Надежда на ЧК

В развитии человеческого капитала правительству необходимо переходить от внедрения разрозненных инициатив к реализации стратегии

Надежда на ЧК

Казахстанские власти давно осознали важность человеческого капитала (ЧК) для экономического развития, однако к системной политике развития ЧК, имплементированной в программы и рабочие планы правительства, в стране подошли только в 2017, когда включили этот блок в Стратегплан-2025. В блоке удалось отразить лишь небольшую часть проблем и задач, которые необходимо решить для развития ЧК – упор был сделан на образование и переподготовку кадров. Но человеческий капитал – направление, которое охватывает более широкий круг взаимоувязанных вопросов, среди которых помимо образования защита здоровья, физкультура, досуг, творчество и многое другое – все, от чего зависит способность человека создавать добавленную стоимость.

Какие инструменты развития ЧК эффективны, а какие нет? Как привлекать и удерживать человеческий капитал? Как измерять эффективность инвестиций в ЧК? В этой части Казахстану требуется экспертиза международных специалистов. На стратегической сессии “Развитие человеческого капитала” Астанинского экономического форума этот вопрос обсуждали казахстанские и иностранные эксперты. Вывод экспертов: больше внимания следует уделять не вертикальным горизонтальным механизмам – не госпрограммам, а местным инициативам.

Больше денег, больше идей, больше равенства

Позиции Казахстана в международных рейтингах вселяют оптимизм. В актуальном HumanDevelopmentIndex(2015) Всемирного банка РК занимает 56 позицию среди стран мира с отличными показателями подиндексов гендерного развития и неравенства. Начальным образованием в РК охвачены все дети без исключения по гендерному признаку. У нас относительно высокий уровень продолжительности жизни, подушевой ВВП. HumanCapitalReportВсемирного экономического форума (2016) ставит Казахстан на 29 место в мире, указывая на высочайший уровень человеческого капитала в двух возрастных категориях – до 14 лет и с 15 до 24. Успехом мы обязаны все тому же тотальному охвату средним образованием.

Однако, если отойти от формальных количественных показателей и обратиться к качественным, то ситуация перестает быть столь радужной. Сектора, где формируется человеческий капитал недофинансируется. Например, расходы государственного бюджета на образование находятся в коридоре 2,8-3,5% ВВП, на здравоохранение – 1,5-2,2% ВВП. В развитых странах на эти сектора расходуется по 5-6% ВВП.

Как итог, по качеству среднего образования РК отстает от стран ОЭСР. В отдельных дисиплинах (например, математика), мы уже на несколько лет позади конкурентов. Доля школьников, не достигших порогового уровня грамотности, в РК – 45%, тогда как в среднем по ОЭСР – 23%. Качество образования в сельской местности значительно ниже городского. В половине школ страны ощущают нехватку образовательных ресурсов, в не менее 30% школ проблемы с отоплением или охлаждением помещений, нет спортплощадок и т.п.

Но повысив расходы на образование и здравоохранение правительство может столкнуться не с ослаблением, а усилением еще одной серьезной проблемы, актуальной не только для РК, но и многих других стран – “утечкой мозгов”. Отрицательное сальдо внешней миграции людей с высшим образованием по итогам 2017 составило рекордные для Казахстана в последнее десятилетие 8,5 тыс. человек. С 2010 года это количество выросло в 3,7 раза. Похожая ситуация в категории лиц со средним специальным образованием: дефицит в 6,1 тыс. человек (2017), который за десять лет вырос в 2,4 раза.

Не будет преувеличением сказать, что местный рынок труда в целом не привлекателен для выскоквалифицированных и квалифицированных специалистов. Проблема не только в низком качестве образования в школах и университетах, но и некомфортностью среды – неудовлетворенностью уровнем безопасности, политическими институтами и т.д.

“Казахстан на текущий момент не входит в число наиболее привлекательных мест для работы, - подчеркивают эксперты. – Происходит не замещаемый отток специалистов в критических сферах деятельности”.

Вместе с оттоком качественного человеческого капитала эксперты выявили еще пять проблем: дефицит финансирования образования, недостаточное для рывка качество образования, дефицит образовательной инфраструктуры, пространственная неравномерность образования, разрыв между спросом и предложением на рынке труда. 

Начнем с нижнего этажа

Первое предложение экспертов АЭФ – Агентство талантов Казахстана. Агентство будет выполнять функции HR-площадки, которая привлечет в Казахстан специалистов мирового уровня и репатриировать таланты. Авторам идеи представляется, что РК должна стать местом реализации творческого потенциала экспатов: в списке задач агентства продвижение нашей страны как привлекательного места для работы и проживания. Параллельно необходимо подготовить условия: подыскать работу, жилье, школу для детей. Этим и займется агентство, которое будет связано партнерскими отношениями с ведущими вузами и HR-агентствами.

Идея создания сети детских технопарков основывается на задаче научно-технического просвещения казахстанской молодежи, которая должна практически осваивать наукоемкие технологии. Ожидается, что из участников детских технопарков вырастут инженеры, потребность в которых год от года будет только расти. Содержательно, технопарки, о которых идет речь, – хорошо зарекомендовавшие себя в советское время кружки юных техников, но построенные не за государственный счет, а в партнерстве с бизнесом, университетами и другими неправительственными структурами. Для талантливой молодежи из небогатых семей технопарки станут социальным лифтом, ведь партнерство с вузами и компаниями откроет доступ к образованию в престижных университетах и трудоустройству в крупнейшие компании. Именно поэтому детские технопарки должны быть сетевой структурой и “пылесосить” инженерные таланты по всей стране.

Национальная образовательнаяonline-платформа позволит сформировать обширную базу знаний по основным дисциплинам и запустить образовательные программы в формате MOOC (MassiveOnline Open Course). Это повысит доступность образования, позволит усилить компетенции преподавательского состава учебных заведений. Платформа будет способствовать распространению подхода life-longeducation (образование через всю жизнь). Важное условие успеха проекта – формирование пула партнеров из числа ведущих образовательных структур. Проект видится как университетская инициатива без участия правительства.

Два проекта посвящены сфере защиты здоровья. Местная спортивная инициатива призвана популяризировать и развивать спорт на местном уровне в партнерстве с локальными сообществами, а также укрепить волонтерское движение, создать практики и необходимую инфраструктуру для распространения здорового образа жизни. Участники инициативы (по-видимому, общественные фонды) должны использовать гибкие механизмы финансирования для проведения спортивных мероприятий, строительства локальной общедоступной спортивной инфраструктуры и популяризации спорта и здорового образа жизни.

Корпоративная спортивная инициатива призвана решать те же задачи, но в корпоративном секторе. Если общественная польза от распространения спорта в продлении здоровой жизни населения и сокращении затрат на здравоохранение, то задача корпоративного спорта – избежать выгорания сотрудников, снизить нагрузку на их психическое здоровье.

Системные изменения

Акцент на развитие горизонтальных инициатив, предложенных экспертами, хорошо ложится в логику программы модернизации общественного сознания “Руханижанғыру”, задача которой – запустить новые форматы позитивной гражданской активности. Государственные органы должны выступать лишь как арбитры и регуляторы, в некоторых случаях – операторы процесса.

Эксперты АЭФкорректно описали пул проблем с развитием человеческого капитала в РК, но их предложения затронули лишь часть зон, а самые чувствительные из них остались без внимания. Например, отток человеческого капитала. Это общая проблема развивающихся стран на фоне роста мобильности трудовых ресурсов, и нет какого-то одного инструмента, который позволил бы решить эту проблему. Национальные правительства изобретают – каждое свой – уникальный подход с учетом специфики среды: где-то на первый план выходят инструменты сглаживания гендерного и имущественного неравенства, «отладки» социальных лифтов, в других странах (в том числе и в Казахстане) – необходимо больше внимания уделить вопросам безопасности и качеству образования и здравоохранения.

Казалось бы, однозначно решается проблема дефицита финансирования образовательного сектора: необходимо просто повышать зарплаты школьным преподавателям опережающими темпами. Однако эта мера может привести к росту инфляции. С другой стороны, чем дольше у учителей и врачей будет сохраняться текущий уровень зарплат – а они самые низкие в среднем по экономике – из этих сфер будет вымываться качественный человеческий капитал.

Системного решения требует и проблема неравномерности качества образования. В городе и селе априори сложно обеспечивать равное качество образовательных услуг, учитывая хозяйственную специфику и уровень зарплат в сельской местности. Дистанционное образование решает эту проблему лишь частично. Для повышения уровня ЧК в сельской местности необходимо скорректировать региональную политику, программу развития сельского хозяйства.

Разрыв между спросом и предложением на рынке труда – самый критичный момент в системе. Вузы и колледжи действительно не готовят специалистов, отвечающих ожиданиям работодателей. Решить противоречие можно лишь совместными усилиями бизнеса и образовательного сектора. При этом не следует забывать: уровень научно-образовательного сектора прямо пропорционален уровню технологической сложности экономики, на которую он работает. Если ей не нужны биоинформатики и разработчики искусственного интеллекта, то и объективное качество их подготовки будет низким.

Статьи по теме:
Казахстан

Казахстан увеличил экспорт домашнего текстиля

Компания из Шымкента увеличила производство экспортной продукции в семь раз

Культура

Старый фестиваль в новом формате

Задача обновленного кинофестиваля Шакена Айманова — продвижение фильмов тюркоязычных стран

Казахстанский бизнес

Закинуть сети в интернет

Государство намерено обязать онлайн-продавцов публиковать полные данные о себе и товаре. Но этого недостаточно для защиты прав потребителей

Казахстанский бизнес

Железная рыночная власть

Государство приняло доводы металлургических заводов о том, что стране грозит дефицит лома. На четыре года был ограничен экспорт лома в страны, не входящие в ЕАЭС, что нанесло серьезный удар по ломозаготовителям