный, затратный по времени, но надежный способ сварки», — пояснил г-н Басин.

Ремонт, по предварительным данным, займет от двух до пяти дней. Затем компания снова проведет испытания и кислородо-, и азотопровода. «Мы начнем подачу кислорода высокого давления, азота высокого давления и всех других сред в конвертерный цех, после чего он начнет работать: выплавлять сталь и разливать ее на МНЛЗ для заготовок сортового проката. Мы запустим машину для разливки плоского проката, и постепенно комбинат будет выходить на проектные параметры», — описал порядок действий исполнительный директор АМТ. На проектную мощность компания, если испытания пройдут успешно, выйдет примерно в первые недели 2019 года (раньше на предприятии полагали, что вернуться к рабочим показателям смогут через месяц после аварии).

Цепная аварийная реакция

Авария на трубопроводах на участке между конвертерным цехом и цехом обжига известняка случилась 10 ноября 2018 года. Из-за разрыва газопровода кусок трубы пробил стену конвертерного цеха, обломками стены была повреждена машина непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), упал мостовой кран. Были порваны кабели, нарушена водоподготовка.

Ситуация осложнилась зимними холодами. После аварии на конвертере из-за того, что чугун перерабатывать негде, доменные печи 2 и 4 работают на пониженных параметрах. Как следствие, доменного газа, который нужен для работы прокатных цехов и других производств, вырабатывается мало. Листопрокатный цех 1, по данным «Темиртауского рабочего», работал «по наличию газа одной методической печью», в листопрокатном цехе 2 пяти- и шестиклетьевые станы работали «в дискретном режиме по наличию металла».

В настоящее время на АМТ три доменные печи, которые производят литейный чугун, работают на низких параметрах. Суточный объем производства составляет около 2,5 тыс. тонн чугуна. Для сравнения, в нормальном режиме они производят 11 тыс. тонн в сутки товарного чугуна для производства стали. Сейчас выпускается некондиционный чугун, который компания либо продаст, либо будет использовать в качестве добавки при производстве стали. Данных по прямым затратам на ремонт и упущенной выгоде пока нет. «Общее ощущение есть, но это не цифры, которые я могу назвать», — объяснил Вадим Басин.

По предварительным оценкам до испытаний, АМТ не произвел около 300 тыс. тонн стали. С учетом отсрочки на подготовку ко вторым испытаниям эта цифра вырастет. На предприятии объем непроизведенной стали в итоге может составить около 10% от среднего годового объема производства предприятия (около 4 млн тонн стали в год).

Фото: INSTAGRAM.COM/TEMIRTAU.CITY

Авария на АМТ произошла в конце довольно благополучного (с точки зрения спроса и цен) года. В отчете за первое полугодие 2018 года ArcelorMittal и в исследованиях консультационных компаний, посвященных рынку стали (также опирающихся на данные за первые шесть-семь месяцев 2018 года), отмечался рост цен на сталь и объемов производства в разных регионах. Причин несколько: повышение импортных пошлин на сталь на 25% в США, рост спроса в Китае и Европе. ArcelorMittal предположил, что видимый спрос на сталь (ASC) по всему миру продолжит расти в 2018 году в диапазоне 2–3% (ранее ожидалось, что рост составит 1,5–2,5%). «По регионам: видимый спрос на сталь в США в 2018 году, как ожидается, вырастет на 2–3%, спрос будут подталкивать машиностроение и строительная отрасль. В Европе сильное положение в строительной отрасли и машиностроении, как кажется, поддержит видимый спрос на сталь в диапазоне 2–3% (ранее ожидалось, что спрос вырастет на 1–2%). В Бразилии в 2018 году прогноз по видимому спросу на сталь стал более сдержанным: спрос будет расти на уровне 5,5–6,5% (ранее ожидалось, что он составит 6.5–7,5%), отражая влияние забастовки дальнобойщиков, охватившей всю страну, и более осторожные предположения относительно предстоящих выборов. В СНГ рост видимого спроса на сталь в 2018 году все еще ожидается на уровне 2–3%, отражая сильный уровень потребления, особенно восстановление в сегменте автопродаж и автопроизводства в России. В целом мировой видимый спрос на сталь (за вычетом Китая), как и предполагалось, в 2018 году вырастет примерно на 3–4%. В Китае в целом спрос, как ожидается, в 2018 году будет расти в диапазоне 1–2% (раньше ожидалось, что спрос будет колебаться между падением на 0,5% и ростом на 0,5%). Спрос в сегменте строительства жилья неожиданно повысился, а спрос со стороны машиностроительной и автомобильной отраслей остался устойчивым, однако рост спроса был частично нивелирован снижением в сегменте инфраструктурного строительства», — говорится в отчете «АрселорМиттал» за первое полугодие 2018 года.

Во втором полугодии консультанты предсказали снижение цен на сталь. Реальность подтвердила справедливость таких прогнозов. По данным «БКС Экспресс», цены на горячекатаный прокат на условиях FOB в Черном море упали с более 600 долларов за тонну в марте до 500 долларов в ноябре. Стоимость холоднокатаного рулона в ноябре составила около 580 долларов за тонну. АМТ, таким образом, недополучил примерно 150 млн долларов.

Высказывалось также предположение, что авария вызовет локальный рост цен на сталь, но пока существенных изменений не произошло. Российские металлурги, по оценкам СМИ, соглашаются даже на снижение цен или дальние поставки (в Бразилию или Китай с погрузкой во Владивостоке) ради сокращения складских запасов.

Домашняя заготовка

Для АМТ, по информации топ-менеджера, год также не был плохим: «Ситуация по рынкам сбыта складывалась по-разному. Были повышения, были понижения, были сложности с Россией, когда нас пытались обвинить в том, что мы лезем на их рынок и мешаем им продавать. Каждый квартал характеризовался своими показателями, но в целом неплохо. На уровне 2017 года и по деньгам, и по производству», — отметил г-н Басин.

На уровне 2017 года — это 720,2 млрд тенге (2,2 млрд долларов) выручки и 108,4 млрд тенге (почти 332,6 млн долларов) чистой прибыли. Именно такие финансовые показатели представлены в годовом отчете «АрселорМиттал Темиртау» за 2017 год. В годовом отчете указывается, что «компания не объявляла, не выплачивала дивиденды в 2017 и 2016 годах». Правда, по состоянию на 31 декабря 2017 года у нее остался непогашенный заем на сумму почти 149 млрд тенге (примерно 457 млн долларов) под 13% годовых. Но погашать кредит АМТ будет лишь в марте 2022 года единовременным платежом.

Следовательно, можно предположить, что деньги по итогам прошлого года остались в компании и у нее есть приличная финансовая подушка безопасности для того, чтобы без потрясений для своей устойчивости довести ремонт после тяжелой аварии до конца и остаться в прибыли по итогам 2018 года.

Последний вопрос: как компания намерена предотвращать аварии, подобные случившейся. Пока ответа нет, ведется расследование причин, оно продлено до 26 декабря 2018 года.

В июле 2018 года АО «АрселорМиттал Темиртау» объявило о запуске трехлетней инвестиционной программы. В производственные объекты АМТ планирует вложить 305 млрд тенге, примерно по 100 млрд тенге каждый год. «Основной наш крупный проект, который находится в разработке, это ТЭЦ — модернизация ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Мы также модернизируем угольный департамент. И третье направление модернизации — сталелитейный процесс, включая модернизацию на втором переделе в цехе горячего проката для улучшения качества выпускаемой продукции», — пояснил гендиректор АМТ Парамжит Калон (цитата по «Интерфаксу»). В июле же компания начала строительство нового блока разделения воздуха за 70 млн евро (примерно 28,7 млрд тенге). В октябре компания объявила, что установила в углеподготовительном цехе рукавные фильтры за 700 млн тенге. Кроме того, после аварии стало известно, например, что в тот момент конвертер №1 и доменная печь № 3 находились на капитальном ремонте.

В связи с аварией никаких изменений в инвестиционные планы и инвестиционные обязательства компания не планирует. «Пока никаких изменений не рассматривается», — подтвердил Вадим Басин.

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости