В ожидании нового кризиса

Редакционная статья

В ожидании нового кризиса

Мир готовится к новому кризису, вернее будет сказать, к новому всплеску старого. Правительство во главе с Каримом Масимовым уверяет нас, что Казахстан встретит его во всеоружии. Основание для оптимизма у властей есть: в восьмом-девятом годах им удалось притушить пожар, охвативший банки, поддержать МСБ, оживить стройки и так далее в соответствии со списком антикризисных мер правительства. Но может быть, как раз сейчас и пришла пора проанализировать не только успехи, но и потери страны в кризис. Строительная индустрия, многие предприятия малого и среднего бизнеса просто не выжили на голодном финансовом пайке гостраншей при огромных долгах банкам, что, в свою очередь, ударило по самим кредиторам.

Три банка были национализированы полностью, еще в два влили деньги за пакеты акций. Остальные выкарабкивались сами. В результате мы спасли нашу «лучшую в СНГ» финансовую систему, а что недосчитались некоторой мелочи, так в кризис приходится чем-то поступаться.

Но полного выздоровления системы пока так и не произошло. Вообще, банки как-то стушевались после кризиса, подрастеряли свою предкризисную прыть и несколько вяло отвечают на призывы правительства начать наконец кредитовать экономику.

В девятом году стагнация кредитной деятельности объяснялась элементарной нехваткой денег. Еще одной причиной многие банкиры называли дефолты Альянс и БТА банков и ожидание реструктуризации их долгов. Реструктуризация завершилась, а чуда так и не произошло: банковский сектор продолжает находиться под прессом кризисного ухудшения состояния экономики. Многие банки до сих пор убыточны, хотя кризис в Казахстане, как признано на официальном уровне, давно завершился. Правительство, выпроводив кризис, как-то о нем уже успело подзабыть, как и о заявленных мерах по оздоровлению экономики, предприятий, банков.

До сих пор не решен вопрос с налогообложением по списанным кредитам, в результате банки должны тащить этот балласт на своих балансах. Принятая еще весной программа по оздоровлению, которая предполагала различные схемы очищения балансов БВУ и снижение задолженности предприятий, так и не заработала. Банкиры сами недоумевают по этому поводу. А пока продолжают формировать провизии по проблемным займам, а значит — недосчитываются прибыли.

Но больше всего тревог вызывают как раз банки, прошедшие реструктуризацию. Нам обещали, как только проблемные фининституты освободятся от долгов, они тут же и заработают на благо родине, потратившей на их спасение миллиарды долларов, в первую очередь, конечно, БТА Банка. Национализацию Альянс Банка за 100 тенге даже нельзя занести в статью расходов. Банки получили преимущества госучреждений: деньги по антикризисной программе в первую очередь шли через них. Так искусственно была поддержана их конкурентоспособность.

Вопрос, зачем нужно было спасать банки, звучал не раз. Правительство внятно объясняло: слишком велико их значение для экономики, чтобы вот так просто взять и их обанкротить. Особенно болезненно ударило бы банкротство по населению, державшему деньги на депозитах. Кроме того, разорение банков и отказ платить по обязательствам подорвали бы имидж всей банковской системы. Банкам трудно было бы привлекать финансирование из-за рубежа.

Впрочем, дефолты и реструктуризация, в том числе долгов по торговому финансированию БТА Банком, все равно мало способствовали укреплению доверия к казахстанским банкам в мире. В течение какого-то времени нашим банкам в любом случае путь на зарубежные рынки капитала заказан: слишком дорого обойдутся заимствования.

Казахстан и сам стал заложником реструктуризации: правительству придется продолжать спасать банки, каково бы ни было их состояние. Рейтинговые агентства в оценках реструктурированных банков учитывают возможность их поддержки государством. Вот Fitch в отчете о подтверждении рейтингов Альянс Банка и БТА бесхитростно сообщает: «Тот факт, что банки находятся в государственной собственности, а также наличие репутационного риска для властей страны в случае повторного дефолта какого-либо из этих банков являются стимулами для предоставления поддержки». Правда, возможности дальнейшей поддержки, разразись новый кризис, окажутся под большим вопросом.