Игра в дешевый бензин

Редакционная статья

Игра в дешевый бензин

Казахстан — нефтяное государство, в котором ресурсную ренту получают все группы населения. И размер этой ренты зависит от статуса получателя. Если речь идет об обласканном судьбой бизнесмене, любимце власти, то он получает сверхренту. Менеджерам национальных компаний начисляют еще и бонусы к высокой зарплате. Бюджетникам гарантированы премии, плюс они могут рассчитывать на индексацию небольшой зарплаты, все время догоняющую инфляцию. Все остальные казахстанцы, не работающие ни на государство, ни в квазигосударственном секторе, также получают свою долю ренты, правда опосредованно, в виде дотационного бензина.

Сейчас нефтедобывающие компании, по сути, субсидируют стоимость отечественных нефтепродуктов. Их обязали поставлять какую-то часть сырья на внутренний рынок по себестоимости с небольшой маржой. Поэтому цена на нефть на внутреннем рынке намного ниже мировой, сформированной на товарных биржах. Было бы интересно посчитать размер упущенной прибыли за весь период существования системы с дотационным бензином. Ведь правительство, субсидируя стоимость топлива для внутреннего потребления, недополучило существенные доходы от экспорта нефти.

Казахстан сегодня занимает девятое место среди стран с дешевым бензином. Можно было бы этому порадоваться, но смущает соседство с лидирующими в рейтинге Венесуэлой, Ираном, Суданом, государствами, которые не могут похвастаться успешной макроэкономической политикой, а значит, служить для нас примером. Правительства этих стран были заняты главным образом перераспределением ресурсной ренты, а не развитием экономики.

Плохая новость для казахстанских автолюбителей в том, что Казахстану со временем все же придется опуститься в рейтинге государств с дешевым бензином. В сентябре завершается модернизация Шымкентского НПЗ. Благодаря обновлению всех трех нефтеперерабатывающих заводов республика будет полностью обеспечена собственным топливом.

Проблема в том, что модернизация всех НПЗ обошлась более чем в 6 млрд долларов, что выше изначальных расчетов почти в два раза. Большая часть этих денег — заемные средства. Их придется погашать с процентами. И какой бы способ правительство для этого ни избрало — как раз об этом очередная тема номера — цены на горючее неминуемо вырастут.

Казахстанские автолюбители ожидают, что с выходом на самообеспечение бензин подешевеет. Отчасти такие ожидания были сформированы заявлениями чиновников, которые привыкли объяснять ценовые скачки на рынке топлива импортом более дорогого российского бензина. Теперь у чиновников новая задача — объяснить населению, почему дорожает бензин, если страна перестала импортировать более дорогое импортное топливо.

Какими бы рациональными ни были эти объяснения, собственный, но дорожающий с каждым разом бензин подорвет пропагандистскую конструкцию, что Казахстан — нефтяная страна, где каждый автолюбитель может рассчитывать на дешевый бензин. Другая проблема — дорогой бензин вызовет справедливый с точки зрения простого казахстанца вопрос, куда делась его доля от ресурсной ренты.

Вполне возможно, правительство, чтобы не провоцировать недовольство у населения, не захочет менять правила игры, придумает способ расплатиться за кредит без повышения розничных цен на бензин. В таком случае дешевый дотационный бензин продолжит играть роль ресурсной ренты для простых казахстанцев.

Читайте так же тему номера:  Едем на собственном топливе

Статьи по теме:
Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Алтыналмас”: опыт Scada

Предприятия РК повышают свою технологическую зрелость, внедряя автоматизированные системы управления и оптимизации производства