Надежда на ЧК

В развитии человеческого капитала правительству необходимо переходить от внедрения разрозненных инициатив к реализации стратегии

Надежда на ЧК

Казахстанские власти давно осознали важность человеческого капитала (ЧК) для экономического развития, однако к системной политике развития ЧК, имплементированной в программы и рабочие планы правительства, в стране подошли только в 2017, когда включили этот блок в Стратегплан-2025. В блоке удалось отразить лишь небольшую часть проблем и задач, которые необходимо решить для развития ЧК – упор был сделан на образование и переподготовку кадров. Но человеческий капитал – направление, которое охватывает более широкий круг взаимоувязанных вопросов, среди которых помимо образования защита здоровья, физкультура, досуг, творчество и многое другое – все, от чего зависит способность человека создавать добавленную стоимость.

Какие инструменты развития ЧК эффективны, а какие нет? Как привлекать и удерживать человеческий капитал? Как измерять эффективность инвестиций в ЧК? В этой части Казахстану требуется экспертиза международных специалистов. На стратегической сессии “Развитие человеческого капитала” Астанинского экономического форума этот вопрос обсуждали казахстанские и иностранные эксперты. Вывод экспертов: больше внимания следует уделять не вертикальным горизонтальным механизмам – не госпрограммам, а местным инициативам.

Больше денег, больше идей, больше равенства

Позиции Казахстана в международных рейтингах вселяют оптимизм. В актуальном HumanDevelopmentIndex(2015) Всемирного банка РК занимает 56 позицию среди стран мира с отличными показателями подиндексов гендерного развития и неравенства. Начальным образованием в РК охвачены все дети без исключения по гендерному признаку. У нас относительно высокий уровень продолжительности жизни, подушевой ВВП. HumanCapitalReportВсемирного экономического форума (2016) ставит Казахстан на 29 место в мире, указывая на высочайший уровень человеческого капитала в двух возрастных категориях – до 14 лет и с 15 до 24. Успехом мы обязаны все тому же тотальному охвату средним образованием.

Однако, если отойти от формальных количественных показателей и обратиться к качественным, то ситуация перестает быть столь радужной. Сектора, где формируется человеческий капитал недофинансируется. Например, расходы государственного бюджета на образование находятся в коридоре 2,8-3,5% ВВП, на здравоохранение – 1,5-2,2% ВВП. В развитых странах на эти сектора расходуется по 5-6% ВВП.

Как итог, по качеству среднего образования РК отстает от стран ОЭСР. В отдельных дисиплинах (например, математика), мы уже на несколько лет позади конкурентов. Доля школьников, не достигших порогового уровня грамотности, в РК – 45%, тогда как в среднем по ОЭСР – 23%. Качество образования в сельской местности значительно ниже городского. В половине школ страны ощущают нехватку образовательных ресурсов, в не менее 30% школ проблемы с отоплением или охлаждением помещений, нет спортплощадок и т.п.

Но повысив расходы на образование и здравоохранение правительство может столкнуться не с ослаблением, а усилением еще одной серьезной проблемы, актуальной не только для РК, но и многих других стран – “утечкой мозгов”. Отрицательное сальдо внешней миграции людей с высшим образованием по итогам 2017 составило рекордные для Казахстана в последнее десятилетие 8,5 тыс. человек. С 2010 года это количество выросло в 3,7 раза. Похожая ситуация в категории лиц со средним специальным образованием: дефицит в 6,1 тыс. человек (2017), который за десять лет вырос в 2,4 раза.

Не будет преувеличением сказать, что местный рынок труда в целом не привлекателен для выскоквалифицированных и квалифицированных специалистов. Проблема не только в низком качестве образования в школах и университетах, но и некомфортностью среды – неудовлетворенностью уровнем безопасности, политическими институтами и т.д.

“Казахстан на текущий момент не входит в число наиболее привлекательных мест для работы, - подчеркивают эксперты. – Происходит не замещаемый отток специалистов в критических сферах деятельности”.

Вместе с оттоком качественного человеческого капитала эксперты выявили еще пять проблем: дефицит финансирования образования, недостаточное для рывка качество образования, дефицит образовательной инфраструктуры, пространственная неравномерность образования, разрыв между спросом и предложением на рынке труда. 

Начнем с нижнего этажа

Первое предложение экспертов АЭФ – Агентство талантов Казахстана. Агентство будет выполнять функции HR-площадки, которая привлечет в Казахстан специалистов мирового уровня и репатриировать таланты. Авторам идеи представляется, что РК должна стать местом реализации творческого потенциала экспатов: в списке задач агентства продвижение нашей страны как привлекательного места для работы и проживания. Параллельно необходимо подготовить условия: подыскать работу, жилье, школу для детей. Этим и займется агентство, которое будет связано партнерскими отношениями с ведущими вузами и HR-агентствами.

Идея создания сети детских технопарков основывается на задаче научно-технического просвещения казахстанской молодежи, которая должна практически осваивать наукоемкие технологии. Ожидается, что из участников детских технопарков вырастут инженеры, потребность в которых год от года будет только расти. Содержательно, технопарки, о которых идет речь, – хорошо зарекомендовавшие себя в советское время кружки юных техников, но построенные не за государственный счет, а в партнерстве с бизнесом, университетами и другими неправительственными структурами. Для талантливой молодежи из небогатых семей технопарки станут социальным лифтом, ведь партнерство с вузами и компаниями откроет доступ к образованию в престижных университетах и трудоустройству в крупнейшие компании. Именно поэтому детские технопарки должны быть сетевой структурой и “пылесосить” инженерные таланты по всей стране.

Национальная образовательнаяonline-платформа позволит сформировать обширную базу знаний по основным дисциплинам и запустить образовательные программы в формате MOOC (MassiveOnline Open Course). Это повысит доступность образования, позволит усилить компетенции преподавательского состава учебных заведений. Платформа будет способствовать распространению подхода life-longeducation (образование через всю жизнь). Важное условие успеха проекта – формирование пула партнеров из числа ведущих образовательных структур. Проект видится как университетская инициатива без участия правительства.

Два проекта посвящены сфере защиты здоровья. Местная спортивная инициатива призвана популяризировать и развивать спорт на местном уровне в партнерстве с локальными сообществами, а также укрепить волонтерское движение, создать практики и необходимую инфраструктуру для распространения здорового образа жизни. Участники инициативы (по-видимому, общественные фонды) должны использовать гибкие механизмы финансирования для проведения спортивных мероприятий, строительства локальной общедоступной спортивной инфраструктуры и популяризации спорта и здорового образа жизни.

Корпоративная спортивная инициатива призвана решать те же задачи, но в корпоративном секторе. Если общественная польза от распространения спорта в продлении здоровой жизни населения и сокращении затрат на здравоохранение, то задача корпоративного спорта – избежать выгорания сотрудников, снизить нагрузку на их психическое здоровье.

Системные изменения

Акцент на развитие горизонтальных инициатив, предложенных экспертами, хорошо ложится в логику программы модернизации общественного сознания “Руханижанғыру”, задача которой – запустить новые форматы позитивной гражданской активности. Государственные органы должны выступать лишь как арбитры и регуляторы, в некоторых случаях – операторы процесса.

Эксперты АЭФкорректно описали пул проблем с развитием человеческого капитала в РК, но их предложения затронули лишь часть зон, а самые чувствительные из них остались без внимания. Например, отток человеческого капитала. Это общая проблема развивающихся стран на фоне роста мобильности трудовых ресурсов, и нет какого-то одного инструмента, который позволил бы решить эту проблему. Национальные правительства изобретают – каждое свой – уникальный подход с учетом специфики среды: где-то на первый план выходят инструменты сглаживания гендерного и имущественного неравенства, «отладки» социальных лифтов, в других странах (в том числе и в Казахстане) – необходимо больше внимания уделить вопросам безопасности и качеству образования и здравоохранения.

Казалось бы, однозначно решается проблема дефицита финансирования образовательного сектора: необходимо просто повышать зарплаты школьным преподавателям опережающими темпами. Однако эта мера может привести к росту инфляции. С другой стороны, чем дольше у учителей и врачей будет сохраняться текущий уровень зарплат – а они самые низкие в среднем по экономике – из этих сфер будет вымываться качественный человеческий капитал.

Системного решения требует и проблема неравномерности качества образования. В городе и селе априори сложно обеспечивать равное качество образовательных услуг, учитывая хозяйственную специфику и уровень зарплат в сельской местности. Дистанционное образование решает эту проблему лишь частично. Для повышения уровня ЧК в сельской местности необходимо скорректировать региональную политику, программу развития сельского хозяйства.

Разрыв между спросом и предложением на рынке труда – самый критичный момент в системе. Вузы и колледжи действительно не готовят специалистов, отвечающих ожиданиям работодателей. Решить противоречие можно лишь совместными усилиями бизнеса и образовательного сектора. При этом не следует забывать: уровень научно-образовательного сектора прямо пропорционален уровню технологической сложности экономики, на которую он работает. Если ей не нужны биоинформатики и разработчики искусственного интеллекта, то и объективное качество их подготовки будет низким.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так