Прощание с Казкомом

Клиенты Казкоммерцбанка ждут от объединенного банка сервиса того же уровня, к которому они привыкли

Прощание с Казкомом

Историческим назвала II квартал 2018 года председатель правления Народного банка Казахстана (Халык банк) Умут Шаяхметова, имея в виду интеграцию с Казкомом. «Мы завершили самую крупную не только для Halyk Group, но и для всего банковского сектора страны сделку», — пояснила она на пресс-конференции по итогам деятельности в указанный период.

Эффект синергии

В результате слияния на казахстанском банковском рынке образовался супергигант с объемом активов, превышающим этот показатель второго в банковской иерархии Цеснабанка в 3,8 раза. На пресс-конференции курирующий розницу заместитель председателя Халык банка Ертай Салимов назвал такие цифры: доля банка на рынке платежных карт 55% (9,5 млн карточек), через банк идут 67% выплат пенсий и пособий.

На интеграцию было затрачено более 10 млн долларов. Основные расходы связаны с оплатой услуг внешних консультантов. Сюда же входят внутренние выплаты: премиальные и бонусы сотрудникам, непосредственно занимающимся интеграцией данных; плюс инвестиции в расширение серверной части, покупка компьютеров и так далее.

Процесс объединения, начавшийся с объявления в январе 2017 года о намерении Халык банка приобрести Казкоммерцбанк по просьбе основного акционера ККБ Кенеса Ракишева, длился более полутора лет. С 27 на 28 июля 2018 года прошла миграция данных информационных систем Народного банка и ККБ. «По передаточному акту мы приняли все активы и обязательства Казкома», — отметила г-жа Шаяхметова. Еще раньше, в июне 2018 года, Казком принял решение о добровольной сдаче банковской лицензии. Как сообщалось, с заявлением о сдаче лицензии банк должен обратиться в Национальный банк в течение тридцати календарных дней после подписания передаточного акта между банками. С этого момента Казком перестанет существовать как отдельное юридическое лицо и вольется в структуру Народного банка.

Как не раз говорила Умут Шаяхметова, бренд Qazkom будет существовать некоторое время для отдельных направлений бизнеса и продуктов, но уже в публикуемой на сайте Национального банка финансовой отчетности банков второго уровня по итогам июля строчка АО «Казкоммерцбанк» исчезла, а в строчке АО «Народный банк Казахстан» дана консолидированная статистика (см. графики).

Как можно видеть, некоторые показатели при объединении снизились — активы, собственный капитал, ссудный портфель. Сумма вкладов физических лиц осталась практически неизменной. Объем депозитов компаний сократился у обоих игроков по сравнению с началом года; по итогам шести месяцев года восстановился у Халыка (по данным финотчетности, снижение на 0,7% по сравнению с тем же периодом 2018 года), да и у Казкома прибавилось более 100 млрд тенге. Рост депозитной базы может быть связан с переоценкой валютных депозитов по более высокому курсу доллара.

Предправления Халык банка объяснила снижение некоторых показателей. С начала года активы упали на 6,6% — до 8,3 трлн тенге (консолидированные данные). Произошло это за счет деконсолидации активов Алтын Банка в результате продажи 60% банка китайским инвесторам — CITIC Bank и Shuanqwei Investment Co. Кроме того, были погашены еврооблигации Казкома на сумму 300 млн долларов.

Депозиты юрлиц сократились, так как Халык досрочно вернул депозит ФНБ «Самрук-Казына» в объеме 117 млрд тенге, размещенный в ККБ под высокий процент. «Нам это невыгодно, — подчеркнула г-жа Шаяхметова. — Мы как группа продолжаем работать над оптимизацией наших процентных расходов. Нам удалось это сделать за счет погашения дорогих еврооблигаций и дорогих депозитов на стороне Казкоммерцбанка. В результате у нас снижаются процентные расходы, что положительно влияет на чистую процентную маржу». Возможное снижение ставок вознаграждения по депозитам беспокоит клиентов Казкома, ведь в банке до последнего времени принимали вклады физических лиц под достаточно высокий процент. В результате объединения банков, скорее всего, произойдет унификация ставок вознаграждения, понятно, что в сторону снижения. Но г-жа Шаяхметова была категорична: все условия по контрактам остаются в силе. «Мы приняли на себя все обязательства Казкома, понижения ставки на текущий депозит не будет. Депозит автоматически пролонгируется (по числу пролонгаций есть ограничения. — Ред.). Клиент может не приходить, чтобы перезаключить договор. В каждом контракте есть условия: рыночная ставка, или неизменная ставка, базовая ставка плюс некая величина или ставка по текущему счету. Все, что указано в контракте, все условия сохраняются», — сказала она, отвечая на вопрос Expert Kazakhstan. Так что не лишним будет проверить условия депозитного договора с Казкомом.

Но и более высокие, чем у Халыка, ставки по действующим кредитам Казкома — ипотеке и потребам — также не будут пересматриваться, подчеркнула глава Народного банка.

Продолжаем анализировать показатели. Снижение кредитного портфеля также произошло «на стороне Казкома», по выражению предправления, за счет оздоровления портфеля: было списано проблемных кредитов на сумму 140 млрд тенге. На стороне Халыка — чистый приток займов в размере 3,2%. Брутто-портфель увеличился на 0,7%.

Капитализация снизилась на 1% в результате выплаты дивидендов в объеме 69 млрд тенге. В банке уверены, что снижение капитала будет компенсировано за счет чистой прибыли в течение года. В ожидании синергии Халык банк пересмотрел некоторые свои прогнозы в сторону увеличения. Прогноз по чистой прибыли повышен с 207 млрд до 214 млрд тенге; прирост нетто-портфеля — с 2,1% до 3,5%; показатель чистой маржи — с 4,6 до 4,9%.

«Был непростой этап — июль, начало августа. Но он прошел, интеграция завершена успешно. Работа в Халык банке входит в нормальное русло», — подытоживает г-жа Шаяхметова.

Банк намерен сосредоточиться на повышении качества обслуживания, даже создан новый департамент, который будет заниматься вопросами сервиса. Своевременное решение, ведь пользователям не так важны количественные показатели (хотя они имеют первостепенное значение, если вспомнить о банкротстве банков в последние год-два именно из-за количественных провалов), сколько комфортные взаимоотношения с банком.

Пазлы с зазубринами

По словам г-жи Шаяхметовой, не произошло ожидаемого оттока клиентов, напротив, по итогам шести месяцев года наблюдался «прирост клиентской базы, прирост по валюте баланса, по депозитной базе как в розничном, так и в корпоративном сегментах». В июле, как отмечалось выше, депозитная база населения даже выросла.

Но первые результаты объединения не радуют часть клиентов Казкома. Технические сбои в Homebank и банкоматах, очереди в отделениях и невозможность дозвониться до колл-центра вызвали шквал жалоб в социальных сетях. На волне возмущения «отстойным сервисом двадцатилетней давности» многие клиенты Казкома готовы сменить банк, даже работодатели рассматривают возможность перевода зарплатных проектов из объединенного Халыка. Оседлали волну другие банки: PR на проблемах конкурентов быстро находит отклик у целевой аудитории.

Руководство Халыка уверяет клиентов в том, что это временные трудности, связанные с переводом миллионов счетов на единую информационную платформу, и призывает клиентов отнестись к ним «по-человечески». Комментируя ситуацию со сбоями одному из информационных порталов, глава Народного банка сказала, что в начале августа все наладится. Но уже конец августа, а жалобы на работу, в частности Homebank, не прекращаются.

Сейчас многие вспоминают о том, что объединение Казкоммерцбанка и БТА прошло тихо и незаметно, не доставив никаких неудобств клиентам. Умут Шаяхметова напоминает, что нельзя сравнивать сделки ККБ и БТА и ККБ и Народного банка: «Впервые два таких больших банка провели полную интеграцию как юридическую, так и технологическую — полностью по клиентской базе, полностью по объединению наших банковских систем. БТА и Казком не объединились юридически, БТА как отдельное юрлицо существует до сих пор, произошел лишь обмен активами и был выдан заем на БТА Банк».

Технические вопросы в объединенном банке курирует заместитель председателя правления, член правления Нурлан Жагипаров. В Казкоме в должности управляющего директора он также отвечал за развитие инновационных технологий и Homebank. Отвечая на вопрос Expert Kazakhstan о причинах технических сбоев после объединения банков, г-н Жагипаров сказал: «В общей массе у нас более 3500 партнеров, причем они постоянно меняются. Уже подключено более 1500, в неделю подключаем более сотни поставщиков. Через пару месяцев будут все подключены», — обнадеживает он. По его словам, оттока клиентов с Homebank не наблюдается. «Ровно обратная ситуация — растет клиентская база. Все ринулись проверять свои деньги. Присоединились еще и клиенты Халыка. Ежедневно сайтом пользуются 250–300 тысяч человек. Активность выросла», — констатирует собеседник.

На вопрос, когда завершится подключение провайдеров, г-н Жагипаров философски замечает, что это бесконечный процесс, потому что постоянно появляются новые сервисы. Но базовые будут подключены в течение двух-трех недель.

Качество обслуживания в Народном банке вызывало много нареканий, в то время как в Казкоме всегда уделяли очень большое внимание сервису, особенно различным техническим инновациям. У ККБ была репутация высокотехнологичного банка. Банк одним из первых внедрял новинки для удобства клиентов: банкоматы с функцией cash-in, бонусные платежные карты go card, бесконтактные платежи и многое другое. Клиенты привыкли к определенному уровню обслуживания, поэтому так остро воспринимается сегодня любой сбой в системе банка.

В Халык банке прогнозируют увеличение комиссионных доходов, как сказала г-жа Шаяхметова, за счет более продвинутых систем Казкома, Homebank и онлайн-банка, и улучшения клиентского сервиса. Будем надеяться, что казкомовские стандарты обслуживания перейдут в объединенный банк вместе с его системами.

Статьи по теме:
Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Алтыналмас”: опыт Scada

Предприятия РК повышают свою технологическую зрелость, внедряя автоматизированные системы управления и оптимизации производства