Герои из соседнего двора

В театре-студии «Дом культуры» состоялась презентация новой книги казахстанского писателя Лили Калаус «Зов Солнца»

Герои из соседнего двора

В нее вошли одноименная повесть, основанная на мотивах тюркской мифологии и являющаяся продолжением опубликованной четыре года назад книги «В поисках Золотой чаши. Приключения Бату и его друзей», еще одна повесть «Свободу животным!», а также сказки и несколько рассказов и эссе, посвященных теме детства. Хотя сборник был выпущен за государственный счет благодаря тому, что в прошлом году повесть «Зов Солнца» получила первую премию Международного литературного конкурса «Рух» в номинации «Детская литература», его дальнейшая судьба остается неопределенной. В Казахстане, к сожалению, издательства не занимаются продвижением и продажей книг. Эту требующую системного и профессионального подхода работу у нас выполняют сами авторы.

Наш разговор с Лилей Калаус о ее новой книге перерос в обсуждение проблем, которые переживает сегодня детская литература.

Для детей писать сложнее

— Как представлена детская литература в Казахстане, в каких жанрах и сегментах?

— Детская литература в Казахстане терпит бедствие не первый десяток лет. Из всех литературных жанров этот — самый беззащитный. Ведь издание книги для детей требует серьезной подготовки: нужны цветные иллюстрации, яркая обложка, печатаются такие книги на специальной бумаге по специальным полиграфическим стандартам. В итоге такие издания стоят довольно дорого. А государство, к сожалению, не поддерживает нашу литературу и наших авторов. Издательства же предпочитают работать в режиме типографии, то есть берут заказы и выполняют их, не предоставляя услуг по распространению и рекламе книги, не говоря уже о том, чтобы вложить в проект собственные деньги. Есть еще один момент, связанный со спецификой детской литературы. Она делится на несколько возрастных сегментов: для самых маленьких, для среднего детского возраста и для подростков. Так вот, для самых маленьких у нас книжки выходят, есть и издательства, которые специализируются на такой литературе, например, «Аруна». Как правило, в таких книжках на первом месте не литература, а образовательный момент. Счет, иностранные языки, задания на сообразительность, всякие раскраски и пазлы. А вот отечественная литература для детей среднего возраста и подростков — большая редкость…

— К этой проблеме мы вернемся чуть позже. А пока о книжках для малышей. Они все-таки в Казахстане выходят. Значит, этот сегмент детской литературы можно считать вполне охваченным?

— Да, можно и так сказать. Если не затрагивать вопрос качества такой литературы. Существует такой стереотип: стишки и сказочки для малышни может писать любой, это не бином Ньютона, что там этот трехлетка понимает, зарифмуй для него «котик-песик» — и всё.

Всякий более-менее образованный литератор знает: писать для детей сложнее, чем для взрослых. Чтобы достучаться до сердца ребенка, надо очень постараться! И детские писатели, и хорошая детская литература — это всегда верхушка пирамиды, если говорить о писательском мастерстве. Какие строчки дети запоминают на всю жизнь, какие герои западают им в душу? Это, например, стихи Чуковского (он гений!), это Винни-Пух, это Пеппи Длинныйчулок, это Русалочка… А если ребенок не запомнил никого и ничего, если он не просит перечитать книгу? Я хочу сказать, что писать для детей очень трудно, этому надо учиться, и для этого надо создать условия в стране: организовать поддержку детских писателей на госуровне, подготовить издательскую базу…

Не быть равнодушными

— Может, не стоит так уж увлекаться этой идеей? Ведь книжные магазины ломятся от детской литературы на любой вкус и на любой кошелек, к тому же продается столько детской классики, что маленькие читатели вполне обеспечены хорошими детскими книгами.

— Книжная классика — это здорово, все мы на ней растем, такие книги должны быть в любом магазине, в любой библиотеке. Но рядом с ними должны стоять книги наших казахстанских авторов, в которых дети увидели бы героев, похожих на них, живущих в нашей стране, в нашей многонациональной культуре, в нашей мифологии. Ведь от книг, прочитанных в детстве, зависит очень многое. Именно культура воспитывает настоящий, а не официозный патриотизм. Так что детские книги, написанные «нами и про нас», необходимы как воздух! Это не просто слова. Я никогда не позиционировала себя в качестве детского писателя. Книга «В поисках Золотой чаши. Приключения Бату и его друзей», которую мы написали вместе с Зирой Наурзбаевой, замечательным писателем, публицистом и культурологом, была для меня вначале неким экспериментом — а смогу ли я? Книга получилась. Я поняла это по реакции маленьких читателей. Нам пишут и они сами, и их родители, все просят продолжения, потому что книгу читают и перечитывают по многу раз! Я не хвастаюсь, все дело в том, конечно, что таких книг почти нет… А детям нравится читать о своих сверстниках и земляках. Однажды на встрече в детском клубе (я читала отрывок из книжки и рассказывала об истории ее создания) дети начали спорить, в какой школе учатся герои. Оказалось, книгу читали почти все присутствующие, а спор набрал такие обороты, что мне вспомнились Гомер или Ходжа Насреддин, герои, за право называться родиной которых боролись многие города и страны. Наша детская литература — это значимый внутренний культурный продукт. К тому же именно она может знакомить детей с особенностями многонациональной казахстанской культуры, пробуждать интерес к изучению казахского языка, например. Бесценные возможности! Но на сегодня они реализованы примерно на два процента, потому что переводов детской литературы у нас выходит тоже катастрофически мало.

— И мы плавно перешли к теме отечественной литературы для детей среднего школьного возраста и подростков…

— Для детей среднего школьного возраста, то есть 10–12 лет, и для подростков выходят единичные книги, выпускаются они за счет авторов или за счет спонсоров, имеют малые тиражи и вряд ли влияют на ситуацию детского чтения в стране. В этом сегменте отечественной классики, пожалуй, до сих пор на первом месте замечательная повесть Бердибека Сокпакбаева «Меня зовут Кожа». При всем уважении к этой жемчужине казахской детской литературы не могу не заметить, что современным детям приходится объяснять, что такое совет отряда, пионеры и прочее. Нужна современная детская и подростковая литература! Сейчас мы с Зирой дописываем продолжение истории Бату и его друзей. Возможно, напишем и третью книгу, и четвертую. Главное, суметь их издать. Наша первая книга лежала в виде рукописи семь лет! Я знаю многих авторов, которые пишут для детей и подростков, но не могут издать свои книги. Обращаюсь ко всем, кого волнует судьба отечественной литературы для детей: давайте что-то будем делать! Нужны секции детской литературы в творческих союзах и объединениях, нужны гранты, конкурсы, помощь книжных магазинов, реклама и раскрутка в интернете. И деньги, конечно, но деньги — не главное. Равнодушие — вот что мешает развитию детской литературы в Казахстане.

От кино до интернета

— Должна ли детская литература воспитывать и образовывать? Что она прививает детям?

— Я считаю, литература должна воспитывать и образовывать. Именно должна, тут я очень категорична. Вероятно, потому что меня как раз воспитывала прежде всего литература. Конечно, сверстники выбирали и другие дороги познания, как бы это сказать, мудрость улицы, что ли. А я выбрала мудрость книги и искренне верю в педагогические возможности книги. Что прививает чтение? Прежде всего, умение мыслить, понятие о добре и зле, понятие об активной личной позиции, о совести, о том, что можно делать, а чего нельзя ни в коем случае. Кроме того, детская литература в игровой творческой форме знакомит читателей с историей, в том числе и с историей науки, пробуждает интерес к иным культурам и языкам, показывает силу слова и учит дару убеждения… Не говоря уже о том, что книга — источник информации, хотя сегодня, конечно, на первом месте в этом смысле — всемогущий гугл.

— Связана ли детская литература с такими областями культуры, как наука, искусство, кинематограф?

— Теснейшим образом! Особенно в нашу визуальную эпоху, когда детей так трудно отвлечь от гаджетов… Современные дети в массе своей читают мало. Такое положение дел сложилось не только в Казахстане, но и во всем мире. Почему это плохо? Потому что есть такое понятие, как «вторичная неграмотность», когда ребенок знает буквы и умеет складывать слова, но не читает и не понимает смысла текста. А значит, плохо обучаем. Не надо говорить, какие проблемы это сулит в будущем, кто будет учиться в вузах и какие специалисты придут на смену нашему поколению… Будить интерес к чтению надо всеми способами — и фильмами, и компьютерными играми, и роликами в ютубе.

— Как меняют цифровые технологии чтение и книгу? Каково их место в «галактике Интернет»?

— На каком бы носителе она ни была — бумажном или электронном, книга остается книгой. А вот каково ее место в современном мире? Современный ребенок, ребенок поколения Z, не похож на своих родителей и бабушек-дедушек. Он по-другому воспринимает мир и по-другому получает и обрабатывает информацию. Для нас книга — всему голова. Для него на первом месте, как вы сказали, «галактика Интернет». Это ни хорошо, ни плохо, не стоит по этому поводу горевать, как это делают многие родители. Надо смириться и работать в предложенных обстоятельствах. Упрямо прививать детям интерес к чтению, это трудная работа, но это возможно! Читайте своим детям вслух, даже подросткам. Найдите для этого время. Поверьте, эффект будет, пусть не мгновенный, пусть отложенный. Ребенок не просто благодаря вам погрузится в удивительный мир литературы, но и запомнит вас, родителей, читающими. И наконец — самый сложный и самый прекрасный рецепт. Сочиняйте истории вместе с вашими детьми, записывайте их! Издавайте свои творения или хотя бы публикуйте их в соцсетях. Ничто так не сближает, ничто не дает такого стимула к развитию и познанию, как совместное творчество…

Статьи по теме:
Люди и события

Юбилей отпразднуют рекордом

В следующем месяце под Алматы пройдет Х международный фестиваль FourЭ

Культура

От платформы до музея

Задача новой онлайн-платформы современного искусства — представить в интернет-пространстве казахстанских художников и способствовать развитию отечественного арт-рынка

Экономика и финансы

Госдолг валюте не помощник

Из-за низкого спроса ГЦБ Минфина РК пока не смогли оказать стабилизирующего влияния на обменный курс

Экономика и финансы

Тяжесть капитала

Замедление кредитования и падение чистой прибыли при возможном ухудшении качества ссудного портфеля ставят под сомнение способность отдельных банков самостоятельно наращивать собственный капитал