Заплати минимум - пользуйся всем

«Независимые» работники тоже должны платить налоги

Заплати минимум  - пользуйся всем

Большое количество казахстанцев, которые сами обеспечивают себя, но при этом не платят налогов, могут остаться вне систем социального обеспечения. Министерство труда и социальной защиты населения начало работу по регистрации так называемых неформально занятых граждан. О нововведениях в интервью  Expert Kazakhstan рассказала министр труда и социальной защиты населения РК Мадина Абылкасымова.

Сложности с термином

- Мадина Ерасыловна, очень много путаницы с терминами «самозанятые», «неформально занятые» и тому подобное. Есть ли четкое определение этих понятий?

- В действующем законодательстве отсутствует четкое, концептуальное определение «занятых лиц», а понятие «самостоятельно занятое лицо» имеет различное толкование в разных законах в зависимости от профильных целей. Например, в Налоговом кодексе, в законе «О социальном страховании» определение «самостоятельно занятые лица» всего лишь перечисляет категории самостоятельно занятых. Но перечисленные категории не охватывают всех самозанятых.

Из-за отсутствия четких определений и классификации занятого населения категории плательщиков в законодательстве о пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании не совпадают.

Важно также разграничивать понятия "самозанятый" и "неформально занятый". На сегодняшний день, по данным комитета статистики Министерства национальной экономики, по итогам 2017 года занятыми являются 8,6 млн. человек, из которых 6,5 млн. - наемные работники и  2 млн. 99 тыс. - самостоятельно занятые. В состав самостоятельно занятого населения входят 1,3 млн. индивидуальных предпринимателей.

При этом неформальная занятость имеет место как среди наемных работников, так и среди самозанятых, работающих без регистрации. Порядка 1 млн. 400 тыс. человек, или 16% от общего числа занятых, трудятся неформально. Из них 799 тыс. человек, или 58%, - это наемные работники, трудящиеся без официального оформления трудовых отношений. Остальные 588 тыс. человек относятся к самостоятельно занятым, которые по тем или иным причинам не регистрируют свою деятельность.

Вообще во всем мире переход от наемного труда к работе без найма - один из основных трендов, меняющих сегодня рынок труда. Всё большее распространение получает частичная, удаленная занятость и фриланс. Это всё элементы так называемой GIG-экономики, когда компании нанимают независимых исполнителей.

В этих условиях важно обеспечить защиту трудовых прав работников вне зависимости от формы их занятости, а также предоставить им адекватное соцобеспечение и страхование.

Поэтому Министерством труда и социальной защиты населения, в соответствии с поручением Главы государства, данным в Послании 2018 года, разработан законопроект, который вводит концептуальные определения «занятого лица» и «самостоятельно занятого лица». Законопроект также систематизирует категории занятых лиц в соответствии с реалиями существующего рынка труда.

К примеру, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, учредители товариществ и акционерных обществ, занятые на личных подсобных хозяйствах с целью получения дохода и другие.

Кроме этого, законопроектом предусмотрено уточнение и приведение в соответствие категорий плательщиков в законах «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании» и  «О пенсионном обеспечении».

- Статистический учет в сфере занятости играет важную роль. Какие проблемы существуют со статистикой самозанятых?

- Общие принципы статистической классификации занятого населения во всем мире одинаковы. Они базируются на методологии «Международная классификация статуса в занятости» 1993 года (примечание авт. - МКСТ-93), принятой на Международной конференции статистиков труда.

По методологии 1993 года занятое  население делится на пять категорий: наемные работники; работодатели; самостоятельные работники; члены производственных кооперативов и работники семейных предприятий. Последние четыре категории для целей статистического учета  группируются в самостоятельно занятых.

Казахстан при статистическом учете для обеспечения сопоставимости с международной статистикой также придерживается этого принципа классификации занятых.

Комитет статистики Миннацэкономики ведет учет занятого населения на основе выборочного обследования населения в возрасте 15 лет и старше. Такое обследование охватывает 217 тыс. домохозяйств за год, а его итоги публикуются ежеквартально.

Как я уже говорила, под влиянием глобальных трендов происходят кардинальные изменения рынка труда. Появляется большое количество людей, работающих на себя, а не в качестве наемных работников. Большинство из них не подпадает под действующую классификацию.  

В этой связи Международной организацией труда (МОТ) разработан проект новой классификации статуса занятых (ISCE-18), в котором предусматривается деление работников на «зависимых» и «независимых». Также работники могут делиться на «работников, ориентированных на прибыль» и «работников, ориентированных на заработную плату».

Новая классификация будет рассмотрена на Международной конференции статистиков труда в Женеве в октябре 2018 года. Казахстан готовится к переходу на новые принципы классификации занятого населения после принятия соответствующей резолюции МОТ. В настоящее время совместно с Министерством национальной экономики разработана «Дорожная карта» по переходу на новые принципы статистического учета занятости.

Это легкий ЕСП

- Министерство выступает с инициативой введения единого совокупного платежа, который объединит в себе все обязательные платежи: и подоходный налог, и пенсионные взносы, и отчисления в фонды социального и медицинского страхования. Расскажите об этом подробнее.

- Как я уже говорила, 1,4 млн. человек – это 16% от занятого населения, которые работают неформально, то есть без оформления трудовых договоров или регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Они не охвачены системами пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. Поэтому для них существуют значительные риски, например, в случае ухудшения здоровья, потери работы или наступления старости. Большую часть расходов в таких ситуациях им придется  покрывать самостоятельно.

Прежде всего, это касается людей, которые работают сами на себя  и оказывают услуги физическим лицам. К примеру, в городах - это няни, гувернантки, репетиторы, тамады, водители.  На селе это в основном те, кто занят подсобным хозяйством и реализует излишки своей продукции для получения дохода. Все они имеют доход, но никак не оформляют свою деятельность и не платят обязательные по действующему законодательству для всех граждан страны налоги и взносы.

Действующее на сегодняшний день налоговое законодательство, имеющиеся организационно-правовые формы и налоговые режимы не стимулируют к регистрации деятельности указанных лиц.

Во всех налоговых режимах требуется  регистрация в налоговых органах, подача отчетности, предусмотрены налоговые проверки, а также отдельная уплата социальных платежей. В итоге возникают сложности с регистрацией и снятием с учета, предоставлением отчетов, а также значительная финансовая нагрузка, в связи с тем, что доходы данной категории лиц не всегда стабильны.

В этой связи в разработанном нами законопроекте предлагается введение нового специального налогового режима – единого совокупного платежа (ЕСП).

Уплатив ЕСП, самозанятый работник информирует государство о своей деятельности. Уплата ЕСП будет означать начало автоматической регистрации в системах пенсионного обеспечения, социального и  медицинского страхования, отсутствие уплаты в течение месяца – автоматическое приостановление деятельности. При этом оплачиваются одновременно индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы (ЕНПФ) и взносы на социальное (ГФСС) и медицинское страхование (ФСМС).

Мы предлагаем установить минимальные ставки по этим платежам для плательщиков ЕСП.

Мы также учли разницу в доходах городских и сельских жителей, поэтому размер ЕСП для города составит 1 МРП (2405 тенге), для села – 0,5 МРП (1203 тенге).

При этом максимальный доход плательщика ЕСП предлагается установить на уровне, не превышающем 100 минимальных зарплат. Это  235 700 тенге в месяц, 2 828 400 тенге в год.

Режим ЕСП будет распространяться только на физлиц, не использующих наемных работников и получающих доход от оказания услуг или продажи продукции личного подсобного хозяйства только для физических лиц.  

В мире существует подобный опыт. Например, единый налог «Монотакс», распространенный в некоторых странах Южной Америки. С небольшими различиями налог успешно используется в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Колумбии.

В Аргентине за период с 1998 по 2009 год с введением «Монотакс» количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса выросло в 3 раза - с 642 тыс. до 2 млн человек.

В Бразилии в период с января 2010 по июль 2011 года посредством «Монотакс» было зарегистрировано более чем 1 млн 400 тыс. микропредпринимателей.

В Уругвае в период с 2004 по 2012 год, благодаря применению «Монотакс», количество работающих людей, не охваченных системами социального страхования, снизилось на 15%.

- В социальных сетях очень часто приводят довод о том, что неформально занятые не платят никаких налогов, поэтому нет смысла говорить о снижении налогов. Что вы можете ответить на это?

- Действующим законодательством для всех граждан предусмотрена уплата в обязательном порядке налогов и взносов в соответствующие фонды при осуществлении предпринимательской  деятельности. Все работающие граждане обязательно уплачивают индивидуальный подоходный налог в размере 10%, а также обязательные пенсионные взносы в размере 10%.

Для плательщиков ЕСП налоговая нагрузка будет снижена, размер подоходного налога составляет порядка 1% по сравнению с 10% в общеустановленном режиме.

Кроме этого, у граждан, подпадающих под этот режим, появляется возможность на облегченных условиях платить все платежи.

Преимуществами для плательщиков ЕСП станут доступ к полному пакету всех медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования, накопление стажа в пенсионной системе, что позволит получать пенсии в большем размере за счет базового и накопительного компонентов. Появляется право на получение страховых выплат из Фонда социального страхования в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка либо ухода за ребенком до одного года.  

Статьи по теме:
Культура

Искусство быть понятым

Важные культурные события Алматы остаются незамеченными широкой аудиторией из-за отсутствия рекламы либо сильно проигрывают по причине плохой организации

Тема недели

Преемникам здесь не место

Операция «Преемник» в Кыргызстане провалилась, но благодаря этому политическая система страны может обрести большую устойчивость

Политика

Без права на протест

Власть не готова расширить право на мирные собрания, а граждане не видят в мирных собраниях действенный инструмент коммуникации и давления

Международный бизнес

Отдать швартовы

Мировая круизная индустрия стабильно растет