Энциклопедия живого искусства

В этой книге — подробнейшая история и география перформанса: от конца ХIХ века до 2010‑х годов, от Италии через Францию и Россию до Америки

Энциклопедия живого искусства

Первое издание выходило в 1979 году, последнее издание, в том числе вышедшее на русском языке, дополнено информацией о политических и эстетических сдвигах в искусстве начала ХХI века. Самое простое и одновременно точное определение от Роузли Голдберг: перформанс — это живое искусство в исполнении художников. В одну книгу арт-критик вместила все и всех: итальянский и русский футуризм начала ХХ века, швейцарских дадаистов, парижских сюрреалистов, опыты в немецком Баухаузе. Далее, искусство перформанса дано в развитии и в тесной связке с общими концептуальными арт-идеями. Отмечу сразу же явную, но пока еще не реализованную в сугубо научных исследованиях ценность работы Голдберг для медиального анализа. В этой книге слабым пунктиром обозначена попытка сопоставить концепты искусства с идеями и положениями, которые господствовали в литературном, кинематографическом и научном дискурсах и практиках недавнего прошлого и современности. Наконец, историческая арт-ретроспектива работы подводит к культовым именам и законодателям моды от перформанса: Нью-Йорк последних пятидесяти лет и Москва 1990‑х и начала нулевых.

В результате перформанс предстает как искусство, имеющее свою историю, свои смыслы и, конечно, своего настоящего и преданного зрителя. Логично, что в недалекие по духу и эстетике советские годы и сейчас (после либеральных 1990‑х) больше всего достается этому провокативному искусству от власти и взращенных на диване арт-соцкритиков. Для других читателей, которые не столь искушены в этике и эстетике этого вида искусства, послевкусие этой книги иное. Благодаря только этой книге, залы современного искусства во всем мире стали восприниматься иначе — информативно и эстетически. А возникающие в Алматы в рамках театрального фестиваля «Откровение» спектакли в жанре и эстетике перформансной акции могут получить хоть какие-то адекватную оценку и критику.

Кстати, в работе есть теоретические выкладки, согласно которым перформанс — это медиум (полностью в духе Маршалла Маклюэна — посредник), идеально подходящий для передачи множества идей, хаотично, но с исторически неизбежной закономерностью возникающий в столь не похожих друг на друга местах. Как результат, мгновенья современного искусства остановлены и зафиксированы. Сама арт-история явно нескучно подана, возможно, благодаря и качественному переводу Анны Асланян. Замечу, Россия представлена скрупулезно и мощно — от футуристов до наших современников. Неизбежны вопросы: а как с этим видом искусства у нас и попал ли кто из наших выезжавших и выезжающих на разного рода биеннале в зону внимания нью-йоркского арт-куратора.

Да, этот вид искусства в середине 1990‑х находился под патронажем центра современного искусства фонда «Сорос-Казахстан». Тогда оно называлось актуальным искусством. Из значительных событий того времени запомнился семинар «Art Discourse — 97». В памяти казахстанской публики остались лишь перформансы (Канат Ибрагимов и Ербосын Мельдибеков), апеллирующие к национальным мифам и стереотипам или же их пародирующие. Правда, теперь, после книги Голдберг, многие образчики казахстанского акционизма и перформансных заявлений того и нынешнего времени кажутся вторичными. Несмотря на все прививочные и родовспомогательные действия и гранты, этот росток заморского искусства (какие бы древние корни в нем ни обнаруживались) у нас не привился.

Когда-то одна из алматинских искусствоведов написала обо всех казахстанских художниках, что Нью-Йорк ими не взят. Она ошиблась. Редкий случай, когда выходец из Казахстана — Александр Бренер — попал не просто в ряды художников, но дан в контексте перформансистов нового столетия, вызывающих абсурдной сутью у зрителей эмоциональную реакцию. Напомню, это тот самый акционист, который вышел в боксерских перчатках и трусах к Кремлю и вызвал на поединок Бориса Ельцина. Были и другие, еще более провокационные и многосмысловые акции.

Вернемся к книге. Директор Performa смогла сделать гениально простую вещь — точно и емко вербализировать зрелищное искусство перформанса. Роузи Голдберг никого не оценивает, она пишет обо всем — с единственной оговоркой — обо всем только талантливом в недавнем прошлом и актуальном в настоящем.

Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 320 с.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Сложный шкурный вопрос

Кожевенная промышленность испытывает острый дефицит сырья. Причина — в большой доле нелегального вывоза шкур КРС. Предлагаемый запрет легального экспорта не решит проблемы, нужен более системный и рыночный подход

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Урановый листинг

«Казатомпром» планирует IPO на двух биржах: Астанинской и Лондонской.

Культура

Франция: перезагрузка

Фестиваль «Цифровая осень 2018»: французские арт-технологии и симфония для публики со смартфоном