Коротко

Повестка дня

Коротко

Госсектор: пора резать

Фото: GAZPROM.RU

Как минимум в два раза сократить количество национальных компаний предложил председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев. По его словам, несмотря на проводимую госполитику, направленную на сокращение количества госпредприятий, их число продолжает расти. «Под каждые свои нужды госорганы создают новые предприятия и госкомпании. При этом зачастую вопросы конкуренции остаются без внимания», — заметил г-н Кулибаев, выступая на форуме по защите бизнеса 15 ноября. Глава президиума НПП уверен, что обществу нужен анализ эффективности деятельности существующих госкомпаний как по видам деятельности, так и целесообразности наделения их различными статусами операторов, агентов и так далее. По разным оценкам, доля государства остается выше 50% ВВП. Руководство страны запустило вторую волну приватизации с тем, чтобы сократить госучастие в экономике до 25%.

Деловая среда: бизнес в загоне

Нацпалата предпринимателей «Атамекен» считает, что отзыв лицензии, налоговые и другие проверки «являются факторами рейдерства, и действующий Уголовный кодекс от них не защищает». «Нацпалата планирует провести анализ обжалований необоснованных действий органов уголовного преследования. Выявить причины необоснованного вмешательства следственных органов в предпринимательскую деятельность и предложить меры по сокращению волокиты расследований и бездействия правоохранительных органов», — заявил зампредправления НПП Рустам Журсунов.

Топливо: дефицит в режиме самообеспеченности

Модернизация нефтеперерабатывающих предприятий проводилась, чтобы выйти на самообеспеченность по топливу. Модернизация трех НПЗ с большим трудом завершена, но обеспечить рынок собственным топливом мы не можем. Цены на топливо в России выше, чем в Казахстане. Поэтому, как заявил министр энергетики РК Канат Бозумбаев, дизтопливо и бензин вывозятся в Россию большегрузными машинами, фурами и бензовозами. Решение проблемы чиновник видит в запрете вывоза топлива или в повышении цены до российского уровня. «Такой вариант, скажу, из области фантастики: сделать 250 тенге за дизель и 240 тенге за бензин… Но это тоже путь, который мы сейчас не отбрасываем. В этом случае, конечно, правительству нужно будет какие-то меры принимать по субсидированию потребителей», — сказал министр.

Агропром: ударим по неэффективности

Фото: Руслан Пряников

На рынке предприниматель стремится к получению прибыли, поэтому он старается работать эффективно. Возможно, аким СКО Кумар Аксакалов не знает азы экономической теории, поскольку предлагает изымать государственные сельхозземли, если арендующие их фермеры получают низкие урожаи. «С сегодняшнего дня составляйте список этих хозяйств и начинайте претензионную работу. На земле плохо работать должно быть невыгодно. Не получается — освободите землю, передайте другому», — заявил г-н Аксакалов на заседании акимата СКО. По-хорошему местные власти должны разобраться, что действительно мешает фермерам работать эффективно. Причинами низкой эффективности могут стать отсутствие спецтехники, износ оборудования и многое другое, например, коррупционность местных властей. С другой стороны, изъятие неэффективных земель может обернуться банальным переделом агробизнеса.

Авиа: ЧП в небе Португалии

Фото: JETPHOTOS.NET

ЧП с самолетом авиакомпании «Эйр Астана» произошло во время перегоночного рейса из авиационно-технического центра Португалии в Казахстан. Экипаж самолета Embraer 190 столкнулся с техническими неполадками сразу после вылета, практически потеряв контроль над воздушным судном. Был подан сигнал бедствия, для сопровождения казахстанского самолета вылетели два истребителя португальских ВВС. Посадить неисправное воздушное судно удалось с третьей попытки. Случай обещает войти в учебные пособия как пример грамотных действий экипажа в экстремальной ситуации. Среди возможных причин инцидента называют проведенные ранее плановые работы.

Хоргос: много в руках не провезешь

Фото: Руслан Пряников

Порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования на территорию стран ЕАЭС с 1 января 2019 года будет снижен до 500 евро, вес ввозимых товаров не должен превышать 25 кг. Так что тем, кто привык ездить за покупками в Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», стоит учесть нововведения. В случае превышения установленных порогов потребуется заплатить пошлину в размере 30% от стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм веса. До конца года порог беспошлинного ввоза товаров в ЕАЭС физическими лицами на наземном транспорте составляет 1500 евро, вес — до 50 кг.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Практическое изменение

Получить специальное профессиональное образование в Финляндии можно бесплатно, неоднократно и в любом возрасте

Тема недели

Кто готовит непрофессионала?

Попытки диверсификации экономики уперлись в дефицит квалифицированных кадров в обрабатывающей промышленности

Спецвыпуск

Энергетика наедине

Казахстанский электроэнергетический сектор растет вслед за промышленностью РК. Емкий внутренний рынок компенсирует схлопывание экспорта