График как свидетель эпохи

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева открылась выставка «Михаил Гайдукевич: свой или чужой?», посвященная 120‑летию художника.

В экспозиции представлено 38 произведений оригинальной графики из фондов музея, выполненных художником в 1920–1930 годах. Выставка продолжает серию мероприятий, посвященных малоизвестным страницам истории изобразительного искусства Казахстана. В 1980-е годы работникам Кастеевки удалось приобрести произведения Гайдукевича, Каптерева, Рождественского, а также работавших в Алма-Ате в период эвакуации Глебовой и Стерлигова. «Таким образом у нас сложилась коллекция уникальных авторов. Наш музей выполняет миссию сохранения художественного наследия. Мы должны представлять их творчество широкой публике, современному и будущим поколениям», — говорит куратор выставки Галина Сырлыбаева.

В своем творчестве Михаил Гайдукевич использовал различные технические приемы, свидетельствующие о его потенциале — рисовал пером, тушью, кистью, благодаря чему мы видим совершенно разные произведения, поясняет искусствовед.

Михаилу Гайдукевичу не удалось реализовать полностью свои творческие возможности: в 1938 году его осудили по подозрению в шпионаже и расстреляли. На выставке представлены рисунки, небольшие по размеру, но уникальные по структуре и энергетике, за счет чего они выглядят монументальными. Этим работам уже 90 лет.

Половину своей короткой жизни Гайдукевич провел в Казахстане. В 1905 году, когда Михаилу было семь лет, семья оказалась в деревне Софиевка под Семипалатинском. С началом Гражданской войны будущий художник уходит в Красную армию, сражается в ее рядах против Колчака. Попадает в плен, бежит, скрываясь в Монголии. На выставке представлен рисунок этого периода — «Монголы». Затем Гайдукевич возвращается в Среднюю Азию, на строительство «Турксиба», сначала в район Фрунзе, а в 1928‑м переезжает в Алма-Ату — появляются алматинские зарисовки.

Вызывают большой интерес среднеазиатские работы графика. В 1925 году в Ташкенте он становится членом творческой организации «Мастера нового Востока». Здесь, в Узбекистане, он пишет «Дехканина». Это работа, в которой художник опирается на сформированную еще в эпоху Возрождения классическую систему композиционного построения. Центральная фигура — ось композиции, правая и левая части симметричны и уравновешены, создают эффект статики. На другом рисунке передан характер узбекской архитектуры, основанной на геометрическом орнаменте объемов и острых углов. Через его монохромную гамму выражен узбекский колорит.

«В этой работе художник представляет различные социальные типы того времени. Это человек в пенсне с бородкой и бабочкой, как говорили, из бывших, представитель дореволюционной научной интеллигенции. Напротив сидит мужчина простецкого вида, в кепке, — пролетарий. Индустриальная тема требует четких линий. У Гайдукевича фигуры расплываются в живописной технике. В скромных рисунках видны разные технические приемы — карандаш выполняет роль контура, показывая структуру предмета, используются растушевка и штриховка», — поясняет Галина Николаевна. Гайдукевича с полным правом можно назвать одним из первых художников, который в своем творчестве отобразил строительство Туркестано-Сибирской магистрали. Акцент он делал не на достижениях индустриализации и трудовых подвигах, а на изображении людей в минуты отдыха, в состоянии покоя и расслабленности, подмечая их этнические черты.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Дорогая низкая инфляция

Депозитный аукцион эффективнее связывает избыточную ликвидность. Возможно, именно поэтому он менее популярен по сравнению с краткосрочными нотами Нацбанка

Спецвыпуск

Ставка на тех, кто смог

Несмотря на девять лет индустриализации, доля сырьевого экспорта по-прежнему высока. Чтобы переломить ситуацию, принята новая концепция индустриальной стратегии. Теперь фокус господдержки будет направлен на успешные компании

Казахстанский бизнес

Банкир с большим промышленным портфелем

БРК наращивает активы на фоне продолжающихся вливаний государства по программе индустриализации, но при этом продолжает испытывать сложности с привлечением долгосрочной тенговой ликвидности

Люди и события

Оперный эксперимент

«Артишок» представит спектакль по мотивам народной казахской сказки «Ер Төстік»