Требование времени

Будущее технического образования неразрывно связано с Индустрией 4.0

Требование времени

Нехватка соответствующих компетенций — одно из основных препятствий для модернизации производств в соответствии с требованиями Индустрии 4.0, наряду с проблемой доступа к финансированию перехода на новые технологии. Остальные проблемы в порядке убывания значимости, согласно исследованию Siemens Financial Services: необходимость создания культуры сотрудничества, безопасность данных, нехватка примеров, подтверждающих эффективность дигитализации, отсутствие опыта стратегического управления для поэтапного планирования перехода к Индустрии 4.0. Но компетенции — на первом месте.

Новый уровень

Промышленность будущего мы видим как полностью автоматизированное цифровое производство. Им управляют интеллектуальные системы, которые постоянно взаимодействуют с внешней средой, учитывая все изменения в режиме реального времени. Фактически понимание того, каким будет новое производство, сейчас только формируется, но очевидно, что использовать весь потенциал Индустрии 4.0 возможно только в том случае, если рынок труда сможет предложить достаточное число специалистов, чьи компетенции соответствуют новым требованиям работодателей.

Ряд изменений на образовательном рынке Казахстана можно заметить уже сегодня — все более популярными становятся тренинги по мехатронике, робототехнике. Например, в апреле 2018 года в Satbayev University проходил II Международный инновационный форум «Цифровой Казахстан: новая парадигма внедрения BIM-технологий в образовании и практике», и один из двух дней форума имел чисто практическую направленность — проектировщики-практики проводили мастер-классы для студентов и действующих специалистов проектных компаний.

«Четвертая промышленная революция подразумевает технологические и социальные изменения, которые просто нельзя игнорировать. Задача вузов — не просто учитывать их, а способствовать развитию цифровой инфраструктуры, собственных технологий и компетенций по технологиям Индустрии 4.0, — говорит директор Центра карьеры и профориентации Назарбаев Университета Евгения Ким. — С учетом того, что, согласно существующим общим тенденциям, система образования в целом принципиально не реформируема изнутри, требования Индустрии 4.0 помогают многим университетам выделить точку развития, которая в перспективе станет катализатором изменений всей структуры».

Инновации и практика

Ведущие вузы республики уже сейчас предлагают студентам приобретать и осваивать те знания и навыки, которых требует Индустрия 4.0. Г-жа Ким отмечает, что Назарбаев Университет способствует увеличению числа выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и большими данными: «Среди предлагаемых специальностей я бы выделила такие, как “Робототехника и мехатроника”, “Компьютерные науки”, “Прикладная математика”. Будущее экономического роста, безусловно, зависит от наличия инженерных кадров, сформировавшихся на уровне средней школы через активное внедрение и поддержку STEM дисциплин. В нашем случае произошло органичное интегрирование технологических требований в уже существующие специальности “Механическая и аэрокосмическая инженерия”, “Строительная и экологическая инженерия”, “Электротехника и компьютерная инженерия”».

 Директор Центра карьеры и профориентации Назарбаев Университета отдельно акцентирует внимание на необходимости развития вузовской науки с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.

Включиться в работу центров исследований и инноваций уже с первого курса — такую возможность дает студентам Satbayev University. Сейчас в университете функционируют 4 инновационные лаборатории: «Цифровые технологии в машиностроении», «Химический синтез и нефтедобыча», «Проектирование и монтаж электронных устройств» — они были открыты в 2016 году, и годом ранее появилась комплексная лаборатория «Эксплуатация технологических машин и автоматизация производственных комплексов».

Еще одно направление, которое активно реализуется ведущими казахстанскими вузами, — обучение технологиям на производстве, причем в крупнейших компаниях, использующих последние цифровые достижения отрасли. Тот же Satbayev University реализует программу дуального образования, например, с Усть-Каменогорским титаномагниевым комбинатом по специальности «Металлургия» уровня магистратуры, в университете целенаправленно готовят высококвалифицированных специалистов именно для этого предприятия. В 2017 году в Satbayev University состоялся первый выпуск профильной магистратуры по новым практико-ориентированным образовательным программам подготовки кадров. Кроме того, в рамках поддержки Индустрии 4.0 в 2017–2018 учебном году в Satbayev University заключены трехсторонние договоры (вуз — магистрант — предприятие) с организацией практики и дальнейшим трудоустройством с более чем 30 предприятиями.

«С 2017 года разработка образовательных программ высшего и послевузовского образования в Satbayev University проводится на основе профессиональных стандартов, характеризующих квалификацию, необходимую выпускнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Основной упор при этом делается на удовлетворении потребностей экономики и научно-инновационного потенциала страны в кадрах с послевузовским образованием», — подчеркнули представители вуза.

Особое внимание представители образовательного сообщества обращают на то, что обучение специалистов больше не заканчивается на университетской скамье — рынок труда Индустрии 4.0 требует от соискателей желания и умения быстро учиться новому. И одна из главных задач вузов страны сейчас, как выразилась Евгения Ким, стать своего рода бустером для модернизации человеческого капитала РК, развить у выпускников способности к адаптации и усвоению новых знаний.

Статьи по теме:
Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Алтыналмас”: опыт Scada

Предприятия РК повышают свою технологическую зрелость, внедряя автоматизированные системы управления и оптимизации производства