Заплати минимум - пользуйся всем

«Независимые» работники тоже должны платить налоги

Заплати минимум  - пользуйся всем

Большое количество казахстанцев, которые сами обеспечивают себя, но при этом не платят налогов, могут остаться вне систем социального обеспечения. Министерство труда и социальной защиты населения начало работу по регистрации так называемых неформально занятых граждан. О нововведениях в интервью  Expert Kazakhstan рассказала министр труда и социальной защиты населения РК Мадина Абылкасымова.

Сложности с термином

- Мадина Ерасыловна, очень много путаницы с терминами «самозанятые», «неформально занятые» и тому подобное. Есть ли четкое определение этих понятий?

- В действующем законодательстве отсутствует четкое, концептуальное определение «занятых лиц», а понятие «самостоятельно занятое лицо» имеет различное толкование в разных законах в зависимости от профильных целей. Например, в Налоговом кодексе, в законе «О социальном страховании» определение «самостоятельно занятые лица» всего лишь перечисляет категории самостоятельно занятых. Но перечисленные категории не охватывают всех самозанятых.

Из-за отсутствия четких определений и классификации занятого населения категории плательщиков в законодательстве о пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании не совпадают.

Важно также разграничивать понятия "самозанятый" и "неформально занятый". На сегодняшний день, по данным комитета статистики Министерства национальной экономики, по итогам 2017 года занятыми являются 8,6 млн. человек, из которых 6,5 млн. - наемные работники и  2 млн. 99 тыс. - самостоятельно занятые. В состав самостоятельно занятого населения входят 1,3 млн. индивидуальных предпринимателей.

При этом неформальная занятость имеет место как среди наемных работников, так и среди самозанятых, работающих без регистрации. Порядка 1 млн. 400 тыс. человек, или 16% от общего числа занятых, трудятся неформально. Из них 799 тыс. человек, или 58%, - это наемные работники, трудящиеся без официального оформления трудовых отношений. Остальные 588 тыс. человек относятся к самостоятельно занятым, которые по тем или иным причинам не регистрируют свою деятельность.

Вообще во всем мире переход от наемного труда к работе без найма - один из основных трендов, меняющих сегодня рынок труда. Всё большее распространение получает частичная, удаленная занятость и фриланс. Это всё элементы так называемой GIG-экономики, когда компании нанимают независимых исполнителей.

В этих условиях важно обеспечить защиту трудовых прав работников вне зависимости от формы их занятости, а также предоставить им адекватное соцобеспечение и страхование.

Поэтому Министерством труда и социальной защиты населения, в соответствии с поручением Главы государства, данным в Послании 2018 года, разработан законопроект, который вводит концептуальные определения «занятого лица» и «самостоятельно занятого лица». Законопроект также систематизирует категории занятых лиц в соответствии с реалиями существующего рынка труда.

К примеру, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, учредители товариществ и акционерных обществ, занятые на личных подсобных хозяйствах с целью получения дохода и другие.

Кроме этого, законопроектом предусмотрено уточнение и приведение в соответствие категорий плательщиков в законах «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании» и  «О пенсионном обеспечении».

- Статистический учет в сфере занятости играет важную роль. Какие проблемы существуют со статистикой самозанятых?

- Общие принципы статистической классификации занятого населения во всем мире одинаковы. Они базируются на методологии «Международная классификация статуса в занятости» 1993 года (примечание авт. - МКСТ-93), принятой на Международной конференции статистиков труда.

По методологии 1993 года занятое  население делится на пять категорий: наемные работники; работодатели; самостоятельные работники; члены производственных кооперативов и работники семейных предприятий. Последние четыре категории для целей статистического учета  группируются в самостоятельно занятых.

Казахстан при статистическом учете для обеспечения сопоставимости с международной статистикой также придерживается этого принципа классификации занятых.

Комитет статистики Миннацэкономики ведет учет занятого населения на основе выборочного обследования населения в возрасте 15 лет и старше. Такое обследование охватывает 217 тыс. домохозяйств за год, а его итоги публикуются ежеквартально.

Как я уже говорила, под влиянием глобальных трендов происходят кардинальные изменения рынка труда. Появляется большое количество людей, работающих на себя, а не в качестве наемных работников. Большинство из них не подпадает под действующую классификацию.  

В этой связи Международной организацией труда (МОТ) разработан проект новой классификации статуса занятых (ISCE-18), в котором предусматривается деление работников на «зависимых» и «независимых». Также работники могут делиться на «работников, ориентированных на прибыль» и «работников, ориентированных на заработную плату».

Новая классификация будет рассмотрена на Международной конференции статистиков труда в Женеве в октябре 2018 года. Казахстан готовится к переходу на новые принципы классификации занятого населения после принятия соответствующей резолюции МОТ. В настоящее время совместно с Министерством национальной экономики разработана «Дорожная карта» по переходу на новые принципы статистического учета занятости.

Это легкий ЕСП

- Министерство выступает с инициативой введения единого совокупного платежа, который объединит в себе все обязательные платежи: и подоходный налог, и пенсионные взносы, и отчисления в фонды социального и медицинского страхования. Расскажите об этом подробнее.

- Как я уже говорила, 1,4 млн. человек – это 16% от занятого населения, которые работают неформально, то есть без оформления трудовых договоров или регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Они не охвачены системами пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. Поэтому для них существуют значительные риски, например, в случае ухудшения здоровья, потери работы или наступления старости. Большую часть расходов в таких ситуациях им придется  покрывать самостоятельно.

Прежде всего, это касается людей, которые работают сами на себя  и оказывают услуги физическим лицам. К примеру, в городах - это няни, гувернантки, репетиторы, тамады, водители.  На селе это в основном те, кто занят подсобным хозяйством и реализует излишки своей продукции для получения дохода. Все они имеют доход, но никак не оформляют свою деятельность и не платят обязательные по действующему законодательству для всех граждан страны налоги и взносы.

Действующее на сегодняшний день налоговое законодательство, имеющиеся организационно-правовые формы и налоговые режимы не стимулируют к регистрации деятельности указанных лиц.

Во всех налоговых режимах требуется  регистрация в налоговых органах, подача отчетности, предусмотрены налоговые проверки, а также отдельная уплата социальных платежей. В итоге возникают сложности с регистрацией и снятием с учета, предоставлением отчетов, а также значительная финансовая нагрузка, в связи с тем, что доходы данной категории лиц не всегда стабильны.

В этой связи в разработанном нами законопроекте предлагается введение нового специального налогового режима – единого совокупного платежа (ЕСП).

Уплатив ЕСП, самозанятый работник информирует государство о своей деятельности. Уплата ЕСП будет означать начало автоматической регистрации в системах пенсионного обеспечения, социального и  медицинского страхования, отсутствие уплаты в течение месяца – автоматическое приостановление деятельности. При этом оплачиваются одновременно индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы (ЕНПФ) и взносы на социальное (ГФСС) и медицинское страхование (ФСМС).

Мы предлагаем установить минимальные ставки по этим платежам для плательщиков ЕСП.

Мы также учли разницу в доходах городских и сельских жителей, поэтому размер ЕСП для города составит 1 МРП (2405 тенге), для села – 0,5 МРП (1203 тенге).

При этом максимальный доход плательщика ЕСП предлагается установить на уровне, не превышающем 100 минимальных зарплат. Это  235 700 тенге в месяц, 2 828 400 тенге в год.

Режим ЕСП будет распространяться только на физлиц, не использующих наемных работников и получающих доход от оказания услуг или продажи продукции личного подсобного хозяйства только для физических лиц.  

В мире существует подобный опыт. Например, единый налог «Монотакс», распространенный в некоторых странах Южной Америки. С небольшими различиями налог успешно используется в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Колумбии.

В Аргентине за период с 1998 по 2009 год с введением «Монотакс» количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса выросло в 3 раза - с 642 тыс. до 2 млн человек.

В Бразилии в период с января 2010 по июль 2011 года посредством «Монотакс» было зарегистрировано более чем 1 млн 400 тыс. микропредпринимателей.

В Уругвае в период с 2004 по 2012 год, благодаря применению «Монотакс», количество работающих людей, не охваченных системами социального страхования, снизилось на 15%.

- В социальных сетях очень часто приводят довод о том, что неформально занятые не платят никаких налогов, поэтому нет смысла говорить о снижении налогов. Что вы можете ответить на это?

- Действующим законодательством для всех граждан предусмотрена уплата в обязательном порядке налогов и взносов в соответствующие фонды при осуществлении предпринимательской  деятельности. Все работающие граждане обязательно уплачивают индивидуальный подоходный налог в размере 10%, а также обязательные пенсионные взносы в размере 10%.

Для плательщиков ЕСП налоговая нагрузка будет снижена, размер подоходного налога составляет порядка 1% по сравнению с 10% в общеустановленном режиме.

Кроме этого, у граждан, подпадающих под этот режим, появляется возможность на облегченных условиях платить все платежи.

Преимуществами для плательщиков ЕСП станут доступ к полному пакету всех медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования, накопление стажа в пенсионной системе, что позволит получать пенсии в большем размере за счет базового и накопительного компонентов. Появляется право на получение страховых выплат из Фонда социального страхования в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка либо ухода за ребенком до одного года.  

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости