Институты плюс статистика

Вернуться к высоким темпам роста Казахстану поможет реформа институтов государственной поддержки и перевод статистического учета на принципиально новый технологический уровень

Институты плюс статистика

ВВП Казахстана в последние семь лет (2010-2017) рос в среднем на 4,5% в год после 9,3% в семилетку, предшествующую мировому финансовому кризису – 2001-2008. В первое десятилетие 21 века Казахстан обгонял среднемировые темпы роста в три раза, во втором десятилетии – опережает на 1,5 п.п.

Казахстанские власти стремятся изменить качество роста. В 2001-2008 экономика увеличивалась за счет роста добычи нефти (на 76%), а также восстановительного роста других индустрий и, конечно, восстановления потребительского спроса благодаря растущим реальным доходам населения.

Понимание, что без изменения общественных и экономических институтов у властей страны выкристаллизовалось давно, но перейти к действиям долгое время мешали высокие цены на нефтьи бум на внутреннем рынке. Начать изменения помог кризис. В 2010-е Казахстан вступил с задачей конвертировать экстенсивный рост в интенсивный. Добиться этого планировалось, сместив акцент с горнодобывающей промышленности в обрабатывающую. В стране запустили Госпрограмму индустриально-инновационного развития (сейчас завершается 2-я пятилетка программы), реализуют т.н. Пять институциональных реформ, существенно либерализовали инвестиционное законодательство, ежегодно борются за улучшение позиций в международных рейтингах деловой активности.

Однако результаты пока не впечатляют. Рост в 4,0% по итогам 2017 обеспечен растущей добычей нефти и посткризисным восстановлением в обрабатывающей промышленности, торговле и инвестициям в строительство жилья и инфраструктуры. Это значит, что институциональные реформы далеки до завершения, поиск новых решений еще не закончен.

На площадке Астанинского экономического форума 2018 казахстанские и зарубежные эксперты проанализировали текущую ситуацию в РК и впервые в истории АЭФ выработали серию рекомендаций полисимейкерам. Властям было предложено повысить детализацию и транспарентность статистики, добиться прорыва в техрегулировании, сформировать пул мер для привлечения в РК технологических лидеров и активнее поддерживать экспорт.

Растем, но неустойчиво  

Динамика экономики РК выше, чем у многих соседей по региону СНГ, однако цель Казахстана –выйти из топ-50 экономик мира в топ-30 к 2050. Для этого необходимо расти не просто быстрее, чем мировая экономика, а значительно быстрее – примерно в 2-3 раза. Источник взрывного роста в нашем случае один – иностранные инвестиции, а главный фактор – высокая конкурентоспособность.

И здесь же перед Казахстаном встают первые препятствия: выход на международные рынки капитала для отечественных компаний сейчас затруднен из-за проблем в экономике РК (нестабильный обменный курс и высокий уровень долга), а также повышения ставки ФРС. “Конкурентное положение республики Казахстан в высокотехнологичном мире также неоднозначно: рывок в глобальной конкурентоспособности (имеется в виду индекс глобальной конкурентоспособности ВЭФ – прим. авт.) на 9 позиций за 4 года, сменился внезапным спадом”, – обращают внимание эксперты-участники GlobalChallengesSummit.

С одной стороны, под давлением макроэкономической турбулентности и волатильности на мировых рынках правительство РК пытается совершенствовать регулирование, упрощать разрешительную систему, инвестирует в инфраструктуру. С другой – экономические власти страны пока не могут обеспечить компаниям доступное финансирование и удовлетворяющую рынок труда квалификацию рабочей силы. Это снижает привлекательность казахстанских площадок как звеньев цепочки добавленной стоимости ТНК.

Ориентация на экспорт биржевых товаров создает проблемы не только с обменным курсом, в платежном балансе, и далее – в бюджете (из-за высокой волатильности цен на данные продукты, в основном сырьевые), но и ограничивает накопление человеческого капитала и исключает возможность широкого внедрения инноваций: они просто не востребованы экономикой.

В итоге эксперты выделяют следующие слабые места казахстанской экономической модели: макроэкономическая нестабильность, слабые внешнеторговые позиции, слабые позиции в глобальных производственных цепочках, неразвитость финансовой инфраструктуры, дисфункция отдельных элементов институциональной среды. 

Магнит для инновационного экспортера

Часть задач уже успешно решается казахстанскими властями. Например, постепенно снижается стоимость заимствований внутри страны благодаря последовательной политике Национального банка и правительства РК по управлению инфляцией.

Эксперты-участники АЭФвыделяют инфраструктурное и институциональное направление для изменений экономической политики.

Ключевой инфраструктурный проект – “Статистический учет 2.0”. Суть предложения – для эффективного управления экономикой правительствуи бизнесу необходимы большие массивы открытой и детальной статистической информации. В публичной госстатистике и материалах исследований, подготавливаемых за государственный счет, накопился огромный объем данных, теперь необходимо обеспечить их совместимость, «завести» в один ресурс (сформировать единый статистический хаб), перейти на новые стандарты выгрузки и обработки данных. Здесь же скрыто большое поле для государственно-частного партнерства в развитии национальных компетенций в сфере технологии “больших данных” (BigData).

В институциональном блоке три взаимосвязанные рекомендации. Первая – оптимизация техрегулирования. Чтобы в РК пришел высокотехнологичный бизнес, необходимо максимально обновить стандарты технического регулирования, гармонизировав их с международными, установить минимально-необходимые обязательные требования в техрегламентах. Процедура оценки соответствия техническим требованиям должна стать прозрачной и понятной.

Вторая рекомендация – способствовать релокации технологических компаний. Если национальная инновационная среда на текущем этапе не генерирует собственные инновации, необходимо привлекать иностранные стартапы. Что может привлечь такие проекты в Казахстан? Доступное финансирование: следует сформировать широкую линейку инвестиционных инструментов (венчурные фонды, бизнес-ангелы, гранты) для иностранных компаний. Привлекут иностранных инноваторов налоговые и таможенные преференции: "налоговый кредит” на НИОКР, льготы по НДС, взносам во внебюджетные фонды. Высококвалифицированным специалистам должен быть предложен благоприятный визовый режим.

Третья рекомендация экспертов – следует выстроить комплексную систему поддержки несырьевого экспорта. Главные составляющие системы в Казахстане уже есть – это нацкомпания, обеспечивающая финансовую поддержку экспортеров, KazakhExport и нацкомпания, предлагающая экспортерам консультационную поддержку, KazakhInvest, инструментами поддержки экспорта обладают и другие институты развития, а также местные исполнительные органы. Теперь необходимо собрать их воедино и добавить некоторые системные меры. Например, снизить адмбарьеры для развития экспорта, улучшить условия доступа казахстанских товаров и услуг на внешние рынки, решительно сократить количество торговых барьеров на приоритетных рынках. “Необходимо сформировать инфраструктуру поддержки экспорта за рубежом, а внутри страны –экспортно-ориентированные центры кластерного развития, в задачи которых входит организационное проектирование цепочек производственного взаимодействия МСБ с крупным бизнесом (в том числе иностранным)”, – отмечают эксперты. 

Внимание кадрам и процессам

Если целью стратегических сессий было получить сторонний взгляд на наши реформы, то эта цель выполнена. Иностранные эксперты не предложили нашему правительству ничего принципиально нового: понимание ценности эффективных институтов развития, важности упрощения условий для ведения бизнеса у наших властей было и ранее. Большая часть предложенных экспертами решений уже реализуется, десятилетиями действуют институты развития. Но “химии” не получается. Новнешние эксперты правы в том, что следует уделить большее внимание не физическим элементам институциональной среды, а процессам, правилам.

Другой лейтмотив всех стратегических сессий – дефицит адекватных запросам экономики кадров. Как отметил г-н Жандосов на презентации результатов стратегической сессии, Казахстан располагает относительно большой группой хорошо подготовленных финансистов, однако стране не хватает специалистов в макроэкономике, economics. На национальном уровне должна появиться школа макроэкономистов, с одной стороны, находящихся на переднем краю мировой экономической науки, с другой – разбирающихся в местной специфике, способных сформировать объективную картину хозяйственной жизни страны и подобрать адекватные инструменты для решения социально-экономических проблем. И это только один пример, касающийся экономической политики. Те же задачи стоят перед полисимейкерами, отвечающими за промышленную, аграрную, жилищно-строительную и другие политики.

Статьи по теме:
Тема недели

Готовимся к выборам

Ключевой месседж послания — президентские выборы не за горами, и Нурсултан Назарбаев выдвинет на них свою кандидатуру

Казахстан

Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина

Казахстанский бизнес

Актуально о мебели

Производство мебели не относится к стратегическим отраслям экономики. Поэтому предприятия пытаются выжить самостоятельно, не уповая на помощь государства