Формула успеха

Индустриальное домостроение, в том числе и крупнопанельное, — один из современных способов развития в строительной отрасли

Формула успеха

Компания OTAU Development Group, входящая в структуру BI Group, создана в 2016 году. Основное направление деятельности — строительство жилья эконом-класса в Астане. Уже в пилотном проекте — ЖК «Nova City» — компания воплотила в жизнь свой главный принцип: высокое качество жилья по доступной цене. На территории 14 гектаров на левобережье будет построено в общей сложности 25 высотных домов, большая часть из них уже введена в эксплуатацию и заселена. Проект «Nova City» высоко оценили как профессионалы, так и жильцы.

Компания объявила о переименновании в NOVA CITY. Expert Kazakhstan встретился с генеральным директором OTAU Development Group Андреем Гуцалом и расспросил о причинах ребрендинга, особенностях современного крупнопанельного строительства, новых проектах и сотрудничестве с Фондом недвижимости «Самрук-Казына».

— Андрей Александрович, в этом месяце Otau Development Group исполняется два с половиной года. Почему было решено провести ребрендинг такой молодой компании?

— Причин несколько. Самая важная из них оказалась для нас самой неожиданной: наш пилотный проект ЖК «Nova City» в районе набережной канала Нура-Есиль по проспекту Улы Дала оказался настолько успешным и популярным, что с этим названием стали ассоциировать и нашу компанию. Задают, например, такой вопрос: «А какой следующий проект будет построен NOVA CITY?» Приходилось уточнять, что конкретно клиенты имели в виду, а потом мы решили, что для быстрых коммуникаций нам легче называться NOVA CITY. Другой причиной стала необходимость часто комментировать нашу непринадлежность известному медийному бренду OTAU TV, принадлежащему АО «Казтелерадио», что вносило путаницу в работу отдела продаж и усложняло позиционирование бренда. Собственно, совокупность этих и других факторов натолкнула нас на мысль, что название NOVA CITY в большей мере отвечает нашим целям и задачам, отражает наш дух, нашу стратегию, формулирует нашу идентичность. Сам по себе ЖК «Nova City», а это фактически небольшой новый город, «город в городе», как сейчас принято называть подобную концепцию, стал на рынке недвижимости Астаны именем нарицательным, часто используемым участниками при описании тех или иных качеств, присущих этому жилому комплексу. Здесь своя инфраструктура, свой образ жизни, своя концепция качества и технологий строительства, комфортности проживания, своя идеология сервисных служб, отличная от других компаний, работающих в данном сегменте. Такие же принципы заложены и в наш новый проект ЖК «Sezim Qala», и в планируемые в ближайшем будущем проекты. Поэтому проведением ребрендинга мы решили узаконить уже свершившийся факт и считаем это успешным ходом, который позволит усилить нашу репутацию надежной компании на рынке жилья класса «эконом».

— OTAU Development Group — это пример успешного государственно-частного партнерства с Фондом недвижимости «Самрук-Казына». Как вы оцениваете результаты и возможность новых совместных проектов?

— Да, вы правы, наше сотрудничество с Фондом недвижимости «Самрук-Казына» (ФНСК), дочерней компанией АО «Самрук Казына», действительно можно назвать успешным. Совместно с ФНСК мы достигли намеченных целей. Данный проект осуществлялся в рамках реализации государственной программы «Нурлы Жол» для обеспечения доступным жильем широких слоев населения, которая в дальнейшем влилась в программу «Нурлы Жер». По этой программе нами было построено 15 домов, и там уже проживают довольные новоселы. Хочу отметить, что мы получили данный контракт на условиях конкурса, построили дома и вернули инвестированные государством средства в срок. Мы приобрели опыт, дающий уверенность в возможности дальнейшего сотрудничества с ФНСК либо иными операторами ГЧП и госпрограмм и обязательно объявим об этом, как только подобная вероятность возникнет.

— Сегодня много говорят о Программе «7–20–25». Деньги есть, но квартир мало. Могут ли такие компании, как ваша, в сжатые сроки предложить достаточный выбор готового жилья, отвечающего условиям этой программы? Ведь не секрет, что к моменту ввода дома в эксплуатацию свободных к продаже квартир в ваших ЖК почти не остается.

— Нам интересна эта программа, и мы уже в ней участвуем. Наши цены позволяют приобретать комфортные двух-, трехкомнатные квартиры в рамках требований программы к их стоимости — не более 25 миллионов тенге за квартиру. Большинство квартир, конечно, бронируется до ввода в эксплуатацию. Понимаем важность программы для наших клиентов, ее социальную значимость. Сейчас продажи растут. Ожидая увеличение спроса, мы наращиваем наше предложение в этом сегменте.

Баланс цены и качества

— Цена квартир начинается от 245 тысяч тенге за квадратный метр. Но при этом по своему комфорту, безопасности, материалам фасадов ваш эконом-класс ничем не уступает классу «комфорт» от других застройщиков. В чем секрет такой эффективности?

— Я бы хотел внести ясность в этот вопрос, поскольку это обывательское мнение. Наше жилье отличается от жилья комфорт-класса планировкой, количеством квартир на этаже, собственными стандартами инженерных решений и комфорта. Но в целом, вы правы, если смотреть на вторичный рынок жилой недвижимости Астаны, построенной за последние 10–15 лет, то, безусловно, дома от NOVA CITY — это то жилье, которое ранее считалось классом «комфорт». Но сегодняшний тренд — и мировой, и наших ближайших соседей, например, России — это повышение стандартов комфортности внутри каждого класса жилья. Здесь нет ноу-хау. Мы лишь придерживаемся современных мировых тенденций в развитии жилой недвижимости. Большинство ключевых решений принимается еще на фазе замысла проекта: анализ и прогноз состояния рынка на момент выхода проекта, выбор земельного участка, детальный анализ развития городских инженерных сетей, оптимизация технических условий и прочие известные профессионалам обязательные работы. Но важнейшая фаза — это концепция проекта. Здесь десятки процессов: технических, управленческих и, безусловно, творческих. Один из решающих этапов — генеральная планировка территории. Наши объекты — это комплексная застройка территорий микрорайонного типа. Именно эффект масштаба позволяет сделать жилье более доступным по цене, но часто этот фактор обратно пропорционален комфорту. Тут важен баланс, и достичь его — непростая задача. Отдельно хочу сказать о фасаде. Впервые в Казахстане нашей компанией был применен такой отделочный материал, как фиброцементная фасадная плита. Не новая технология, она в последние пять-семь лет пережила качественное развитие, что увеличило возможности применения материала в архитектурных решениях и повысило его эксплуатационную надежность. Так сложилось исторически, что данный материал не был представлен на рынке Астаны. Мы решили заполнить этот пробел. Поэтому наши объекты выглядят ярко, современно и не ассоциируются с эконом-классом. В России же и в других странах СНГ этот материал давно и успешно реализуется в эконом-жилье — цена позволяет. Но хочу отметить, именно для Казахстана нами подписан контракт с эксклюзивной ценой на поставку фиброцементной фасадной плиты. Нам удалось убедить производителя и местного дистрибьютора в перспективе роста рынка РК. Конечно, это связано и с определенными гарантиями с нашей стороны. Подытоживая вышесказанное, хочу отметить, что мы имеем возможность предложить на рынке за доступную цену эконом-жилье высокого качества, не конкурируя с объектами комфорт-класса нашей материнской компании BI Group.

Панельное домостроение

— Ваша компания вновь возрождает крупнопанельное домостроение. У части людей сразу возникают ассоциации с тесными квартирами, в которых душно летом и холодно зимой. Или современное домостроение — это совершенно иной тип комфорта?

— Действительно, мы считаем, что индустриальное домостроение, в том числе и крупнопанельное — один из современных способов развития в строительной отрасли. Смею утверждать, что строительство жилья — это одна из наиболее консервативных отраслей мировой экономики. Лишь совсем недавно инновации в смежных отраслях и развитие строительных технологий и материалов позволили строителям надеяться на коренные изменения, которые повысят качество и производительность. Одно из таких направлений — повышение сборности конструкции, уменьшение ручного труда, автоматизация процессов, перенос строительного производства со строительной площадки в цеха завода.

Собственно говоря, стратегически наша компания была создана как проект, который позволит материнской компании получить синергию от слияния наших лучших компетенций в сфере развития эконом-жилья и внедрения современных технологий индустриального домостроения.

В рамках этой стратегии мы осуществляем политику развития компании, инвестиционную политику, развитие продуктов и конкретных проектов.

Что касается обывательского мнения о панельном домостроении эпохи, предшествующей развалу СССР, в том числе в 1990‑е годы, то соглашусь, был создан отрицательный имидж, и тому было множество причин: брак на каждом этапе производства и сборки домов, а также некомфортные, рожденные не в конкурентной, а в плановой экономике, архитектурно-планировочные решения. В совокупности все это дало низкую надежность, низкое качество и низкую потребительскую ценность. Мы же полностью пересмотрели данный подход, взяли лучшие практики, лучшие технологии. Создали свои стандарты, создали новый продукт. Наши планировки квартир, организация мест общего пользования, придомовая территория, фасадные решения, инженерные решения сетей, уровень комфорта проживания радикально отличаются от советского крупнопанельного строительства. Нас объединяют только привычное уху название «крупнопанельное домостроение» и материалы для производства — бетон и металл. В остальном — это разные продукты. Мы успешно прошли испытания, в том числе шумоизоляцию. Теплоизоляция наших домов ничем не отличается от применяемой в монолитных, кирпичных домах класса «комфорт». В наших домах летом прохладно, зимой тепло. Иначе не было бы столько положительных отзывов от наших клиентов.

— Вслед за ЖК «Nova City» началась реализация двух других проектов: ЖК «Sunrise» и мегапроекта ЖК «Sezim Qala». Что это будут за комплексы?

— Оба объекта находятся на стадии строительства. ЖК «Sunrise» мы начали несколько раньше. Монолитный каркас всех его девяти секций возводится одновременно, параллельно ведется устройство стен и перегородок. Каркас зданий выполнен, ориентировочно, наполовину. Как продукт — это объект нашего верхнего ценового сегмента эконом-класса. Мы хотели почувствовать границы этого сегмента, понять, может ли ряд технических решений, более присущих комфорт-классу, быть реализован в проекте эконом-класса, но с оптимизированными параметрами. Это касается и устройства паркинга, и внутреннего двора, высотных параметров дома, некоторых планировочных решений. Здесь так же, как и в ЖК «Nova City», применен фасадный материал фиброцементная плита.

«Sezim Qala» — это продукт, который позиционируется, как очередной проект комплексной застройки, это на 100 процентов продукт эконом-класса, соответственно, наш средний ценовой сегмент при абсолютно таком же качестве, как и объект «Nova City». Синергия качества и комплексность застройки позволили сформировать доступную цену и обеспечить стабильную загрузку как нашего предприятия, так и наших субподрядчиков. Хочу отметить также привлекательное расположение комплекса вдоль перспективной оси развития столицы — по проспекту Туран.

— Существуют ли у материнской компании опасения внутренней конкуренции между продуктом NOVA CITY с традиционными продуктами BI GROUP?

— Нет, таких опасений нет. Мы очень тесно сотрудничаем. Нам известен термин «внутренний каннибализм продуктов», поэтому продукты для Nova City мы разрабатывали с учетом этого фактора. На сегодняшний день цены на недвижимость комфорт-класса материнской компании выше на 20 процентов, что гарантирует стабильность и сегментацию спроса и предложения, а также возможность реализации долгосрочной стратегии развития в обеих компаниях.

NOVA CITY — строим новую столицу

— Вы строите дома очень быстро, но возникают вопросы по социальной инфраструктуре. Люди жалуются, что нет дорог, не хватает школ, детских садов, поликлиник. Кто-то даже считает, что надо это бремя переложить с города на частных застройщиков…

— Простите, но я не уполномочен отвечать ответственно на подобные вопросы. Скорее, уместно их задать администрации города Астаны. Я могу лишь высказать свое субъективное мнение и поделиться некоторыми фактами. Да, действительно, столица растет очень быстро, и очевидно, что городская инфраструктура не поспевает за развитием жилья. Усиливает эффект отставания тот факт, что Астана — новый город, который расширяет свои границы за счет новой застройки, а не уплотняет старую. Однако мы как ответственная и системная компания, имеющая долгосрочную политику развития в нашем родном городе, тесно взаимодействуем с акиматом Астаны, коллегиально участвуем в обсуждении проблем и даем своевременные сигналы о диспропорциях в развитии инфраструктуры. Совместно с профильными организациями мы участвуем в развитии городской инженерной инфраструктуры, беря на себя часть расходов, чтобы синхронизировать сроки ее строительства. Процесс трудоемкий, требует квалификации, и наша компания обладает такими кадрами. У нас есть свой отдел инженерных сетей, технический отдел, коллектив которых отвечает за синхронность сроков развития городской инфраструктуры и наших жилых комплексов. Конечно, градостроительная политика, включая развитие сетей, дорог, образовательных, медицинских учреждений, — это зона ответственности городских властей, но, с другой стороны, наше тесное сотрудничество, в том числе в форме государственно-частного партнерства, является одним из выходов из сложностей, которые возникают в тех районах, где вырастают новостройки. А строительство в зоне новых городских территорий — наше традиционное направление развития, что гарантирует высокую вовлеченность компании в решение вопросов развития инфраструктуры.

— BI Group сегодня успешно строит не только в Астане. Реализуются проекты в Алматы, Атырау, на подходе Шымкент. К тому же есть проекты в других странах. Есть ли у вашей компании планы по расширению географии бизнеса?

— Нашей компании 2,5 года. Это все еще процесс становления. Мы лишь подходим к тому моменту, когда можно сказать, что мы готовы. Уверен, что через один-два года данная тема станет частью нашей стратегии и мы сможем выйти географически на новые региональные рынки Казахстана. Однако, я повторюсь, одна из целей нашей компании — развитие индустриального домостроения. Развитие в регионах также будет связано с инвестициями в производственные мощности, инфраструктуру, которая сопутствует индустриальному домостроению. Учитывая сегодняшние кризисные явления в экономике, я думаю, что мы будем периодически сверять с коллегами и руководством сроки, объемы подобных инвестиций. Как только мы будем готовы заявить что-то конкретное, обязательно это сделаем.

— Успех бренда, компании — это, прежде всего, успех команды. Расскажите, пожалуйста, о своих сотрудниках.

— Сегодня компания Nova City — это дружный сплоченный коллектив, у нас работает около 150 специалистов. У истоков компании стояла небольшая команда опытных профессионалов, энтузиастов, единомышленников, ранее не раз зарекомендовавших себя на сложных проектах в составе BI Group. Для них это был очередной вызов, и они с ним успешно справились. Квалификация, опыт и компетенции, наработанные десятилетиями в BI Group, дали возможность достаточно быстро, четко, слаженно и, главное, целеустремленно достичь всего лишь за 2,5 года таких серьезных результатов. Я, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить каждого. Наш коллектив — один из самых молодых в холдинге. У нас низкая миграция кадров. Мы привлекаем много стажеров, молодых специалистов. За короткий срок они выросли в профессиональном плане, а некоторые даже руководят подразделениями как на линии, так и в административном блоке.

Энтузиазм, вовлеченность, стремление к инновациям, профессиональный и личностный рост, трудолюбие и творческий подход к работе — вот те качества, которые наша компания развивает в каждом члене нашего коллектива, иначе наших целей не достичь!

Статьи по теме:
Казахстан

Нужный учебный курс

15 ноября 2018 года РК отметила 25-летний юбилей своей национальной валюты

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Шымкентская история «X»

На Шымкент и Юг Казахстана оказывает экономическое влияние город Ташкент. От того, как мы его используем, зависит то, будет ли развиваться Шымкент, или превратится в периферию узбекской столицы

Тема недели

Признаки жизни казахстанской экономики

Рост доходов казахстанских компаний в 2017 году в немалой степени был связан с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, но можно говорить лишь о некотором оживлении в экономике, которая только-только оправляется от кризиса