Старый фестиваль в новом формате

Задача обновленного кинофестиваля Шакена Айманова — продвижение фильмов тюркоязычных стран

Старый фестиваль в новом формате

Открытие XIV Международного кинофестиваля Шакена Айманова прошло в Государственном казахском драматическом театре им. Ауэзова, а награды победителям вручались на закрытии в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая. Локации торжественных церемоний выбраны не случайно — в обоих театрах работал гуру казахского кинематографа Шакен Айманов, чье имя носит фестиваль.

История фестиваля изобилует паузами в проведении и переименованиями — начавшись как «Звезды Шакена», он проходил ежегодно с 2003 года, но через 10 лет прекратил свое существование. В 2015–2016 годах ивент возродили, объединив с кинофестивалем «Евразия». В прошлом году — очередной перерыв, а в 2018‑м кинофестиваль снова вернулся — теперь уже под названием «Кинофестиваль Шакена Айманова» и с акцентом на фильмах тюркоязычных стран. Но, как заявляют сами организаторы, их усилия сосредоточены не только на том, чтобы объединить кинематографистов тюркского мира; не менее важная задача — возродить интерес казахстанского зрителя к серьезному авторскому кино. «Есть кино и не кино. Именно последнее идет сейчас в наших кинотеатрах. Прокатные удостоверения выдаются картинам, которые вносят вклад в оболванивание зрителей. Потерялось представление о настоящем кино. Поэтому мы не стали гоняться за дорогими звездами — Винсентом Касселем или Томом Крузом. Международная программа представляет нежанровое и некоммерческое кино — никаких ужастиков, комедий и триллеров. Может быть, так мы сможем вернуть в кинотеатры старшее поколение. Молодежь, студенты найдут школу кино, а пожилые смогут посмотреть фильмы о семейных драмах и свободе выбора. Немало фильмов рассказывают о пожилых людях. Это душевные истории, которые заставляют плакать», — заявил председатель отборочной комиссии кинофестиваля Олег Борецкий.

Апофеоз «Казахфильма»

Картины на кинофестиваль Шакена Айманова отбирались без ограничений и предпочтений. «В отличие от кинофестиваля “Евразия”, который ограничен Евразийским континентом, мы попытались собрать картины из Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. И даже Кубы, которая впервые принимала участие в нашем кинофестивале», — рассказала арт-директор кинофестиваля Диана Ашимова. Программная служба получила более 300 заявок, они поступали на веб-сайт или напрямую в программную службу, кроме того, организаторы сами запрашивали картины у международных дистрибьюторов после просмотров на международных фестивалях. В итоге на суд отборочной комиссии попали 53 фильма.

В конкурсную программу «Перекресток» было включено 12 картин, которые и боролись за три основных приза — Гран-при, приз за лучшую режиссерскую работу и спецприз жюри. В отдельном конкурсе тюркоязычных фильмов «Земля отцов» участвовало еще 12 картин, но номинаций для них было больше, поскольку новый формат кинофестиваля ориентирован как раз на фильмы тюркоязычных стран.

В третьей конкурсной программе «Мы здесь живем» участвовали исключительно отечественные фильмы, они боролись за Национальную премию «Кулагер» Союза кинематографистов Казахстана. Претендентов было 20, но зрителям показали только девять картин, в числе которых «Ночной бог» Адильхана Ержанова, «Шанырак» Джанибека Сулеева, «Аруах» Хуата Ахметова, «Балуан Шолак» Нургельды Садыгулова, документальные ленты «Алтын Эмель» и «Казахский танец». Все они сняты на «Казахфильме». Практически полное отсутствие фильмов от независимых отечественных киностудий — один из выраженных трендов кинофестиваля Шакена Айманова. На государственной киностудии сняты и «Река» Эмира Байгазина, представленная в международной программе, и участники конкурса «Земля отцов» — совсем свежий «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова и уже побывавший на международных фестивалях «Талан» Булата Калымбетова.

Герои нашего времени

В программе кинофестиваля не было жанровых и развлекательных картин, главным образом были представлены социальные драмы. Артхаусное кино, затрагивающее серьезные темы и заставляющее задуматься. Две награды кинофестиваля (спецприз жюри и приз NETPAC) получила картина «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова. О фильме стоит сказать отдельно: на фоне других казахстанских работ его выделяет желание осмыслить реалии казахстанского общества. Герои фильма — банковские работники. Действие картины разворачивается в Алматы, в одном из банков, где случай сводит вместе старых приятелей по вузу — менеджера среднего звена и «эффективного» управленца, приехавшего из Астаны на руководящую позицию. Один — неудачник, без связей и амбиций, пашущий без повышения уже семь лет. Другой — практик серых схем, упивающийся собственной безнаказанностью. В фильме хорошо отражена повседневная жизнь мелких служащих финансовых учреждений. Разговоры, которые ведет банковский планктон в офисах, лифте, в курилках, с одной стороны, отражают идеологию государства и восприятие ее обществом — переименование улиц и страны, переход на латиницу и даже празднование дня Святого Валентина. С другой — демонстрируют полное к ней равнодушие. Банковский планктон уподобляется зомби. Единственное, что может вызвать неподдельный интерес — сокращение зарплат, штата и увольнения. Еще большее моральное падение демонстрируют главные герои. Секрет лидерства состоит в потере человечности, в способности генерировать негативную энергию, чтобы в буквальном смысле идти по трупам. Человеческие отношения подменяются суррогатом энергетического и материального обмена. И сводятся к главной ценности — деньгам и обеспечивающему их статусу. Секрет лидерства — не в финансовых махинациях в страновых масштабах, не в моральных извращениях и даже не в убийстве. Он — в равнодушии, готовности закрыть глаза на преступление, в молчаливом согласии другого.

Несмотря на наличие идеи, проходящей красной нитью через весь фильм, автору еще нужно поработать над художественным языком и средствами выражения. Сцены с нецензурными ругательствами и распитием алкоголя слишком натуралистичны. Монтаж в конце фильма со склейкой двух планов и выпадением в серый экран вызывает вопросы. Выбор героя остается как бы за кадром. В заключительном эпизоде он уже в дорогом костюме и модном галстуке готовится принять повышение в должности. За окном цветущий весенний сад, с которого началось действие фильма. Счастье возможно. Но каким путем, остается решать самому зрителю.

Тюркский акцент

Кинофестиваль Шакена Айманова поддержала ассоциация по продвижению тюркоязычного кино в мире. Напомним, что задача ассоциации кино тюркоязычных стран и регионов — собирать информацию о выпускаемых фильмах, содействовать их продвижению в прокате, СМИ и кинофестивалях, а также оказывать поддержку в производстве кино. Ассоциация планирует войти как институциональный член в NETPAC (Network for the Promotion of Asian Cinema) — организацию, занимающуюся продвижением азиатского кино. Формат, делающий акцент на тюркоязычном кинематографе, организаторы кинофестиваля считают удачной находкой и планируют его дальнейшее развитие, в частности, дополнив следующую фестивальную программу секциями дебютного и короткометражного кино.

Именем Шакена

Награды XIV Международного кинофестиваля Шакена Айманова

Международная конкурсная программа «Перекресток»:

  • Гран-при за лучший фильм — «Канделария» (Колумбия), режиссер — Джонни Хендрикс Инестроса.

  • Приз за лучшую режиссерскую работу — Бенедикт Эрлингссон, «Женщина на войне» (Исландия).

  • Специальный приз жюри — «Подсолнух» (Китай), режиссер — Чжан Лопин.

Конкурсная программа кино тюркоязычных стран «Земля отцов»:

  • Гран-при за лучший фильм — «Царь-Птица» (Якутия, РФ), режиссер — Эдуард Новиков.

  • Приз за лучшую режиссерскую работу — «Талан» (Казахстан), режиссер — Болат Калымбетов.

  • Приз за лучший сценарий — «Чинар» (Турция), режиссер — Мустафа Карадениз.

  • Специальный приз жюри — «Тренинг личностного роста» (Казахстан), режиссер — Фархат Шарипов.

  • Приз за лучшую женскую роль — Феруза Саидова «Папа заболел» (Узбекистан), режиссер — Зульфикар Мусаков.

  • Приз за лучшую мужскую роль — Акылбек Абдыкалыков, «Ночная авария» (Кыргызстан), режиссер — Темирбек Бирназаров.

Статьи по теме:
Тема недели

Практическое изменение

Получить специальное профессиональное образование в Финляндии можно бесплатно, неоднократно и в любом возрасте

Тема недели

Кто готовит непрофессионала?

Попытки диверсификации экономики уперлись в дефицит квалифицированных кадров в обрабатывающей промышленности

Спецвыпуск

Энергетика наедине

Казахстанский электроэнергетический сектор растет вслед за промышленностью РК. Емкий внутренний рынок компенсирует схлопывание экспорта

Культура

Оцифрованный гимн жизни

В Алматы состоялась мировая премьера мультимедийного музыкального шоу Mr. Adam Марата Бисенгалиева