НЭП в ответ на изменения в мире

НЭП в ответ на изменения в мире

Возросшая турбулентность в мировой экономике побуждает власти различных стран учитывать все больше рисков в своей национальной политике. В этом списке не стал исключением и Казахстан. Имея колоссальные запасы полезных ископаемых, республика приняла решение откладывать нефтедоллары в Национальный фонд. 

История подтвердила правильность данной инициативы после американского ипотечного кризиса и последовавшего за ним позднее крушения цен на сырьевые товары. Трансферты из Нацфонда позволили значительно нивелировать эффект от падения доходов от экспорта сырья. Однако и это не спасло от резкого снижения темпов роста экономики на рубеже первых десятилетий XXI века – по итогам 2009 года рост ВВП Казахстана составил, по данным Всемирного банка, 1,2% по сравнению с 3,3% в 2008 году и 8,9% в 2007 году, в середине которого и начался ипотечный кризис в США. Совсем другая картина была в так называемые «тучные нулевые», которые начались с ростом цен на сырье и активным заимствованием денег на Западе. В 2000 году рост ВВП составил 9,8%, в 2001 году – 13,5%, в 2002 году – 9,8%, в 2003 году – 9,3%, в 2004 году – 9,6%, в 2005 году – 9,7%, в 2006 году – 10,7%. 

Проблема заключалась в том, что республика не успела провести структурную реформу экономики. Значительные объемы готовых товаров, стоимость которых в кризисы практически не падает, продолжали импортироваться из России, Китая и других стран. На рубеже первых десятилетий нашего века темпы роста экономики Республики Казахстан значительно замедлились и стали отставать от общей динамики развивающихся стран и даже среднемировых показателей.

Республика встала перед необходимостью перезапуска механизма устойчивого и инклюзивного экономического роста и перехода к новой модели экономики, основанной на высокотехнологичном экспорте. Именно с этой новой экономической политикой (НЭП) и связываются возможности продолжения активного роста казахстанской экономики. Для достижения ускорения экономического роста потребуется вновь привлекать иностранные инвестиции и выходить на международные рынки капитала. 

Не все гладко и в укреплении конкурентоспособности. В Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан достиг в 2015-2016 годах 42-го места из 140 стран (50-е место из 144 стран в 2014-2015 годах, 50-е место из 148 стран в 2013-2014 годах, 51-е место из 144 стран в 2012-2013 годах), но уже в 2016-2017 годах вновь свалился на 53-е место из 138 стран, а в 2017-2018 годах на 57-е место из 137 стран. 

Наихудшие результаты в последнем индексе были зафиксированы по следующим компонентам: развитость финансового рынка – 114-е место из 137 стран, развитость деловых операций – 108-е место, макроэкономическая среда – 98-е место, инновации – 84-е место, эффективность товарных рынков – 72-е место. Эти причины значительно сдерживают развитие казахстанской экономики. При этом буквально в «тучные нулевые» казахстанская банковская система считалась одной из лучших на территории бывшего СССР, а отечественные банки не только активно наращивали кредитование внутри республики, но и занимались экспансией на внешних рынках. Однако с фактическим закрытием внешних рынков некоторым казахстанским банкам пришлось пойти на реструктуризацию своей задолженности, а государству пришлось влить многие миллиарды долларов в их спасение.

Президент РК Нурсултан Назарбаев полагает, что в вопросах развития финансового сектора Казахстана важно учитывать последние мировые тренды. В частности, речь идет о криптовалюте. Глава государства предложил скоординировать разрозненные национальные действия, приступив к разработке общих правил эмиссии и регулирования криптовалют. 

«Большинство стран активно изучают возможности их адаптации в текущей конфигурации финансовых систем. В то же время в данном вопросе абсолютно разрознены действия государств. Эти разрозненности приведут к неэффективности. Необходимо приступить к разработке общих правил,” - сказал Нурсултан Назарбаев на Астанинском экономическом форуме.

Стоит отметить, что в целом динамика оценок легкости ведения бизнеса в Республике Казахстан относительно положительная. В 2018 году в рейтинге Doing Business Всемирного банка Казахстан занял 36-место по сравнению с 35-м местом в 2017 году и 41-м местом в 2016 году. В 2015 году республика занимала 77-е место, в 2014 году – 50-е, в 2013 году – 49-е, в 2012 году – 47-е место, в 2011 году – 59-е место, в 2010 году – 63-е место, в 2009 году – 70-е место, в 2008 году – 71-е место, в 2007 году – 63-е место, в 2006 году – 86-е место. Если с защитой инвесторов (1-е место в мире), обеспечением исполнения контрактов (6-е место), регистрацией собственности (17-е место) в республике хорошо, то по разрешению неплатежеспособности (процедура банкротства) Казахстан на 39-м месте, созданию предприятий – на 41-м месте, налогообложению – 50-м месте, получению разрешений на строительство – 52-м месте, подключению к системе электроснабжения – 70-м месте, получению кредитов – на 77-м месте, а международной торговле – 123-м месте. 

Таким образом, несмотря на положительную динамику общего качества институциональной среды, на микроуровне все еще есть ниши, требующие радикального улучшения, а финансовые услуги и условия внешнеторговых операций создают запретительные издержки для отдельных компаний и отраслей, а разрешительная документация все еще остается существенным ограничением при открытии предприятий. При этом в будущем необходимо сохранить достигнутые уровни в сфере защиты прав инвесторов и соблюдении контрактов.

Казахстан намерен радикально увеличить присутствие своих компаний на внешних рынках и перейти на экспортноориентированную торговую и экономическую политики. Необходимо отметить, что в последние годы республика теряла свои позиции на рынках развитых стран, однако увеличение экспорта на рынки развивающихся стран может стать новым драйвером роста отечественной экономики. В числе растущих направлений в 2011-2016 годах были, в частности, отмечены Вьетнам и Индия, в которые Казахстану удалось нарастить экспортные объемы на 68 и 25 процентов соответственно. В отсутствие выхода к морю важнейшим рынком сбыта станет Китай. На фоне тотального интереса в нем к органической и экологически чистой еде Казахстан постепенно наращивает поставки продовольственных товаров в эту страну. 

В условиях, когда в структуре казахстанского экспорта более половины занимают углеводороды и цветные металлы, а их стоимость на глобальных рынках, как известно, очень волатильна, прогнозировать налоговые поступления становится очень сложно. 

Экс-президент Франции Франсуа Олланд считает, что национальным властям нужно обязательно принимать во внимание падение цен на природные ресурсы, в частности, на нефть. В связи с этим он предлагает странам - крупнейшим покупателям и странам - крупнейшим производителям нефти стремиться к определенной стабильности цен.

 «Конечно, экономический кризис затронул все регионы мира, что привело к созданию все более строгих правил в области торговых и финансовых отношений, и мы видим очень печальные последствия для всего мира. Есть определенные цели, которых мы должны придерживаться. Первое – это стабильность. Нужно предоставить стабильность цен в финансовых, экономических, коммерческих правилах и положениях, особенно, когда мы говорим о природных ресурсах. Нужна стабильность и для тех правил ведения торговли, которые на данный момент еще не существуют, мы также должны предоставить стабильность инвестиций», - сказал Франсуа Олланд.

Турбулентность на сырьевых рынках несет циклическое давление и на курс национальной валюты. Последнюю монетарным властям периодически приходилось девальвировать одномоментно, однако затем был осуществлен переход к свободно плавающему курсу тенге. Сырьевой профиль экспорта из Республики Казахстан является ограничением для накоплений человеческого капитала и внедрения инноваций, так как отечественная экономика не предъявляет спрос на высококвалифицированных специалистов и новые технологические решения.

По индексу экономической сложности экономики Хаусмана-Хидальго Казахстан значительно уступает не только Германии и Швейцарии, но и Китаю. В последнее десятилетие республика теряла в сложности. Этот тренд развернулся только в последние 1-2 года, но его дальнейшее развитие невозможно без решения проблем с развитием финансовой инфраструктуры. Хотя в последние годы наблюдалась положительная динамика общей рыночной капитализации публично торгуемых казахстанских компаний ($45,6 млрд в 2017 году по сравнению с $40,2 млрд в 2016 году, $34,9 млрд в 2015 году, $23 млрд в 2014 году), финансовый рынок Республики Казахстан остается незначительным. Кстати, в 2007 году капитализация составляла $43,7 млрд, что говорит о том, что более 10 лет напряженной работы в сухом остатке являют собой очень скромные достижения. 

Необходимо отметить, что в последние годы удалось снизить стоимость денег в экономике благодаря эффективной борьбе с инфляционными ожиданиями и отдельными немонетарными факторами роста цен. При этом период макроэкономической и внешней турбулентности Казахстан прошел, не прибегая к чрезмерному привлечению займов, сохранив низкий, относительно развитых стран, уровень национального долга. Однако долг правительства к ВВП составил 16,8% в 2016 году и 19,3% в 2015 году по сравнению с 8,8% в 2011 году и 9,5% в 2010 году.

Ключевыми вызовами для Республики Казахстан является макроэкономическая нестабильность, слабые внешнеторговые позиции, слабые позиции в глобальных производственных цепочках, неразвитость финансовой инфраструктуры, дисфункция отдельных элементов институциональной среды.

В качестве предложений по решению данных вопросов можно рассматривать оптимизацию технического регулирования, релокацию технологических компаний и комплексную поддержку экспорта, а также регулирование системы технологического регулирования в направлении гибкой концепции накопления данных. В данном вопросе можно изучить и внедрить лучшие мировые практики технического регулирования, приемлемые для адаптации в наших условиях, установить минимально необходимые обязательные требования в технических регламентах, оптимизировать формы и методы оценки соответствия техническим требованиям, внедрить справедливую систему ответственности в случае нарушения правил и регламентов техрегулирования. Это должно привести к сокращению издержек предпринимателей, росту инвестиционной привлекательности технологического бизнеса, простому и понятному процессу оценки соответствия техническим требованиям. 

Статьи по теме:
Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Алтыналмас”: опыт Scada

Предприятия РК повышают свою технологическую зрелость, внедряя автоматизированные системы управления и оптимизации производства