Много места для маленьких вещей

Поэтессы, детские писательницы и преподаватели Открытой литературной школы Алматы Ксения Рогожникова и Елена Клепикова презентовали книгу стихов в японской стилистике «Два письма». Авторы экспериментируют с краткими японскими стихотворными формами — хокку, танка и танкетками, а стихи в целом представляют собой переписку двух женщин.

В процессе работы над сборником поэтессы научились друг друга понимать так, что фразу одной может спокойно продолжить другая, а главное — точно закончить. Это любопытное совместное видение мира. Писательницы начали переписку, не помышляя о книге. Со временем накапливалось много житейских вопросов, требующих ответов. Как и все женщины, они загружены работой и домашними делами, на творчество остается не так много времени. Необходимость облечь свои мысли и чувства в минималистическую форму дала удивительный результат: максимальную концентрацию и чувств, и мыслей. Переписка получилась краткой, хотя и длилась пять лет.

«Вышло все случайно, — рассказывает Ксения. — Я принесла Лене набросок своего стихотворения. Когда-то, в далекие мусагетовские времена, все мы переписывались. Ольга Борисовна нашла такой жанр японской поэзии, как рэнга, когда два поэта состоят в поэтической переписке: один пишет хокку — трехстишие, другой — двустишие, и таким образом получается танка — пятистишие. Есть особые правила для пятистиший, и переписка может длиться долго. Я помню, как переписывалась с Ольгой Борисовной, Евгением Барабанщиковым и Еленой Тикуновой. Потом появилась идея начать рэнга с Леной. Мы решили себя не ограничивать и начать с танка. Танка — твердая форма в классической поэзии, где количество слогов ограничено, их не более пяти-семи. Сейчас идут споры в русскоязычном стихосложении, стоит ли придерживаться правил? Мы решили попробовать так и так, с правилами и без них», — пояснила Ксения.

По словам Елены, когда две трети книги уже было написано, произошла любопытная вещь. «В Алматы состоялся форум поэтов, на закрытии которого на ярмарке я смогла приобрести, благодаря советам Паши Банникова, три книги — на большее не было денег. Две я прочитала с удовольствием. Но третья книжечка — это было что-то. С ней у меня случилась любовь раз и навсегда — это “Танкетки. Теперь на бумаге: Антология”», — поделилась Елена. Эту книгу она потом и принесла Ксении. Так авторы решили попробовать современный жанр. Танкетки — жанр, созданный Алексеем Верницким в 2003 году. Это средняя стихотворная форма между японским хокку и русским двустишием. Правило танкетки: две строки из не более чем пяти слов. Первая строчка — два слога, вторая — четыре. Или по три слога в двух строчках. Танкетки Верницкого и других поэтов, пишущих в этой стилистике, можно найти в интернете. К танкеткам идут впридачу битанкетки, то есть двойные танкетки. Японская стихотворная традиция, ее изящество, каноны и их заманчивый японский эксцентризм подвигли казахстанских поэтесс говорить друг с другом четырьмя словами. Но соавторы не ограничились поэзией и продолжили диалог в прозаическом ключе: написали повесть для детей «Кроль королевы, или Времена перемен», которая сейчас находится на рассмотрении в московских издательствах.

Ксения Рогожникова начала писать стихи в 16 лет, тогда же стала участницей казахстанского литературного общества «Мусагет». В 2006 году вышла ее первая книга стихов «Разница температур». «С этого времени накопилось много текстов. Хотелось бы издать еще сборник», — признается она. Елена Клепикова писала стихи с детства. Первое стихотворение было посвящено Чапаеву — умирающий Митька из одноименного фильма, просящий ухи, произвел на девочку сильное впечатление. Потом наступил период социальной поэзии. Но позже поэтическое творчество было забыто. Можно сказать, что ее возрождение как поэта произошло в «Мусагете»: вышли две небольшие книги стихов. Но потом Елена стала писать прозу.

Статьи по теме:
Люди и события

Юбилей отпразднуют рекордом

В следующем месяце под Алматы пройдет Х международный фестиваль FourЭ

Культура

От платформы до музея

Задача новой онлайн-платформы современного искусства — представить в интернет-пространстве казахстанских художников и способствовать развитию отечественного арт-рынка

Экономика и финансы

Госдолг валюте не помощник

Из-за низкого спроса ГЦБ Минфина РК пока не смогли оказать стабилизирующего влияния на обменный курс

Экономика и финансы

Тяжесть капитала

Замедление кредитования и падение чистой прибыли при возможном ухудшении качества ссудного портфеля ставят под сомнение способность отдельных банков самостоятельно наращивать собственный капитал