За прозрачной витриной

Редакционная статья

За прозрачной витриной

Вывести малый бизнес, а это львиная доля продуктовой розницы, в легальный сектор — большая государственная задача. По команде такие предприниматели в формальную экономику не перейдут — на то они и предприниматели, чтобы искать лазейки. Поэтому их движение к свету необходимо стимулировать, чтобы малый бизнес понял свою выгоду: онлайн-кассы, системы автоматизации, безналичные платежи — все работает на эффективность, значит, на рост продаж и доходов. Техническое оснащение — первое направление работы по выводу малого бизнеса из тени.

Следующее направление предполагает развитие безналичных платежей в реальной потребительской экономике; третье — меры усиления точечного налогового администрирования и контроля, четвертое — меры по борьбе с контрафактом. Четвертое направление, кстати, напрямую связано с первым — именно онлайн-касса, просто не считывая данные фальсификата, может стать форпостом системы отслеживания происхождения товаров и гарантии качества товаров и продуктов для потребителя. Ну и, наконец, не менее важное направление связано с госпрограммами развития малого бизнеса.

Все эти направления пересекаются и в идеале должны быть увязаны между собой, но проработанных детальных стратегий ни по одному направлению пока нет. Хотя это тоже часть цифрового Казахстана, каким мы хотим его видеть: с возможностью покупки за безналичный расчет в любом магазине, с гарантией подлинности продукции. Подобную задачу сейчас активно решают в России — не без сложностей, а то и перегибов (таковые отмечались на этапе массового внедрения онлайн-касс, когда поставщики поднимали цены или за определенную плату давали справку о том, что товара нет в наличии, так что у отдельного субъекта предпринимательства появлялись якобы веские причины не устанавливать онлайн-кассу в предусмотренный законом срок). Онлайн-касса становится необходимым условием существования и казахстанского малого бизнеса, который в большинстве случаев предпочитает обходиться даже без фискального чека.

Автоматизация малого бизнеса — серьезный IT-проект. Как минимум, паре десятков тысяч магазинов у дома придется переоснаститься. И это лишь первый шажок в будущее, потому что новая инфраструктура дает отличные возможности как самим магазинчикам, так и клиентам, например, для анализа и контроля расходов. Сервис, куда ты ежедневно просто забиваешь номер чека и видишь полную раскладку по всем расходам по типу личного кабинета, где все твои расходы расписаны подробно, до каждой булки хлеба и упаковки картошки, — это не фантастика, а близкое будущее. Владелец магазина, получив такой сервис, сможет по падению выручки проанализировать, что пошло не так, в чем причина снижения продаж и дохода. Вариантов на самом деле много, можно ожидать появления новых продуктовых решений, благодаря которым возможности повсеместно распространенных онлайн-касс будут использовать и бизнес, и клиенты. Для государства выгода от повсеместного внедрения онлайн-касс очевидна: любые операции, проводимые субъектом предпринимательской деятельности с наличными и безналичными средствами, практически сразу попадают в базу налоговой. Государство хочет взять малый бизнес под тотальный контроль, и мелкие предприниматели Казахстана вряд ли этому сильно рады. С другой стороны, это история не только о взаимоотношениях бизнеса и власти — это история и о нас. Технологии, которые используются для того, чтобы не дать мелкому бизнесу скрывать доходы от налогообложения, это просто технологии. А вот наше отношение к внедрению таких технологий — показатель того, в какой стране мы хотим жить.

Читайте так же тему номера: Меньше кеша-светлее бизнес

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости