Дополненный бизнес

AR-технологии — новый маркетинговый инструмент для бизнеса

Последние 20 лет бизнес неуклонно шел к тому, что может квалифицироваться как основной сдвиг парадигмы: он скорректировал свои маркетинговые и рекламные кампании, чтобы сосредоточиться на цифровом, онлайн-опыте в дополнение к физическому. Теперь же благодаря AR (Augmented reality) мы вступаем в эпоху, когда бизнес может гибридизировать физический и цифровой опыт. AR стирает линию между реальным и цифровым мирами, создавая среду нового типа, с которой мы можем взаимодействовать. Эта технология позволяет накладывать объекты, которые люди могут видеть через свой смартфон или AR-очки, на реальный мир.

Первое, что приходит на ум, когда заходит речь о дополненной реальности, или AR — игра Pokemon Go, ставшая популярной летом 2016 года. Но AR используется не только для игр. Эта инновационная технология оказывает влияние на целый ряд отраслей — здравоохранение, HoReCa, образование, туризм, ритейл.

Прогноз роста

Спрос на приложения и платформы AR в коммерческих, авиационных, оборонных и других областях достигнет 56,8 млрд долларов к 2020 году — таковы данные аналитического обзора Markets and Markets. Стимулировать рост AR будет наличие в этой отрасли таких технологических гигантов, как Google, Qualcomm и Microsoft.

Сочетание потребительских товаров с функциями AR и интеллектуальных программных систем интересны инвесторам: в 2017 году AR\VR-стартапы привлекли более 3 млрд долларов и тем самым установили новый рекорд.

Одна из оценок показывает, что в целом общая сумма расходов на продукты и услуги AR/VR увеличится с 11,4 млрд долларов в 2017 году до почти 215 млрд долларов в 2021‑м, из них около 30 млрд придется только на продажи гарнитур AR. Согласно отчету, общее количество AR-шлемов вырастет с 2 млн в 2019 году до 30 млн в 2023‑м.

Любопытно, но прогнозы роста отрасли AR обычно намного выше, чем для VR (Virtual reality). Частично это объясняется тем, что VR популярна на некоторых относительно специфических вертикальных рынках, таких как игры, кино на 360, обучение, визуализация данных, которые в основном выигрывают от достижения эффекта погружения у пользователя. В то время как AR имеет потенциал для изменения многих аспектов способа взаимодействия с цифровыми системами в повседневной работе и дома.

С точки зрения бизнеса, AR — эффективный маркетинговый инструмент, который несет высокий рекламный потенциал и способствует повышению лояльности клиентов, благодаря уникальному мультимедийному опыту взаимодействия с продуктом. Интересный пример рекламной кампании с использованием AR от Pepsi Max, которому уже, кстати, четыре года. Обычные боковые стеклянные панели автобусной остановки были заменены на специальный прозрачный экран, куда проецировались шокирующие изображения. На фоне привычного вида улицы вдруг падал метеор, прилетали НЛО, пришельцы похищали людей, бежал тигр. Этот проект стал частью глобальной кампании #LiveforNow. Привлечь к себе внимание потребителей Pepsi Max удалось — видео о происходящем на остановке собрало более 8 млн просмотров на YouTube.

Исследования говорят о том, что 8 из 10 человек готовы платить больше за лучшее качество обслуживания. И AR помогает компаниям достичь этого — используя технологию ARKit от Apple, IKEA выпустила бесплатное приложение с дополненной реальностью, чтобы клиенты могли увидеть, как будет выглядеть тот или иной предмет интерьера еще до его покупки. IKEA апеллирует к опасениям своих покупателей: «Подойдет ли этот стул для моего кабинета, как это будет выглядеть, все ли гармонично?» — и с помощью AR дает возможность своим клиентам сделать осознанный выбор определенного продукта.

Еще в 2011 году Heinz использовал AR для кампании по продвижению кетчупа как ингредиента в разных рецептах. Суть кампании заключалась в том, что покупатели, наведя телефон на этикетку упаковки, могли разблокировать и получить сборник рецептов с удобной навигацией в один клик. Как результат, потребители использовали приложение более 650 тыс. раз, что доказывает: упаковка — сильный источник взаимодействия с аудиторией, который помогает сократить цикл продаж. К сожалению, на рынке ритейла СНГ упаковка пока остается одним из самых слабых каналов связи с покупателем.

Шанс для смелых

Для рынка СНГ AR-технология все еще считается уникальной, и у компаний есть гораздо больше шансов удивить своего потребителя, предлагая то, чего нет у конкурентов. Это побуждает людей делиться своими впечатлениями в соцсетях и способствует «вирусному» распространению информации о компании, тем самым увеличивая маркетинговый эффект. Использование технологии AR углубляет взаимодействие с брендом благодаря высокому уровню вовлечения и интерактивности. Интерактивность запоминается, побуждает взаимодействовать с приложением снова и снова, что ведет к повышению конверсии продаж и росту потребления продуктов компании. AR позволяет потребителям стать частью мультимедийного продукта и дарит им незабываемый визуальный опыт, усиливающий эмоциональную связь покупателей с брендом. Как следствие, увеличивается время взаимодействия потребителей с продуктом и меняется их мотивация: люди начинают покупать товары ради новых впечатлений и опыта. По данным исследования Retail Perceptions, 61% покупателей предпочитают магазины, которые предлагают опыт дополненной реальности, 71% будут возвращаться чаще, 40% покупателей готовы платить больше за продукт, если они смогут испытать его в AR.

Стоит помнить, что дополненная реальность является еще и инструментом для получения качественной аналитики и позволяет собирать информацию о взаимодействии пользователя с приложением и другие данные, которые помогут достичь более высокого уровня персонализации.

Все новое требует подготовки

Хотя AR обладает огромным рыночным потенциалом, существует ряд социально-технических вопросов, которые необходимо решить, прежде чем начать имплементацию технологии в свой бизнес. Множество мобильных устройств не могут раскрыть весь потенциал AR. Хотя Deloitte прогнозирует, что до конца этого года более 1 млрд смартфонов будут иметь необходимое программное и аппаратное обеспечение, чтобы использовать AR на 100%, нужно быть готовым к тому, что на данный момент техническое несовершенство некоторых смартфонов может ограничить аудиторию.

Чтобы работать с AR, пользователь должен загрузить мобильное приложение. Первое, о чем стоит подумать — как убедить людей это сделать. Таким образом, прежде чем AR начнет работать на ваши продажи, необходимо поработать над AR: продумать стратегию продвижения приложения, разработать эстетичный дизайн, чтобы пользователь оставил его в своем смартфоне.

Есть ли у вас штатная команда разработчиков и включает ли она разработчиков AR? Кроме разработки технологии, необходимо сгенерировать уникальную идею для бренда и эффективно применить AR как маркетинговый инструмент. Если внутренних ресурсов нет, нужно быть готовым обратиться к компаниям, которые специализируются на AR.

Над созданием качественного продукта с AR работает команда из девелоперов, дизайнеров, гейм-дизайнеров, 3D-моделлеров, аниматоров, гейм-сценаристов, арт-директоров и проектных менеджеров. В зависимости от масштаба проекта, размер команды может меняться. В силу новизны сам по себе этот маркетинговый инструмент не сработает. В этот момент со стороны заказчика должны подключиться специалисты по маркетингу и PR для продвижения, привлечения внимания и донесения до конечного покупателя этой новинки.

Содержать команду для разработки AR могут позволить себе разве что крупные продуктовые или аутсорсинговые IT-компании, которые работают с дополненной реальностью на постоянной основе. А компаниям-производителям любого другого продукта — будь то завод по производству молочной продукции или издательство, невыгодно нанимать и содержать такой отдел. В таких случаях эффективно справиться с задачей могут компании, у которых уже есть экспертиза в создании продукта, к которому будет неравнодушен покупатель.

Традиционное опасение компании, которая хочет использовать AR-технологии — страх новизны. Сегодня AR — это дорогой инновационный маркетинговый инструмент, и многие компании боятся быть первыми: а вдруг не получится и ожидания не оправдаются? Избавиться от сомнений помогает изучение успешных кейсов, осознание того факта, что технология AR имеет огромный потенциал в маркетинге и бизнесе, и сегодня он только начинает реализовываться. Объединяя цифровые и физические миры, AR затронет многие бизнес-процессы, и массовое использование дополненной реальности — лишь вопрос времени.

*Основатель и CEO компании Live Animations


AR для сладкоежек

Компания «Конти», один из крупнейших производителей кондитерских изделий в СНГ, использовала AR-технологии для продвижения серии кондитерских изделий «TIMI».

Было создано AR-приложение, рассчитанное на детскую аудиторию, позволяющее играть, учиться, смотреть мультфильмы в дополненной реальности в компании персонажа, чьим именем названа серия кондитерских изделий, стоит лишь отсканировать код на упаковке. Была разработана мотивационная система для покупки всего ассортимента продукции с помощью создания 20 серий AR-мультфильмов с образовательным и развлекательным контентом, а также серии мини-игр. Ключом к росту повторных продаж стала легенда, что у героя есть запас жизненной энергии, который пополняется при каждом сканировании кода. И если в течение трех дней пользователь не сканирует код, количество энергии уменьшается: ребенок получает сообщение, что главному герою не хватает сил для борьбы со злодеями. Результаты маркетинговой кампании «Конти» с AR:

• 248 тыс. скачиваний приложения;

• 18,3 млн взаимодействий с продуктом;

• 12,1 мин. — среднее количество времени в приложении за одну сессию;

• в 1,8 раза увеличилась частота покупки товара;

• 8,3% рынка продукции «Конти» занял данный бренд.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Сокращение добычи

Масштаб знаменитой отраслевой выставки KIOGE заметно сужается

Тема недели

Готовимся к выборам

Ключевой месседж послания — президентские выборы не за горами, и Нурсултан Назарбаев выдвинет на них свою кандидатуру

Казахстан

Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина