Мечта о собственном тулпаре

Повестка дня

Мечта о собственном тулпаре

Идею о собственном автомобилестроении с высокой локализацией производства можно отодвинуть на неопределенное время, а может, и вовсе похоронить. Несколько событий уходящего года говорят в пользу этого аргумента. Увеличение выпуска автомобилей все-таки недостаточный повод для оптимистических заявлений о том, что казахстанские заводы смогут перейти от режима сборочного производства к более глубокому переделу. Представители отраслевых ассоциаций подвели предварительные итоги деятельности за 11 месяцев текущего года. Оказалось, что казахстанские автосборочные предприятия выпустили 29,2 тыс. автомобилей, что на 71,8% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Глава союза «КазАвтоПром» Олег Алферов прогнозирует по итогам года выпуск не менее 32 тыс. автомобилей. «Таким образом отрасли удалось вплотную приблизиться к докризисным показателям 2014 года», — считает он.

Есть разные оценки уровня производства, начиная с которого появляется экономический смысл в строительстве автомобильного завода с глубокой локализацией (более 50%). Самые скромные оценки — 100 тыс. автомобилей в год. Только перейдя этот рубеж, мы можем говорить о высокой локализации производства. Пока наше автомобилестроение представлено сборочными предприятиями, которые собирают автотранспорт в режиме SKD и CKD для того, чтобы обойти высокие импортные пошлины. Обычно на детали, агрегаты и узлы таможенная пошлина ниже, чем на готовое изделие.

Весьма сомнительно, что в РК появится рынок объемом 100 тыс. новых автомобилей в год. Ведь рынку понадобилось три года на восстановление, причем не без государственного вмешательства. С 2016 года за счет денег Нацфонда РК работает программа льготного автокредитования. Общая сумма выданных кредитов приблизилась к 50 млрд тенге. Без этой помощи, скорее всего, автомобильные предприятия РК не смогли бы показать такие хорошие результаты.

Для дальнейшей поддержки казахстанского автомобилестроения из бюджета дополнительно выделят 10 млрд тенге на льготное автокредитование. Это еще раз подтверждает, что без «топлива» за казенный счет казахстанский рынок новых автомобилей слишком мал для собственного производства с высокой локализацией.

И последняя новость уходящего года, свидетельствующая о провале идеи о собственном автомобилестроении. Китайский автопроизводитель CMC все-таки покупает контрольный пакет (51% доли) казахстанского автосборочного предприятия — «СарыаркаАвтоПром» (САП). Неизвестна точная сумма сделки, но объявлено, что инвестиции в казахстанский актив составят более 1 млрд долларов (с учетом выкупленной доли). «Группа компаний Аллюр», куда входит САП, несколько лет назад испытывала финансовые трудности, поэтому Банк развития Казахстана пошел на конвертацию своего кредита в долю этой компании. С другой стороны, амбициозные заявления автомобильной компании, что она наладит производство автомашин собственной разработки, инженерные мечты о собственном электрокаре оказались невозможными по объективной причине. В Казахстане для этого нет корпуса высококвалифицированных инженеров. Возможно, с приходом китайского инвестора, который намерен выйти на рынок РФ, собственно, для этого он и купил САП, эту проблему удастся решить.

Статьи по теме:
Общество

Виртуал стал реальностью

Сегодня одной из прибыльных профессий в мире считается не врач, не инженер, и уж, конечно, не учитель, а блогер

Общество

Судьба артиллериста

Две книги о Пушкине, повесть на материале античной истории и один текст любовной восточной сказки — вот и все, что мы знаем об алма-атинском писателе Николае Раевском

Экономика и финансы

Укрепление слабой позиции

Чем больше в компании частных инвесторов, задающих неудобные вопросы, тем выше должна быть ее эффективность

Тема недели

Курс Токаева

Касым-Жомарт Токаев — продолжатель или реформатор? Новый президент старается оставить за собой возможность выбрать любую из двух ролей