Товар не первой необходимости

Редакционная статья

Товар не первой необходимости

Норма об электронном страховом полисе вводится поправками в страховое законодательство. С 1 января 2019 года можно будет приобрести страховой полис по обязательным видам в онлайн-режиме; по добровольным видам онлайн-страхование уже действует. Многие СМИ сообщили об электронном страховании, события ждали, во всяком случае, автолюбители, поскольку «автогражданка» (обязательное страхование ГПО ВТС) — массовый страховой продукт, иметь его должен каждый водитель. Покупка страхового полиса в режиме онлайн, как ожидается и как доказывает опыт других стран, должна значительно упростить процесс не только заключения договора, но и получения страховой выплаты.

Интересно, что сами страховщики, за редким исключением, не торопятся пропиарить новые возможности для своих клиентов. Это вписывается в политику страховых компаний последних лет, даже, пожалуй, последнего десятилетия: тихо заниматься своим делом и не высовываться. До кризиса 2008 года о деятельности СК было известно гораздо больше, чем сегодня: проходили пресс-конференции — чаще по результатам деятельности за определенный период, иногда — с целью презентации новых продуктов или по поводу значимых событий на страховом рынке.

В настоящее время регулярными остаются только пресс-конференции СК «Коммеск-Өмір», кроме того, страховая компания «Евразия» ежегодно проводит международную конференцию по риск-менеджменту. Вот, пожалуй, и все. Конечно, страховщики дают интервью СМИ, комментарии по тем или иным проблемам сектора… И все же страховой сектор в целом оставляет впечатление закрытости.

Страховые компании, многие из которых наряду с накопительными пенсионными фондами были созданы банками, так и остаются в тени материнских фининститутов. В Казахстане развитие финансовой отрасли с самого начала означало прежде всего развитие банковского сектора и только потом — всех остальных секторов. По сути, у нас так и не создан сбалансированный финансовый рынок с равнозначным (более или менее) развитием всех сегментов — банковским, страховым, фондовым, пенсионным. В этом ряду страхование остается аутсайдером. В Концепции развития финансового рынка РК до 2030 года говорится: «Несмотря на динамичный рост активов страховых организаций, их доля в ВВП остается на довольно низком уровне (менее 2%). Показатель объема премий в расчете на душу населения в 2013 году не превысил порога в 100 долларов США притом, что население Республики Казахстан составляет 17,2 млн человек». За пять лет никаких изменений не произошло. Доля активов СК в ВВП на 1 января 2018 года составила 1,8%, а премии на душу населения так и не дотягивают до 100 подорожавших долларов (20,4 тыс. тенге). Для сравнения: активы БВУ к ВВП на ту же дату — более 50%, ЕНПФ — 15%, капитализация рынка ценных бумаг (акций и облигаций в совокупности) — около 48%.

В названной выше концепции, а она была принята в 2014 году, говорится, что количество компаний по общему страхованию снижается. На тот момент их насчитывалось 27 и семь — КСЖ, на начало 2018‑го — 32 СК, из них семь КСЖ. Число страховых компаний может еще снизиться: в начале августа регулятор приостановил действие лицензии страховым компаниям Kompetenz и «Салем» за нарушение пруденциальных нормативов. Каких именно, не сообщается.

Людям не интересно страхование. Мало кто самостоятельно, без давления (например, со стороны банка) покупает медицинскую страховку, страхует жизнь, имущество или недвижимость… Если бы ГПО не было обязательным видом страхования, скорее всего, не покупали бы и его. Есть в этом вина и самих страховщиков, у которых приходится буквально выбивать страховые выплаты (особенно часто именно по ГПО ВТС) и которые тем самым подрывают веру людей в институт страхования в общем.

Тут и особенности менталитета: люди не хотят тратиться на то, что может случиться, а может и не случиться. Тем более, реальные доходы населения до недавнего времени снижались, а страховка не рассматривается как товар первой необходимости.

Цифровизация дошла до страхования позже, чем до банков. Интернет-банк уже давно воспринимается как нечто необходимое: в режиме онлайн можно совершать любые банковские операции, не выходя из дома. Обладать технологиями сегодня — значит, быть на шаг впереди конкурента. Это шанс привлечь молодых клиентов, для которых общаться посредством гаджетов привычнее, чем в реальности. Поэтому онлайн-страхование они смогут оценить по достоинству. Возможно, нужны будут новые продукты, например, краткосрочные страховки, чтобы с чего-то начинать популяризацию страхования. Но если начнутся проблемы с выплатами, то опять ничего не выйдет.

Читайте так же тему номера: Поскользнулся, упал — застрахован

Статьи по теме:
Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Алтыналмас”: опыт Scada

Предприятия РК повышают свою технологическую зрелость, внедряя автоматизированные системы управления и оптимизации производства