Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина

Между абстракцией и реальностью

Вернисаж школы Стерлигова - продолжение проекта десятилетней давности. Тогда в Кастеевке состоялась выставка «Владимир Стерлигов и его последователи: Санкт-Петербург - Алматы». В ней принимал участие ученик Стерлигова, Рустам Хальфин, замечательный художник, сыгравший видную роль в художественном пространстве Алматы. Это была его последняя выставка. На новой выставке представлены работы в том числе художников-стерлиговцев из Петербурга, с которыми тесно общался и близко дружил Рустам Хальфин. Это Алексей Гостинцев, Александр Носов, Елена Гриценко. И конечно же здесь есть произведения самого Хальфина, а также его друга Юрия Гобанова (1941-2016), архангельского художника из числа стерлиговцев. 

Напомним, что Владимир Стерлигов (1904-1973) - яркий представитель русского авангарда, создавший собственную пространственную систему в живописи и оказавший значительное влияние на последующие поколения художников. Алма-Ата занимала особое место в биографии художника. В 1942 году Стерлигов был эвакуирован сюда после ранения на фронте, здесь он преподавал в Театрально-художественном училище, встретил свою будущую жену – художницу Татьяну Глебову. Именно в Алма-Ате Владимир Стерлигов, после перерыва, вновь занялся рисунком и живописью, стал писать стихи.

«Владимира Стерлигова с Казахстаном связывает многое. Он всегда помнил Алма-Ату. У него в мастерской всегда были ароматные яблоки, алматинский апорт, который ему присылали его друзья: Павел Зальцман, который остался здесь и с которым художник дружил, и Регина Великанова. Мы живем в уникальном месте, среди красоты, не всегда это осознавая. Стерлигов это понимал. Алма-Ата вернула его к творческой жизни. В мастерской Геннадия Зубкова до сих пор проходят занятия по его системе Стерлигова, его принципам и идеям. На выставке - реалистические работы Стерлигова послевоенного периода. Он был учеником Малевича и реализм его не очень устраивал. В итоге Стерлигов пришел к чашечно-купольной системе, своему оригинальному изобретению. Хотя на этой выставке мы не видим его работ чашечно-купольного периода, но в работах последователей мы можем увидеть его идеи, принципы и постулаты», - рассказывает куратор выставки Макпал Мусина. 

«Рустам Хальфин был художником-новатором, гением, который перевел «пространство кочевника» на современный художественный язык и представил Казахстан международному сообществу. Теория чаше-купольного пространства Стерлигова легла в основу «номадических» исследований Рустама. Его интересовало соприкосновение и взаимное дополнение основанной на христианстве чаше-купольной системы Стерлигова. Стерлигов исследовал сакральный купол, а Рустам – юрту, дом кочевника, где понятию «чаши» соответствовала пиала», -  поясняет соратница Рустама Хальфина, художница Юлия Тихонова.

Статьи по теме:
Тема недели

«Зомби» атакуют

Неэффективные компании съедают производительность казахстанской экономики

Казахстанский бизнес

Камбэк рекламного рынка

Отечественный рекламный рынок восстановился после тяжелого 2016 года, теперь он будет идти только вверх

Общество

Мигрант под микроскопом

Чтобы госполитика в отношении внутренней миграции стала эффективнее, необходимо интегрировать механизмы различных госпрограмм и обеспечить поток достоверной статистики о мигрантах

Общество

Их три кита

Западную и постсоветскую гуманитарную науку разделяет отношение к трем ведущим методам: на Западе их используют, у нас – лишь упоминают