Расширение 4Э

Международный казахстанский фестиваль FourЭ вошел в тройку самых популярных фестивалей Open Air в СНГ

Расширение 4Э

Вместе с FourЭ в топе оказались репрезентирующие себя как музыкальные фестивали белорусский «Рок за бобров», проходящий в Минске, и бакинская «Жара» (Азербайджан). В отличие от них казахстанский фестиваль имеет свою особенность: он не просто музыкальный, а этно- , эко-, эмо-, эво-фестиваль, где этно — отражает этническое разнообразие и взаимосвязь культур; эко — принцип экологичности и заботы об окружающей среде; эво — возможность соприкоснуться с различными духовными и телесными практиками, способствующими эволюции сознания; эмо — дарит море позитивных эмоций. Помимо концертов современной и этнической музыки на FourЭ можно посетить мастер-классы и тренинги по психологии, бизнесу, фитнесу и искусству; попробовать разнообразную кухню; приобрести оригинальные авторские вещи. Фестиваль пропагандирует идею гармонии с природой, здоровую пищу и здоровый образ жизни. С начала своего возникновения он опирается на энтузиазм и волонтерское движение. Среди участников фестиваля примерно треть — гости из других стран. В первую очередь, это музыканты и международные тренеры. Лидируют Украина и Россия. Немало участников из Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана. FourЭ посещали и гости из таких экзотических стран, как Эквадор и Индия.

Фестивали в формате Open Air проходят в мире с шестидесятых годов прошлого века, когда американские хиппи решили организовать нонконформистский фестиваль, пропагандирующий не только новую музыку, но и ценности контркультуры. Самый известный — рок-фестиваль в Вудстоке в 1969 году. Сейчас это популярный формат распространения новых веяний, трендов и стилей, формирующих массовую культуру, ориентированную на потребление и коммерцию, а также бизнес-модель, способная приносить прибыль. Казахстанский FourЭ — пока единственный в нашей стране фестиваль такого формата, впитавший международный опыт и сформировавший свой собственный бренд. Но доходной статьей за почти 10 лет он так и не стал, оставаясь пока имиджевым проектом страны. В нынешнем году девятый по счету фестиваль традиционно пройдет во второй половине августа в живописном Солдатском ущелье, в 35 км от Алматы.

Друзья для друзей

Начало истории фестиваля FourЭ похоже на притчу. «Два друга увидели прекрасное живописное место и захотели провести там время с друзьями, захватив с собой семьи, поиграть на барабанах вечером возле костра, а утром заняться йогой. Организовать нужно было все так, чтобы и детям было комфортно и интересно. Каждый, кому понравилась эта идея, помог чем смог. Кто-то с базара принес цветную ткань, кто-то сделал факелы, кто-то — кувшинки со свечками внутри, чтобы ночью опустить их на воду. А кто-то сооружал туалеты и умывальники для комфорта всех приехавших. Времени на подготовку было менее месяца. Ожидалось, что к назначенному дню приедет более ста человек. Но за три дня первый FourЭ принял более полутора тысяч гостей», — рассказывает директор фестиваля FourЭ Татьяна Пилпани. После первого опыта организаторы стали изучать практики таких международных фестивалей, как венгерский OZORA и проходящий во многих странах английский WOMAD — помимо музыки они включают фудкорт, танцевальные площадки, мастер-классы по изготовлению национальных блюд, психологические тренинги.

Формат Open Air удобен тем, что сближает с природой, предоставляет возможность вырваться из шумного города. Пространство под открытым небом, в отличие от закрытой площадки, может вместить довольно много людей. Фестиваль FourЭ по-прежнему верен своему девизу — он организуется друзьями и для друзей. «Каждый год важным является именно это: не отходить от первоначального посыла, творить пространство, как для самых дорогих и близких людей, и делать это в команде единомышленников», — подчеркивает Татьяна Пилпани. Об идее, формате и бизнес-стратегии фестиваля — в ее интервью Expert Kazakhstan.

От handmade до нейрографики

— В чем заключалась бизнес-идея фестиваля и как она преломилась в наших условиях?

— Я, наверное, вас разочарую, но бизнес-идеи не было. О заработке в первый год не думали. Хотели просто собрать близких по духу людей и интересно отдохнуть. Каждый вкладывал столько, сколько мог. И не только деньгами. Все были готовы к тому, что вложенные деньги не вернутся. В последующие годы фестиваль рос, увеличивались затраты, и тогда появилась необходимость просчитать стоимость фестиваля и постараться оправдать расходы, а по-хорошему, и подзаработать, потому что были очень большие временные затраты. Возникала идея выпуска брендированной продукции, продажи нужных мелочей для отдыха на природе, организации кухни и прочее. Но не хватало человеческих и денежных ресурсов качественно все продумать и воплотить. Конечно, что-то из идей пробовали, но особых денег они не принесли.

— Менялись ли тренды фестиваля? Что нового будет в этом году? В чем спрос и предложение?

— Фестиваль в самом начале имел четыре площадки, что и заложено в названии FourЭ — 4Э. Но вот уже второй год у фестиваля 19 площадок. Четыре Э сохранились, они стали принципом, этакой красной нитью, которая проходит через все площадки фестиваля. Дополнительно появились площадки фитнеса и спорта. Радостные эмоции люди стали получать и на других площадках, например, танцевальной. Потом появилась творческая площадка, театральная… А в этом году — уже и поэтическая. Новая площадка — экстремального спорта. Этим летом музыкальным хедлайнером станет группа русскоязычного регги из Владивостока — «Марлины». Фестиваль идет в ногу со временем, впитывая все новые течения, но не забывает и о старых традициях.

— Очевидно, фестиваль ориентируется не только на существующий спрос, но и сам его формирует, продвигая свои предложения? Как формируется его контент?

— Нам нравятся люди, которые делают что-то своими руками. Наша миссия — знакомить с ними широкую аудиторию. Для этого мы представили сделанные ими вещи на ярмарке. Но вещи ручной работы три года назад покупались активнее, чем сейчас. Затем хендмейдеров и handmade товаров стало много, рынок перенасытился, а ассортимент устоялся — начался спад интереса. Авторам пора создавать новые креативные работы, предлагать что-то новое. Несмотря на спад, отказываться от ярмарки, представляющей изделия ручной работы, мы не намерены. В области услуг и практик фестиваль демонстрирует новые мировые тенденции. Например, одно время был большой интерес к грудничковому вскармливанию и плаванию. Нам стали подавать заявки с этой темой. Потом вошла в моду контактная импровизация. За ней — ставшие набирать популярность расстановки по Хеллингеру. В последнее время большое распространение получила арт-терапия, нейрографика, лэнд-арт и так далее. Мы приветствуем творчество на всех этапах. Поэтому бизнес-модель работает не всегда. Мы прислушиваемся к маркетологам, но чаще руководствуемся своими интуитивными соображениями.

— Как подбираются гости и участники фестиваля? Проводится ли мониторинг?

— Тщательно изучаем их сферу деятельности, запрашиваем сертификаты, посещаем семинары и тренинги. Иногда просто приглашаем известных тренеров, например, в прошлом году — Свами Даши и Вита Мано, психолога Ирину Блонскую, хорошо известную не только в Казахстане, но также в России и Украине. Тренер, проверенный временем, с очень хорошими рекомендациями — Марина Таргакова участвовала в нашем фестивале несколько лет. Известность — уже гарантия. Мастеров, которых мы не знаем, пробуем, что называется, на себе. Если уверены, что это понравится, приглашаем на площадку.

Романтический энтузиаст

— Кто он, активный участник FourЭ? Можно ли нарисовать его социальный портрет?

— Сначала фестиваль был интересен в первую очередь творческим людям: этномузыкантам, ремесленникам, а также тем, кто занимается йогой и другими практиками. Некоторое время бытовало мнение, что это фестиваль для фриков. Но он интересен всем людям, независимо от национальности, возраста и материального положения. К нам приезжают и молодые люди, и семьи с детьми, и бабушки с дедушками. В один год мой друг, который в то время работал в банке на руководящей позиции, приехал поддержать меня и был искренне удивлен тем, что встретил много своих коллег. На фестивале царит атмосфера творчества, свободы и открытости. Здесь никто не ставит рамок. Офисные работники с удовольствием снимают пиджаки и облачаются в свободные и яркие одежды.

Фестиваль отличает активное волонтерское движение. Ребята начинают работать примерно за месяц до его открытия, создают пространство, строят, прокладывают дорожки, устанавливают сферы. Живут здесь в течение месяца. Это возможность окунуться в традиции коллективизма, как когда-то в пионерских лагерях. Они добровольно соглашаются работать, чтобы пожить на поляне, подружиться, найти новые знакомства, обрести полезный опыт и навыки. Весь день трудятся, а вечером могут общаться около костра. Иногда мы даже вынуждены отказывать, потому что заявок больше, чем нужно — 50–60, а требуется только 20–30 волонтеров. Прежде всего, это креативные молодые люди, как правило, студенты, для которых не проблема жить в палатках, которые любят путешествия и экотуризм. В основном, это студенты КазГАСА и алматинского филиала СПбГУП — будущие дизайнеры, психологи, специалисты в области культуры.

— В чем специфика казахстанского фестиваля, оригинальность его бренда?

— Без лишней скромности скажу, что аналога нет. Об этом говорят и гости, которые приезжают к нам из других стран. Бывают музыкальные фестивали, бывают танцевальные и прочие. У нас на одной площадке собрано столько различных направлений, что мы уже три года позиционируем себя как фестиваль фестивалей. В этом его оригинальность. И в этом его успех. Здесь каждый сможет найти то, что будет интересно именно ему. Фестиваль наполнен особой атмосферой тепла. Он позволяет человеку покинуть городскую суету, отдохнуть на природе и при этом получить много новых знаний, радостных эмоций, познакомиться с новыми людьми, найти новые интересные увлечения, увидеть и пообщаться с творческими людьми.

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках