Отдать швартовы

Мировая круизная индустрия стабильно растет

Казино, театр, шопинг, фитнес-центр, спа-услуги — стандартный набор современного круизного лайнера. У пассажиров 70‑х годов XX века подобного на борту не было. В значительную и сложную отрасль круизная индустрия выросла из очень узкого сегмента трансокеанских пассажирских перевозок. Своеобразная точка отсчета для круизного туризма — начало 60‑х годов прошлого века, на которые пришлись первые беспосадочные авиаперелеты между США и Европой: они повлекли за собой упадок трансатлантических перевозок. 

Путешествие через океан стало скорее проведением досуга, чем необходимостью. Последующие десятилетия — период умеренного роста индустрии: количество пассажиров круизов за 20 лет — с 1970‑го до 1990 года увеличилось от 500 тыс. человек до 3,8 млн. Но в 1990‑х этот вид туризма добрался до Европы, Азии и Океании — и с этого момента начался феноменальный рост круизной индустрии. Этот тренд в целом сохраняется уже третий десяток лет: в 2017 году круизные суда по всему миру перевезли 26,7 млн пассажиров (см. график 1).По прогнозам Международной ассоциации круизных линий (CLIA), в 2018‑м круизный турпоток увеличится до 28 млн пассажиров.

Каждому лайнеру — свой пассажир

В чем причины впечатляющего роста круизной индустрии? Похоже, что работает совокупность сразу нескольких факторов. Во-первых, рост мощностей отрасли, то есть количества круизных лайнеров, — это позволяет удовлетворить увеличивающийся спрос. В 2018 году круизные линии добавят в свой флот 13 новых судов общей вместимостью более 33 тыс. человек. С 2018‑го по 2020 год 37 круизных лайнеров будут спущены на воду, добавив еще почти 100 тыс. мест для потенциальных пассажиров. Аналитики подсчитали, что только новые корабли в 2020 году увеличат ежегодный доход круизной индустрии на 11,7 млрд долларов.

На популярность круизного туризма влияют и диверсификация судов, и маркетинговая политика. Если часть круизных линий по-прежнему позиционирует себя в люксовом сегменте, то, например, Costa и MSC — скорее дискаунтеры, у которых можно приобрести семидневный круиз по Средиземному морю за вполне демократичные 300 евро. То, что круизный туризм становится доступным — один из главных факторов поддержания позитивного тренда. В среднем современные пассажиры круизных лайнеров имеют меньший доход, чем путешествующие в круизах в 80‑х годах прошлого века.

Терминалы для приема круизных судов появляются во все большем числе портов: увеличение количества пунктов назначения позволяет круизным линиям открывать все новые маршруты, и на борту лайнеров появляется все больше услуг, которые соответствуют потребностям клиентов. Последние тренды, которые зафиксированы CLIA, — помимо расширения потребительской линейки и роста доступности круизного отдыха, ассоциация отмечает, что такое путешествие с точки зрения клиентов перестает быть просто расслабляющим отдыхом на роскошном лайнере. Туристы хотят получить максимальный опыт и впечатления в такой поездке — от культурного погружения до экстремальных приключений, и круизные линии отвечают пожеланиям клиентов соответствующими предложениями. Еще один важный момент — устойчивый туризм становится все более важным приоритетом, и компании стараются выполнить этот запрос, хоть и с учетом своих интересов. Огромные инвестиции круизных компаний идут в модернизацию систем удаления отходов судов, более эффективное использование топлива и так далее. Речные круизы и круизы на небольших судах продолжают набирать популярность, особенно среди молодых путешественников, так называемых «миллениалов». В целом поколения «миллениалов» и «Х» чаще других оценивают круизы как лучший вид отдыха по сравнению с вариантом all inclusive на суше, арендой загородного дома или жизнью в кемпинге. Эти поколения — сегодня самые лояльные пассажиры круизов. Две трети путешествующих миллениалов уверяют, что круизы — их любимый вариант отпуска, а среди «Х» таких еще больше — 71%. При этом стоит отметить, что большинство пассажиров лайнеров рассматривают круиз как хороший способ выбора места для следующего путешествия.

В значительную и сложную отрасль круизная индустрия выросла из очень узкого сегмента трансокеанских пассажирских перевозок

Что еще прогнозирует CLIA? Аналитики, изучавшие тенденции отрасли, уверены — в круизы все чаще будут ездить бабушки и дедушки в компании внуков без сопровождения родителей. Судя по статистике, уже сейчас средний возраст пассажира круиза — 47 лет — складывается преимущественно из гостей формата «стар + млад».

Кроме того, путешественники с повышенным интересом относятся к круизам в более холодные, чем традиционные, круизные места, например, норвежские фьорды, растет интерес к турам по северным европейским столицам. Среди пассажиров круизов все больше поклонников ЗОЖ — именно для них на борту появились семинары по здоровому питанию и фитнес-программы. Ну и, конечно, еще один тренд — гаджеты, то есть бортовые технологии, позволяющие туристу со смартфоном улучшить свой опыт путешествия. Например, приложение с мессенджером, который работает на борту вне зависимости от того, есть доступная мобильная связь или нет.

Портовый сбор

Усредненный пассажир круизного лайнера приносит доход чуть менее 1,8 тыс. долларов, но при этом и расходы на одного пассажира довольно высоки, так что средняя прибыль с клиента составляет немногим более 200 долларов — это данные двухлетней давности, и вряд ли расклад радикально изменился за прошедшее время. На берегу средние расходы одного пассажира — около 100 долларов, средние расходы одного члена экипажа (а их на больших круизных лайнерах сотни) приближаются к 70 долларам. Что огорчает жителей городов, где причаливают круизные лайнеры, так это то, что круизный туризм предоставляет мало реальных рабочих мест и возможностей для бизнеса для местного населения. Ночуют туристы на корабле, а не в гостинице, и их расходы примерно за пять часов, проведенных на берегу, не столь значительны по сравнению с теми, кто приехал хотя бы на пару-тройку дней. Анализ реального экономического влияния круизных судов на локальную экономику особенно важен для тех стран и городов, где еще нет причала для огромного лайнера, поскольку стоимость строительства такой док-станции оценивается в миллионы долларов.

По итогам 2017 года почти половина мирового круизного рынка пришлась на пассажиров из Северной Америки, то есть США и Канады — 49%. На пассажиров из Европы — 26%, клиенты из Австралии и Тихоокеанского региона занимают 5,4% всего рынка по числу круизных туристов. Пассажиры из Южной и Центральной Америки — 3,2%, представители Африки — 1,6%.

Высокие барьеры входа на рынок, к которым в том числе относятся требования к капиталу, увеличение экономики масштаба, привели к серии слияний и поглощений на рынке. Сейчас в индустрии доминируют две основные круизные корпорации (см. график 2). По итогам 2017 года Carnival Corporation со 106 лайнерами занимает 44% рынка, в ее состав входят 10 брендов круизных линий, в том числе Carnival, Costa, Princess и AIDA. На Royal Caribbean Cruises приходится почти 24% рынка, у них 50 кораблей и 6 брендов, в том числе Royal Caribbean, Celebrity и TUI.

Все больше людей считают, что круиз — отличный вариант для отпуска. Отрасли есть куда расти: пока круизные суда во всем мире, полностью заполненные пассажирами в течение года, не дотягивают по количеству гостей до общего ежегодного числа посетителей Лас-Вегаса. Но две трети уже есть.

Статьи по теме:
Общество

Не по форме

В образовании Финляндия делает ставку на свободу и доверие

Экономика и финансы

Не спасут, но материально помогут

Драйверами для страхового рынка могут стать новые классы обязательного страхования

Казахстанский бизнес

Сокращение добычи

Масштаб знаменитой отраслевой выставки KIOGE заметно сужается

Тема недели

Готовимся к выборам

Ключевой месседж послания — президентские выборы не за горами, и Нурсултан Назарбаев выдвинет на них свою кандидатуру