О постмодерне: умно и просто

Новая книга Александра Маркова представляет собой яркие и превращающие через текст читателя в слушателя десять лекций о постмодерне в культуре нашего времени

О постмодерне: умно и просто

Нас давно не баловали книгами, которые в равной мере были бы интересны академическому мэтру и интеллектуально чистому, но обязательно амбициозному юнцу. Конечно, то, что автор — научный руководитель интернет-журнала «Гефтер», в большой степени повлияло на образную стилистику этой книги.

Этот опус из такого редкостного ряда книг, что интересны даже домохозяйкам. Удивительная манера автора, которой можно только позавидовать, — сказать о сложном просто — мало кому дарована. В книге много разных определений и подходов к самому феномену постмодерна. Одно из них, данное в русле идей французского философа Жана-Франcуа Лиотара для Александра Маркова является важным. Согласно этому современному теоретику, в первую очередь постмодернизм есть критика больших нарративов (текстов), объясняющих мир, или историю, или человека, а на самом деле создающих искаженную картину происходящего, всегда подчиняющих события какой-то идеологической схеме. Следствие из всего обозначенного — продуктивное. Отвергнув большие нарративы и большие идеи, постмодернизм, которому так симпатизирует ученый, призывает быть внимательным к деталям социального и исторического опыта, к нюансам, оговоркам, странностям в развитии культуры. Попутное замечание: казахстанские культурологи Валерия Ибраева и Асия Байгожина (пожалуй, только они) мыслят именно в такой эстетической градации. Параллельно становится понятным, почему вот такого недоговоренного и эстетически нестандартно выраженного в казахстанской культуре до неприличия мало. Далее в книге дано последовательное и логичное раскрытие методов деконструкции в гуманитарных науках — штуки, вообще не известной казахстанским социологии и философии. Кто и как осуществляет «вскрытие» культурных клише и культурных штампов, культурных конструкций, например, стоящих за репертуарной политикой наших театров, перечнем приглашаемых артистов и певцов и так далее? А вот объективные выводы были бы любопытными и явно обладали бы прогностическим эффектом.

В свою очередь Identity и Memoria Studies, сочно преподнесенные в работе российского исследователя, так точно у себя «дома» — в германских, французских и американских университетских исследованиях — никогда не обозначались. Замечание автора о том, что мы привыкли с детства к языку как первичному объяснению мира, в результате чего переносим наши лингвистические привычки на мышление и начинаем мыслить окружающий мир «по букварю», могло бы помочь нашим лингвистам (в особенности идеологам языковой политики, а также авторам обновленных учебников казахского и русского языков) увидеть что-то за горизонтом. Любое слово всегда встроено в контекст знания и образованности, а у нас сплошные синквейны и визитки про баурсаки, метод ИДЕАЛ и прочие «козявки». Понимание языка как такого же медиума, как телевизор, радио, приводит в наших реалиях к пониманию языка, исключительно сковывающего наше познание и внушающего нам бытовые суеверия.

Как и всякая умная книга, «Постмодерн» одновременно и о нашем, и о своем. Отдельным блоком в книге представлены концепты современной французской мысли. Большинство из них читателю постсоветского пространства просто неизвестны, а сами идеи — терра инкогнито. Одна из них сводится к следующему: убеждение, даже рациональное — это всегда форма соблазнения. Это всегда схема соблазнения и совращения слушателей. Но субъект, рассказывающий истории, пришел к нам в общем британском и американском мейстриме. Сопоставим это с казахстанской и особенно российской телепродукцией, в которой уже нет субъекта мыслящего, а есть очень знакомый некто, рассказывающий истории. Иногда он (они) делает это неаккуратно, тогда поднимается хилый фейcбушный гомон. Об этом тоже говорит и пишет А. Марков: важно исследование не только практик создания явлений культуры, но и практик их восприятия.

Книга получилась, как в рекламном слогане, два в одном: о самой сути постмодерна и о том, как он осмысляется в европейской и американской традиции. Результат блестящий. Весьма европейская книга по духу и стилистике — такая редкость для нынешнего российского и казахстанского постсоветского научного ландшафта.

Марков А.В. Постмодерн культуры и культура постмодерна. Лекции по теории культуры. — Москва: РИПОЛ классик, 2018. — 256 с.

Статьи по теме:
Казахстан

Нужный учебный курс

15 ноября 2018 года РК отметила 25-летний юбилей своей национальной валюты

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Шымкентская история «X»

На Шымкент и Юг Казахстана оказывает экономическое влияние город Ташкент. От того, как мы его используем, зависит то, будет ли развиваться Шымкент, или превратится в периферию узбекской столицы

Тема недели

Признаки жизни казахстанской экономики

Рост доходов казахстанских компаний в 2017 году в немалой степени был связан с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, но можно говорить лишь о некотором оживлении в экономике, которая только-только оправляется от кризиса