Старый фестиваль в новом формате

Задача обновленного кинофестиваля Шакена Айманова — продвижение фильмов тюркоязычных стран

Старый фестиваль в новом формате

Открытие XIV Международного кинофестиваля Шакена Айманова прошло в Государственном казахском драматическом театре им. Ауэзова, а награды победителям вручались на закрытии в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая. Локации торжественных церемоний выбраны не случайно — в обоих театрах работал гуру казахского кинематографа Шакен Айманов, чье имя носит фестиваль.

История фестиваля изобилует паузами в проведении и переименованиями — начавшись как «Звезды Шакена», он проходил ежегодно с 2003 года, но через 10 лет прекратил свое существование. В 2015–2016 годах ивент возродили, объединив с кинофестивалем «Евразия». В прошлом году — очередной перерыв, а в 2018‑м кинофестиваль снова вернулся — теперь уже под названием «Кинофестиваль Шакена Айманова» и с акцентом на фильмах тюркоязычных стран. Но, как заявляют сами организаторы, их усилия сосредоточены не только на том, чтобы объединить кинематографистов тюркского мира; не менее важная задача — возродить интерес казахстанского зрителя к серьезному авторскому кино. «Есть кино и не кино. Именно последнее идет сейчас в наших кинотеатрах. Прокатные удостоверения выдаются картинам, которые вносят вклад в оболванивание зрителей. Потерялось представление о настоящем кино. Поэтому мы не стали гоняться за дорогими звездами — Винсентом Касселем или Томом Крузом. Международная программа представляет нежанровое и некоммерческое кино — никаких ужастиков, комедий и триллеров. Может быть, так мы сможем вернуть в кинотеатры старшее поколение. Молодежь, студенты найдут школу кино, а пожилые смогут посмотреть фильмы о семейных драмах и свободе выбора. Немало фильмов рассказывают о пожилых людях. Это душевные истории, которые заставляют плакать», — заявил председатель отборочной комиссии кинофестиваля Олег Борецкий.

Апофеоз «Казахфильма»

Картины на кинофестиваль Шакена Айманова отбирались без ограничений и предпочтений. «В отличие от кинофестиваля “Евразия”, который ограничен Евразийским континентом, мы попытались собрать картины из Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. И даже Кубы, которая впервые принимала участие в нашем кинофестивале», — рассказала арт-директор кинофестиваля Диана Ашимова. Программная служба получила более 300 заявок, они поступали на веб-сайт или напрямую в программную службу, кроме того, организаторы сами запрашивали картины у международных дистрибьюторов после просмотров на международных фестивалях. В итоге на суд отборочной комиссии попали 53 фильма.

В конкурсную программу «Перекресток» было включено 12 картин, которые и боролись за три основных приза — Гран-при, приз за лучшую режиссерскую работу и спецприз жюри. В отдельном конкурсе тюркоязычных фильмов «Земля отцов» участвовало еще 12 картин, но номинаций для них было больше, поскольку новый формат кинофестиваля ориентирован как раз на фильмы тюркоязычных стран.

В третьей конкурсной программе «Мы здесь живем» участвовали исключительно отечественные фильмы, они боролись за Национальную премию «Кулагер» Союза кинематографистов Казахстана. Претендентов было 20, но зрителям показали только девять картин, в числе которых «Ночной бог» Адильхана Ержанова, «Шанырак» Джанибека Сулеева, «Аруах» Хуата Ахметова, «Балуан Шолак» Нургельды Садыгулова, документальные ленты «Алтын Эмель» и «Казахский танец». Все они сняты на «Казахфильме». Практически полное отсутствие фильмов от независимых отечественных киностудий — один из выраженных трендов кинофестиваля Шакена Айманова. На государственной киностудии сняты и «Река» Эмира Байгазина, представленная в международной программе, и участники конкурса «Земля отцов» — совсем свежий «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова и уже побывавший на международных фестивалях «Талан» Булата Калымбетова.

Герои нашего времени

В программе кинофестиваля не было жанровых и развлекательных картин, главным образом были представлены социальные драмы. Артхаусное кино, затрагивающее серьезные темы и заставляющее задуматься. Две награды кинофестиваля (спецприз жюри и приз NETPAC) получила картина «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова. О фильме стоит сказать отдельно: на фоне других казахстанских работ его выделяет желание осмыслить реалии казахстанского общества. Герои фильма — банковские работники. Действие картины разворачивается в Алматы, в одном из банков, где случай сводит вместе старых приятелей по вузу — менеджера среднего звена и «эффективного» управленца, приехавшего из Астаны на руководящую позицию. Один — неудачник, без связей и амбиций, пашущий без повышения уже семь лет. Другой — практик серых схем, упивающийся собственной безнаказанностью. В фильме хорошо отражена повседневная жизнь мелких служащих финансовых учреждений. Разговоры, которые ведет банковский планктон в офисах, лифте, в курилках, с одной стороны, отражают идеологию государства и восприятие ее обществом — переименование улиц и страны, переход на латиницу и даже празднование дня Святого Валентина. С другой — демонстрируют полное к ней равнодушие. Банковский планктон уподобляется зомби. Единственное, что может вызвать неподдельный интерес — сокращение зарплат, штата и увольнения. Еще большее моральное падение демонстрируют главные герои. Секрет лидерства состоит в потере человечности, в способности генерировать негативную энергию, чтобы в буквальном смысле идти по трупам. Человеческие отношения подменяются суррогатом энергетического и материального обмена. И сводятся к главной ценности — деньгам и обеспечивающему их статусу. Секрет лидерства — не в финансовых махинациях в страновых масштабах, не в моральных извращениях и даже не в убийстве. Он — в равнодушии, готовности закрыть глаза на преступление, в молчаливом согласии другого.

Несмотря на наличие идеи, проходящей красной нитью через весь фильм, автору еще нужно поработать над художественным языком и средствами выражения. Сцены с нецензурными ругательствами и распитием алкоголя слишком натуралистичны. Монтаж в конце фильма со склейкой двух планов и выпадением в серый экран вызывает вопросы. Выбор героя остается как бы за кадром. В заключительном эпизоде он уже в дорогом костюме и модном галстуке готовится принять повышение в должности. За окном цветущий весенний сад, с которого началось действие фильма. Счастье возможно. Но каким путем, остается решать самому зрителю.

Тюркский акцент

Кинофестиваль Шакена Айманова поддержала ассоциация по продвижению тюркоязычного кино в мире. Напомним, что задача ассоциации кино тюркоязычных стран и регионов — собирать информацию о выпускаемых фильмах, содействовать их продвижению в прокате, СМИ и кинофестивалях, а также оказывать поддержку в производстве кино. Ассоциация планирует войти как институциональный член в NETPAC (Network for the Promotion of Asian Cinema) — организацию, занимающуюся продвижением азиатского кино. Формат, делающий акцент на тюркоязычном кинематографе, организаторы кинофестиваля считают удачной находкой и планируют его дальнейшее развитие, в частности, дополнив следующую фестивальную программу секциями дебютного и короткометражного кино.

Именем Шакена

Награды XIV Международного кинофестиваля Шакена Айманова

Международная конкурсная программа «Перекресток»:

  • Гран-при за лучший фильм — «Канделария» (Колумбия), режиссер — Джонни Хендрикс Инестроса.

  • Приз за лучшую режиссерскую работу — Бенедикт Эрлингссон, «Женщина на войне» (Исландия).

  • Специальный приз жюри — «Подсолнух» (Китай), режиссер — Чжан Лопин.

Конкурсная программа кино тюркоязычных стран «Земля отцов»:

  • Гран-при за лучший фильм — «Царь-Птица» (Якутия, РФ), режиссер — Эдуард Новиков.

  • Приз за лучшую режиссерскую работу — «Талан» (Казахстан), режиссер — Болат Калымбетов.

  • Приз за лучший сценарий — «Чинар» (Турция), режиссер — Мустафа Карадениз.

  • Специальный приз жюри — «Тренинг личностного роста» (Казахстан), режиссер — Фархат Шарипов.

  • Приз за лучшую женскую роль — Феруза Саидова «Папа заболел» (Узбекистан), режиссер — Зульфикар Мусаков.

  • Приз за лучшую мужскую роль — Акылбек Абдыкалыков, «Ночная авария» (Кыргызстан), режиссер — Темирбек Бирназаров.

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости