Нужный учебный курс

15 ноября 2018 года РК отметила 25-летний юбилей своей национальной валюты

Нужный учебный курс

К этому празднику был приурочен VIII Конгресс финансистов Казахстана. Для участия в этом мероприятии в Алматы съехалось более 300 гостей из разных стран мира. В течение двух дней на площадках конгресса обсуждались наиболее актуальные проблемы финансовых систем и мировых финансовых рынков. Первый день был в основном посвящен глобальным проблемам, таким как денежно-кредитные политики центробанков, надзор и регулирование, деятельность банков и других организаций финсектора, использование наличных денег, цифровизация, финтех и так далее.

Во второй день говорили о тех, для кого, собственно, работают финансовые организации – о клиентах. Обсуждались защита прав потребителей, охват финансовыми услугами населения, а также давно поднимаемая и до сих пор ничуть не менее актуальная проблема финансовой грамотности. Фининституты заинтересованы в том, чтобы население обладало определенными знаниями в этой сфере: финграмотность упрощает работу с клиентами, повышает финансовую инклюзивность, снижает риски, причем не только банков, но и самих потребителей. Еще один важный аспект: банки могут предлагать грамотной аудитории более продвинутые продукты.

Об опыте Национального банка Швейцарии (НБШ) в повышении финграмотности рассказал директор международного департамента по денежно-кредитным операциям НБШ Андреа Сивьеро.  Даже для такой страны, как Швейцария, с самой давней и богатой банковской историей, проблема обучения населения стоит достаточно остро. В 2007 году - году своего столетия - Национальный банк Швейцарии принял программу финансовой грамотности «Экономикс». «Население должно понимать, что делает регулятор, - объяснил г-н Сивьеро, - если люди что-то не понимают, у них не будет доверия». Цель программы – привить навыки финграмотности учителям, чтобы те, в свою очередь, могли обучить своих учеников. Почему именно с 2007-го действует программа? «Мы почувствовали приближение кризиса [глобальный финансовый кризис 2008 года] и были вынуждены этим заняться», - отметил представитель Швейцарии. В 2017-м, то есть через 10 лет, 40% учителей страны работали по программе «Экономикс».

При Национальном банке Казахстана (НБК) создан экспертный совет по финграмотности, куда входят представители Министерства образования и науки РК. По словам начальника отдела по защите прав потребителей НБК Ксении Калиевой, по рекомендации ОЭСР, Нацбанк является координатором программы по повышению финансовой грамотности, но его компетенции не закреплены законодательно.

О необходимости начинать обучение финансовой грамотности с детства сказал в своем выступлении и заместитель председателя правления АТФБанка Сергей Коваленко. О значении грамотности населения в финансовой сфере лучше всего говорят такие цифры: в скандинавских странах один из самых высоких уровней финграмотности и самые низкие цифры необслуживаемых кредитов (NPL). По данным рейтингового агентства S&P, на исследование которого сослался спикер, в Дании, Швеции и Норвегии, которые занимают первое место по финграмотности, доля разбирающихся в финансовых вопросах людей составляет 71%. В Казахстане финансово грамотное население составляет 40% - это выше, чем в России, где, по данным S&P, эта доля равна 38%. Отметим, что под финансовой грамотностью аналитики агентства подразумевали умение сберегать, инвестировать и одалживать деньги.

Г-н Коваленко акцентировал внимание еще на одной цифре: 64% финансовых решений принимаются в семье, по совету родственников.  «Я думаю, нам нужно сконцентрироваться на детях школьного, может быть, даже дошкольного возраста, потому что они лучше всего впитывают новые знания. Мы их обучаем всем наукам: чтению, физике, математике, химии, но не финансовой грамотности, ее мы почему-то обходим стороной. В результате ребенок вырастает без базового образования в этой очень важной сфере, а, став взрослым, все свои финансовые решения принимает, опираясь не на собственные знания, а на советы родных, друзей и знакомых или ориентируясь на рекламу, - подчеркнул г-н Коваленко. - Когда он сам становится родителем, то передает свои ограниченные знания и свой опыт, возможно неудачный, своим детям.  Мы считаем, этот порочный круг можно разорвать, только сконцентрировав все усилия на детях. Если начинать работать со взрослыми людьми, эффект будет ниже». Спикер привел в пример удачный опыт борьбы с курением, практикуемый некоторыми странами. Там оставили в покое курящих взрослых и сосредоточили все свои усилия на детях. В результате выросло некурящее поколение.

По мнению заместителя председателя правления АТФБанка, необходимы юридические изменения, в частности, можно было бы на законодательном уровне закрепить финансовое образование в школьной программе. Будет ли это обязательный предмет или на добровольных началах, по желанию родителей, - вопрос второстепенный, главное - положить начало. Кроме того, можно было бы легализовать детские банковские карточки, детские счета: в таком случае ребенок с детства научится распоряжаться своими деньгами, иметь представление о банковских услугах. 

«Развитие предпринимательства напрямую зависит от умения принимать решения, поэтому банки вкладываются и будут вкладываться в обучение малых предприятий. А что касается физических лиц, в силу большого числа населения и ограниченности финансовых ресурсов БВУ, лучше всего принять решение на государственном уровне об обучении финансовой грамотности, начиная с детских садов и школ», - сказал в заключение Сергей Коваленко.

Статьи по теме:
Казахстан

Форум партнеров-2018

АТФБанк и его клиенты пишут свою формулу успеха

Спецвыпуск

Рейтинг годовых отчетов

Годовой отчет АО «Аграрная кредитная корпорация»

Спецвыпуск

Специальное приложение

Годовой отчет-2018: новые ориентиры коммуникации

Тема недели

В фокусе — физическое лицо

Основной тренд современного казахстанского банкинга — нишевой бизнес, цифровизация и сервисы, связанные с использованием информационных технологий