Рельсы развития

Компания Integra Construction KZ более 20 лет строит и ремонтирует железные дороги Казахстана

Рельсы развития

Казахстан, занимая геостратегическое положение в Евразии и находясь на перекрестке Великого Шелкового пути, является ключевым транзитным хабом Центрально-Азиатского региона. Этот факт обязывает совершенствовать транспортно-логистическую систему страны.

Компания Integra Construction KZ первой в истории независимого Казахстана начала строить железные дороги. Это крупнейшее в стране предприятие, осуществляющее строительство, модернизацию и все виды ремонта железных дорог. Компания проложила более 2 тыс. км и отремонтировала порядка 5 тыс. км стальных магистралей.

Как железнодорожная сеть влияет на экономику Казахстана — в интервью с генеральным директором Integra Construction KZ Рустемом Молдагуловым.

Новый путь

— Рустем Сапарович, в этом году Integra Construction KZ — 20 лет. Какую роль играет компания в возобновлении Великого Шёлкового пути?

— За годы независимости железнодорожная сеть страны была оптимизирована с учетом потребностей народного хозяйства республики, но с сохранением технологического единства общей сети СНГ. В 1992 году протяженность магистральной железнодорожной сети в Казахстане составляла 13,8 тыс. километров. Благодаря строительству важных связующих линий сеть существенно преобразилась: на сегодняшний день более 16 тыс. км железных дорог связывают всю страну. Именно по территории Казахстана проходят все важнейшие маршруты и интермодальные коридоры из Китая и обратно не только на рынки соседних стран, но и далее. Исходя из существующей магистральной железнодорожной сети, сформированы три основные направления транзитных коридоров: «Северный» протяженностью 2,7 тыс. км; «Центральный» — 2,8 тыс. км и, наконец, «Южный» протяженностью 3,4 тыс. км.

С участием нашей компании реализованы инфраструктурные проекты, повышающие транзитный потенциал Казахстана, в частности, строительство пограничных переходов на входе Достык — Алашанькоу и Алтынколь — Хоргос, а также обеспечено железнодорожное примыкание к сетям соседних стран. Введен в эксплуатацию Сухой порт в СЭЗ «Хоргос — Восточные Ворота».

На побережье Каспия завершается строительство паромного комплекса порта Курык для эксплуатации универсальных грузопассажирских паромов. Реализация вышеперечисленных проектов позволила увеличить объём транзитного грузопотока через Казахстан за последние четыре года в три раза, при этом сроки доставки грузов из стран Тихоокеанского региона в страны Европы сократились в два раза.

— Компания реализует проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры республики и повышение ее транзитного потенциала. Очевидно, что проектов, которые можно назвать незначительными, у вас нет, и тем не менее, какие бы выделили особенно, отнесли бы их к задачам сложным и даже грандиозным? И почему именно эти проекты?

— Думаю, что стоит не только назвать сами проекты, но и подчеркнуть их значимость для Казахстана. В частности, в начале 2000‑х были построены 195 км железной дороги Аксу — Дегелен, которая соединила Семипалатинский регион с Павлодарско-Экибастузским, уменьшив расстояние в среднем до 600 км.

В 2003 году введена линия Хромтау — Алтынсарино протяженностью 450 км. Данный проект позволил избежать потерю времени на пересечение границы России с двойным прохождением пограничного и таможенного контроля.

Для увеличения транзитно-транспортного потенциала на границе с Китаем в 2012 году введена в эксплуатацию железнодорожная линия Жетыген — Коргас протяженностью 293 км с открытием второго железнодорожного пункта пропуска Алтынколь — Хоргос. Алтынколь является крупнейшей пограничной станцией, состоящей из путей колеи 1520 и 1435 мм с общей длиной станционных путей 32 км, с несколькими погрузочно-разгрузочными терминалами различных видов грузов, контейнерного двора, комплексом для проведения текущего отцепочного ремонта и полным комплексом современного оборудования для идентификации вагонов.

В 2015 году построена и сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Жезказган — Бейнеу. Магистраль протяженностью 1 036 км пролегает по малонаселенным территориям Карагандинской, Кызылординской, Актюбинской и Мангистауской областей. Наша компания выполнила больше половины объема по проекту, построив участок Жезказган — Саксаульская протяженностью 547 км, сократив расстояния для перевозки как внутренних, так и международных грузов. В рамках реализации проекта возведены поселки для железнодорожников, что дало дополнительный социально-экономический эффект.

В том же 2015 году введена в эксплуатацию линия Аркалык —Шубарколь — 214 км, проходящая по территории Карагандинской и Костанайской областей. Новая ветка позволила сэкономить на перевозках от 1,5 до 2 суток и сократить транспортные расходы в среднем на 35%. Если ранее уголь с Шубарколя доставляли окружным путем через Кызылжар, то теперь он уходит напрямую, коротким маршрутом через Аркалык в страны СНГ, Прибалтику и далее.

Также в 2015 году введен в эксплуатацию и полностью функционирует Сухой порт «Хоргос — Восточные ворота». По проекту нами построены железнодорожные пути, а также проведены работы по развитию инфраструктуры Сухого порта.

В рамках Программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» в 2017 году построено 110 км второго пути на участке Алматы 1 — Шу, что позволило повысить общую пропускную способность участка и сократить время следования грузопассажирских составов в два раза.

Впервые в Казахстане построена трехпутная железнодорожная эстакада протяженностью 2,5 км в рамках строительства нового вокзала «Нұрлы жол» в Астане. По проекту также возведен технический парк и другая необходимая инфраструктура. Вокзал не имеет аналогов в странах СНГ и является одним из современных железнодорожных вокзалов, построенных за последнее время в мире. Его пропускная способность составляет до 35 тыс. пассажиров в сутки. Объект введен в эксплуатацию в 2017 году в преддверии Expo. Каждый из этих проектов важен как для экономической ситуации отдельных регионов, так и в целом экономики Казахстана.

Область влияния

— Есть ли у Integra Construction KZ конкуренты на казахстанском рынке?

— Практически в любой отрасли сегодня есть конкуренция, в рыночной экономике не бывает иначе, тем более что Казахстан вступил в ВТО и наш рынок открыт для всего мира. Но мы ежегодно осуществляем порядка 70% от всего объема работ на магистральных железнодорожных сетях страны и намерены продолжать в том же духе. На территории Казахстана компания обладает развернутой сетью из 5 филиалов, в состав которых входят 7 путевых машинных станций и 15 производственных баз. В нашем активе имеется современный парк путевой и строительной техники, который насчитывает порядка 2,5 тыс. единиц. Работу ведут свыше 1700 профессионалов своего дела. В сезон путевых работ эта цифра достигает 5000 человек.

— Вы говорили о выходе на международные рынки. Где конкретно работает компания?

— Сегодня мы достигли таких масштабов, когда возникла необходимость выхода на рынки сопредельных государств, на международный рынок. Наш опыт позволяет составить серьезную конкуренцию на внешних рынках, именно для этих целей в 2017 году проведен ребрендинг, с ТОО «Компания “Жол жөндеуші” на новое — ТОО «Integra Construction KZ». Сегодня у компании имеются филиалы в России, Грузии, Италии, ОАЭ. Для освоения рынка Европы мы ведем работу совместно или через свое дочернее предприятие ZGOP a.d. — Novi Sad в Сербии. Это единственное предприятие на Балканах, специализирующееся на строительстве и ремонте железных дорог, путевой техники и механизмов.

Комплексный подход

— Integra Construction KZ строит только верхнее строение пути или подходит к реализации проектов комплексно?

— Мы не просто укладываем железнодорожное полотно, но и создаем всю сопутствующую инфраструктуру, от подготовительных работ до обеспечения устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, контактной сети, осуществляем строительство искусственных и гражданских сооружений. Компания может реализовать любой проект «под ключ», для чего имеются все необходимые ресурсы. Комплексный подход к работе позволяет оптимизировать сроки, контролировать качество и скорость поставки материалов для строительства как самих объектов, так и важных для инфраструктуры сооружений.

— Какие новые технологии и компетенции используются при строительстве?

— Мы первая казахстанская компания, которая прошла в Германии сертифицированное обучение работников европейской технологии строительства железных дорог. Управленцы и инженерно-технический состав компании имеют международные сертификаты по проектному управлению и работают на современном программном обеспечении и могут реализовать проекты по международным контрактам на базе FIDIC.

— Как много на железной дороге участков пути с просроченными сроками по капитальному ремонту? Какой объем ремонтных работ старых путей компания выполняет ежегодно?

— Есть участки, на которых по плану ожидается капитальный ремонт в ближайшие годы. Мощности нашей компании позволяют ежегодно ремонтировать более 500 км, в этом году наша компания произведет капитальный ремонт более 425 км путей: 362 км по линии основного заказчика и 63 км сторонних работ.

Социальный аспект

— Как бы вы оценили влияние реализованных компанией проектов на социальную ситуацию, на расширение возможностей для населения и бизнеса?

— Строительство железных дорог несет мультипликативный эффект, повышается занятость населения: при строительстве и дальнейшей эксплуатации железной дороги созданы тысячи квалифицированных рабочих мест, в том числе и для женщин. Еще одно следствие — развитие смежных отраслей народного хозяйства: коммуникация, энергетика, IT-технологии, туризм, развитие в таких отраслях, как металлургия, машиностроение, электротехническая промышленность, строительное производство. Наличие железной дороги позволяет увеличивать добычу полезных ископаемых и, как следствие, повысить экспорт. Поэтому, минуя 20‑летний рубеж, наша компания уверенно смотрит в будущее, соответствуя своему слогану «Опыт. Качество. Результат». Мы стремимся делать лучше жизнь людей, сокращая расстояния и сближая точки на карте мира.

Статьи по теме:
Культура

Герои из соседнего двора

В театре-студии «Дом культуры» состоялась презентация новой книги казахстанского писателя Лили Калаус «Зов Солнца»

Казахстанский бизнес

Сложный шкурный вопрос

Кожевенная промышленность испытывает острый дефицит сырья. Причина — в большой доле нелегального вывоза шкур КРС. Предлагаемый запрет легального экспорта не решит проблемы, нужен более системный и рыночный подход

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Урановый листинг

«Казатомпром» планирует IPO на двух биржах: Астанинской и Лондонской.