Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина

Между абстракцией и реальностью

Вернисаж школы Стерлигова - продолжение проекта десятилетней давности. Тогда в Кастеевке состоялась выставка «Владимир Стерлигов и его последователи: Санкт-Петербург - Алматы». В ней принимал участие ученик Стерлигова, Рустам Хальфин, замечательный художник, сыгравший видную роль в художественном пространстве Алматы. Это была его последняя выставка. На новой выставке представлены работы в том числе художников-стерлиговцев из Петербурга, с которыми тесно общался и близко дружил Рустам Хальфин. Это Алексей Гостинцев, Александр Носов, Елена Гриценко. И конечно же здесь есть произведения самого Хальфина, а также его друга Юрия Гобанова (1941-2016), архангельского художника из числа стерлиговцев. 

Напомним, что Владимир Стерлигов (1904-1973) - яркий представитель русского авангарда, создавший собственную пространственную систему в живописи и оказавший значительное влияние на последующие поколения художников. Алма-Ата занимала особое место в биографии художника. В 1942 году Стерлигов был эвакуирован сюда после ранения на фронте, здесь он преподавал в Театрально-художественном училище, встретил свою будущую жену – художницу Татьяну Глебову. Именно в Алма-Ате Владимир Стерлигов, после перерыва, вновь занялся рисунком и живописью, стал писать стихи.

«Владимира Стерлигова с Казахстаном связывает многое. Он всегда помнил Алма-Ату. У него в мастерской всегда были ароматные яблоки, алматинский апорт, который ему присылали его друзья: Павел Зальцман, который остался здесь и с которым художник дружил, и Регина Великанова. Мы живем в уникальном месте, среди красоты, не всегда это осознавая. Стерлигов это понимал. Алма-Ата вернула его к творческой жизни. В мастерской Геннадия Зубкова до сих пор проходят занятия по его системе Стерлигова, его принципам и идеям. На выставке - реалистические работы Стерлигова послевоенного периода. Он был учеником Малевича и реализм его не очень устраивал. В итоге Стерлигов пришел к чашечно-купольной системе, своему оригинальному изобретению. Хотя на этой выставке мы не видим его работ чашечно-купольного периода, но в работах последователей мы можем увидеть его идеи, принципы и постулаты», - рассказывает куратор выставки Макпал Мусина. 

«Рустам Хальфин был художником-новатором, гением, который перевел «пространство кочевника» на современный художественный язык и представил Казахстан международному сообществу. Теория чаше-купольного пространства Стерлигова легла в основу «номадических» исследований Рустама. Его интересовало соприкосновение и взаимное дополнение основанной на христианстве чаше-купольной системы Стерлигова. Стерлигов исследовал сакральный купол, а Рустам – юрту, дом кочевника, где понятию «чаши» соответствовала пиала», -  поясняет соратница Рустама Хальфина, художница Юлия Тихонова.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Шымкентская история «X»

На Шымкент и Юг Казахстана оказывает экономическое влияние город Ташкент. От того, как мы его используем, зависит то, будет ли развиваться Шымкент, или превратится в периферию узбекской столицы

Тема недели

Признаки жизни казахстанской экономики

Рост доходов казахстанских компаний в 2017 году в немалой степени был связан с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, но можно говорить лишь о некотором оживлении в экономике, которая только-только оправляется от кризиса

Культура

Герои из соседнего двора

В театре-студии «Дом культуры» состоялась презентация новой книги казахстанского писателя Лили Калаус «Зов Солнца»