Архитектура Алма-Аты — уютная и неагрессивная

Вышла новая книга об Алматы. В стилистике постмодерна она рассказывает об ушедшем модерне в архитектуре города

Архитектура Алма-Аты — уютная и неагрессивная

Одно из обычно замалчиваемых достоинств книги в том, что она создана не местными архитекторами, а культурологами и искусствоведами: это проект московского Музея современного искусства «Гараж». Причем авторы книги — именно те специалисты, которые много что понимают и в советской культуре, и в ее архитектурной визуализации (их первая книга была посвящена Москве). Авторы-составители тщательно перечисляют и описывают все то, что было первым в городе: первое в СССР целиком стеклянное офисное здание, первая в мире прозрачная библиотека, первый высокогорный каток, первая реализация авангардного дома-спирали и многое другое.

Объективен и значим сам подход к эстетике советского периода, абсолютно забытого теми, кто еще недавно был ярым апологетом былой эпохи. Советская культура — это тоже ценностный этап в развитии искусства. Авторы обозначают конфликт места и времени, сопровождавший строительство отдельных архитектурных объектов. Несомненна и научная перспектива справочника. Попутно исследователи, пусть и очень кратко, рассказывают о том, что досталось в наследство от Верного — традиционная сетка кварталов, а также о зародившемся в 30‑е годы авангарде — конструктивистской архитектуре, от которой мало что осталось к настоящему времени. Подмечено и то, что многие планируемые строительные проекты, решения о которых принимались в Москве, доходили до города с большим опозданием, а потому иногда теряли свою стилистическую актуальность. Так, строительство большого универмага намечалось в 1936‑м, а проектировать его стали только в 1955‑м, наконец, первая очередь открылась в 1961 году. Если первый корпус ЦУМа запечатлел новые формы в привычной архитектуре, то вторая очередь (новый корпус) отразила уже готовую оболочку для магазина нового типа. Даже главные здания города (Дом правительства) завершались, когда уходила эпоха, в которую они были задуманы. Согласимся с москвичами, все эти стилистические запаздывания и несвершения, помноженные на попытку архитекторов ввести национальный колорит как дополнительное украшение зданий, сделали Алма-Ату особым местом.

Продумана, хотя в каких-то деталях небесспорна, общая статья, открывающая цикл конкретных статей-описаний к архитектурным объектам: ЦУМ, ресторан «Алма-Ата», Дворец бракосочетаний, ансамбль Новой площади, КазГУград и далее. Все это в своей совокупности привлекает к книге как эстетически искушенного читателя, так и просто всякого, кто любит Алма-Ату.

Наиболее значимое в работе — это описания каждого из зданий, а также впервые вводимый по отношению к архитектурному фону социокультурный контекст, в котором можно воспринимать появление и функционирование того или иного исторического здания. Отдельного упоминания заслуживает и то, что только в этой работе имя и идеи уникального художника Павла Зальцмана не просто даны в общем описании всего имевшегося в арт-жизни Алма-Аты, но очень верно обозначено влияние аналитического искусства через и посредством этого художника на архитектурную практику города.

Метод деконструкции по отношению к нашему пространству и прошедшему времени блистательно воплощен в описании 50 самых интересных зданий города за 30 лет, естественно, с архивными и современными фотографиями, планами и чертежами. По всей видимости, в этой книге зафиксированы последние «остатки» (если не «останки») архитектуры советского модернизма. Кстати, московские исследователи работали не только в «поле» и не только с архивными источниками, — обращались и к интервью, и к мемуарам.

К сожалению, за обновленными фасадами многих алма-атинских зданий мы уже не узнаем модернистские постройки. Когда и кому придет в голову, что это немногие сохранившиеся ценности, имеющиеся в нашем городе? Как бы там ни было, авторы книги смогли обозначить, показать и доказать главное свойство нашего города: архитектура Алма-Аты — уютна и неагрессивна. Тот, кто бывал в других столицах советских республик, это схватывает сразу. Это и «низкорослость» города, и поглощающая все архитектурные ансамбли зелень. Этого уже не скажешь по отношению к сотворенному нынешними градоустроителями, когда Алматы на глазах теряет свою этическую и эстетическую привлекательность.

Броневицкая А.Ю., Малинин Н.C., Пальмин Ю.И. Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955 — 1991. Справочник-путеводитель. — Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2018. — 352 с.



 

Статьи по теме:
Казахстан

Нужный учебный курс

15 ноября 2018 года РК отметила 25-летний юбилей своей национальной валюты

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Шымкентская история «X»

На Шымкент и Юг Казахстана оказывает экономическое влияние город Ташкент. От того, как мы его используем, зависит то, будет ли развиваться Шымкент, или превратится в периферию узбекской столицы

Тема недели

Признаки жизни казахстанской экономики

Рост доходов казахстанских компаний в 2017 году в немалой степени был связан с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, но можно говорить лишь о некотором оживлении в экономике, которая только-только оправляется от кризиса