Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина

Между абстракцией и реальностью

Вернисаж школы Стерлигова - продолжение проекта десятилетней давности. Тогда в Кастеевке состоялась выставка «Владимир Стерлигов и его последователи: Санкт-Петербург - Алматы». В ней принимал участие ученик Стерлигова, Рустам Хальфин, замечательный художник, сыгравший видную роль в художественном пространстве Алматы. Это была его последняя выставка. На новой выставке представлены работы в том числе художников-стерлиговцев из Петербурга, с которыми тесно общался и близко дружил Рустам Хальфин. Это Алексей Гостинцев, Александр Носов, Елена Гриценко. И конечно же здесь есть произведения самого Хальфина, а также его друга Юрия Гобанова (1941-2016), архангельского художника из числа стерлиговцев. 

Напомним, что Владимир Стерлигов (1904-1973) - яркий представитель русского авангарда, создавший собственную пространственную систему в живописи и оказавший значительное влияние на последующие поколения художников. Алма-Ата занимала особое место в биографии художника. В 1942 году Стерлигов был эвакуирован сюда после ранения на фронте, здесь он преподавал в Театрально-художественном училище, встретил свою будущую жену – художницу Татьяну Глебову. Именно в Алма-Ате Владимир Стерлигов, после перерыва, вновь занялся рисунком и живописью, стал писать стихи.

«Владимира Стерлигова с Казахстаном связывает многое. Он всегда помнил Алма-Ату. У него в мастерской всегда были ароматные яблоки, алматинский апорт, который ему присылали его друзья: Павел Зальцман, который остался здесь и с которым художник дружил, и Регина Великанова. Мы живем в уникальном месте, среди красоты, не всегда это осознавая. Стерлигов это понимал. Алма-Ата вернула его к творческой жизни. В мастерской Геннадия Зубкова до сих пор проходят занятия по его системе Стерлигова, его принципам и идеям. На выставке - реалистические работы Стерлигова послевоенного периода. Он был учеником Малевича и реализм его не очень устраивал. В итоге Стерлигов пришел к чашечно-купольной системе, своему оригинальному изобретению. Хотя на этой выставке мы не видим его работ чашечно-купольного периода, но в работах последователей мы можем увидеть его идеи, принципы и постулаты», - рассказывает куратор выставки Макпал Мусина. 

«Рустам Хальфин был художником-новатором, гением, который перевел «пространство кочевника» на современный художественный язык и представил Казахстан международному сообществу. Теория чаше-купольного пространства Стерлигова легла в основу «номадических» исследований Рустама. Его интересовало соприкосновение и взаимное дополнение основанной на христианстве чаше-купольной системы Стерлигова. Стерлигов исследовал сакральный купол, а Рустам – юрту, дом кочевника, где понятию «чаши» соответствовала пиала», -  поясняет соратница Рустама Хальфина, художница Юлия Тихонова.

Статьи по теме:
Казахстан

Клёвые ковбои Алаколя

Рыболовно-туристический фестиваль "ОКУНЬКОЛЬ-2019"

Тема недели

К нам приближается инфляционный фронт

Потребительские цены возвращаются к повышательному тренду. Пока рост не критичен, но он рискует съесть прибавку реальных доходов населения и привести к замедлению экономики

Казахстан

Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования обсудили в Алматы

Реформа медстрахования в РК приблизилась к важнейшему моменту: с 2020 запускается вторая и самая главная часть реформы медицинского страхования РК, когда в механизм будут включены физические лица

Политика

Назарбаев против раскола

Демарш младореформаторов в начале 2000‑х породил фобию раскола элит. С того момента политическую конкуренцию уничтожали на корню