Энциклопедия живого искусства

В этой книге — подробнейшая история и география перформанса: от конца ХIХ века до 2010‑х годов, от Италии через Францию и Россию до Америки

Энциклопедия живого искусства

Первое издание выходило в 1979 году, последнее издание, в том числе вышедшее на русском языке, дополнено информацией о политических и эстетических сдвигах в искусстве начала ХХI века. Самое простое и одновременно точное определение от Роузли Голдберг: перформанс — это живое искусство в исполнении художников. В одну книгу арт-критик вместила все и всех: итальянский и русский футуризм начала ХХ века, швейцарских дадаистов, парижских сюрреалистов, опыты в немецком Баухаузе. Далее, искусство перформанса дано в развитии и в тесной связке с общими концептуальными арт-идеями. Отмечу сразу же явную, но пока еще не реализованную в сугубо научных исследованиях ценность работы Голдберг для медиального анализа. В этой книге слабым пунктиром обозначена попытка сопоставить концепты искусства с идеями и положениями, которые господствовали в литературном, кинематографическом и научном дискурсах и практиках недавнего прошлого и современности. Наконец, историческая арт-ретроспектива работы подводит к культовым именам и законодателям моды от перформанса: Нью-Йорк последних пятидесяти лет и Москва 1990‑х и начала нулевых.

В результате перформанс предстает как искусство, имеющее свою историю, свои смыслы и, конечно, своего настоящего и преданного зрителя. Логично, что в недалекие по духу и эстетике советские годы и сейчас (после либеральных 1990‑х) больше всего достается этому провокативному искусству от власти и взращенных на диване арт-соцкритиков. Для других читателей, которые не столь искушены в этике и эстетике этого вида искусства, послевкусие этой книги иное. Благодаря только этой книге, залы современного искусства во всем мире стали восприниматься иначе — информативно и эстетически. А возникающие в Алматы в рамках театрального фестиваля «Откровение» спектакли в жанре и эстетике перформансной акции могут получить хоть какие-то адекватную оценку и критику.

Кстати, в работе есть теоретические выкладки, согласно которым перформанс — это медиум (полностью в духе Маршалла Маклюэна — посредник), идеально подходящий для передачи множества идей, хаотично, но с исторически неизбежной закономерностью возникающий в столь не похожих друг на друга местах. Как результат, мгновенья современного искусства остановлены и зафиксированы. Сама арт-история явно нескучно подана, возможно, благодаря и качественному переводу Анны Асланян. Замечу, Россия представлена скрупулезно и мощно — от футуристов до наших современников. Неизбежны вопросы: а как с этим видом искусства у нас и попал ли кто из наших выезжавших и выезжающих на разного рода биеннале в зону внимания нью-йоркского арт-куратора.

Да, этот вид искусства в середине 1990‑х находился под патронажем центра современного искусства фонда «Сорос-Казахстан». Тогда оно называлось актуальным искусством. Из значительных событий того времени запомнился семинар «Art Discourse — 97». В памяти казахстанской публики остались лишь перформансы (Канат Ибрагимов и Ербосын Мельдибеков), апеллирующие к национальным мифам и стереотипам или же их пародирующие. Правда, теперь, после книги Голдберг, многие образчики казахстанского акционизма и перформансных заявлений того и нынешнего времени кажутся вторичными. Несмотря на все прививочные и родовспомогательные действия и гранты, этот росток заморского искусства (какие бы древние корни в нем ни обнаруживались) у нас не привился.

Когда-то одна из алматинских искусствоведов написала обо всех казахстанских художниках, что Нью-Йорк ими не взят. Она ошиблась. Редкий случай, когда выходец из Казахстана — Александр Бренер — попал не просто в ряды художников, но дан в контексте перформансистов нового столетия, вызывающих абсурдной сутью у зрителей эмоциональную реакцию. Напомню, это тот самый акционист, который вышел в боксерских перчатках и трусах к Кремлю и вызвал на поединок Бориса Ельцина. Были и другие, еще более провокационные и многосмысловые акции.

Вернемся к книге. Директор Performa смогла сделать гениально простую вещь — точно и емко вербализировать зрелищное искусство перформанса. Роузи Голдберг никого не оценивает, она пишет обо всем — с единственной оговоркой — обо всем только талантливом в недавнем прошлом и актуальном в настоящем.

Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 320 с.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так