Рельсы развития

Компания Integra Construction KZ более 20 лет строит и ремонтирует железные дороги Казахстана

Рельсы развития

Казахстан, занимая геостратегическое положение в Евразии и находясь на перекрестке Великого Шелкового пути, является ключевым транзитным хабом Центрально-Азиатского региона. Этот факт обязывает совершенствовать транспортно-логистическую систему страны.

Компания Integra Construction KZ первой в истории независимого Казахстана начала строить железные дороги. Это крупнейшее в стране предприятие, осуществляющее строительство, модернизацию и все виды ремонта железных дорог. Компания проложила более 2 тыс. км и отремонтировала порядка 5 тыс. км стальных магистралей.

Как железнодорожная сеть влияет на экономику Казахстана — в интервью с генеральным директором Integra Construction KZ Рустемом Молдагуловым.

Новый путь

— Рустем Сапарович, в этом году Integra Construction KZ — 20 лет. Какую роль играет компания в возобновлении Великого Шёлкового пути?

— За годы независимости железнодорожная сеть страны была оптимизирована с учетом потребностей народного хозяйства республики, но с сохранением технологического единства общей сети СНГ. В 1992 году протяженность магистральной железнодорожной сети в Казахстане составляла 13,8 тыс. километров. Благодаря строительству важных связующих линий сеть существенно преобразилась: на сегодняшний день более 16 тыс. км железных дорог связывают всю страну. Именно по территории Казахстана проходят все важнейшие маршруты и интермодальные коридоры из Китая и обратно не только на рынки соседних стран, но и далее. Исходя из существующей магистральной железнодорожной сети, сформированы три основные направления транзитных коридоров: «Северный» протяженностью 2,7 тыс. км; «Центральный» — 2,8 тыс. км и, наконец, «Южный» протяженностью 3,4 тыс. км.

С участием нашей компании реализованы инфраструктурные проекты, повышающие транзитный потенциал Казахстана, в частности, строительство пограничных переходов на входе Достык — Алашанькоу и Алтынколь — Хоргос, а также обеспечено железнодорожное примыкание к сетям соседних стран. Введен в эксплуатацию Сухой порт в СЭЗ «Хоргос — Восточные Ворота».

На побережье Каспия завершается строительство паромного комплекса порта Курык для эксплуатации универсальных грузопассажирских паромов. Реализация вышеперечисленных проектов позволила увеличить объём транзитного грузопотока через Казахстан за последние четыре года в три раза, при этом сроки доставки грузов из стран Тихоокеанского региона в страны Европы сократились в два раза.

— Компания реализует проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры республики и повышение ее транзитного потенциала. Очевидно, что проектов, которые можно назвать незначительными, у вас нет, и тем не менее, какие бы выделили особенно, отнесли бы их к задачам сложным и даже грандиозным? И почему именно эти проекты?

— Думаю, что стоит не только назвать сами проекты, но и подчеркнуть их значимость для Казахстана. В частности, в начале 2000‑х были построены 195 км железной дороги Аксу — Дегелен, которая соединила Семипалатинский регион с Павлодарско-Экибастузским, уменьшив расстояние в среднем до 600 км.

В 2003 году введена линия Хромтау — Алтынсарино протяженностью 450 км. Данный проект позволил избежать потерю времени на пересечение границы России с двойным прохождением пограничного и таможенного контроля.

Для увеличения транзитно-транспортного потенциала на границе с Китаем в 2012 году введена в эксплуатацию железнодорожная линия Жетыген — Коргас протяженностью 293 км с открытием второго железнодорожного пункта пропуска Алтынколь — Хоргос. Алтынколь является крупнейшей пограничной станцией, состоящей из путей колеи 1520 и 1435 мм с общей длиной станционных путей 32 км, с несколькими погрузочно-разгрузочными терминалами различных видов грузов, контейнерного двора, комплексом для проведения текущего отцепочного ремонта и полным комплексом современного оборудования для идентификации вагонов.

В 2015 году построена и сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Жезказган — Бейнеу. Магистраль протяженностью 1 036 км пролегает по малонаселенным территориям Карагандинской, Кызылординской, Актюбинской и Мангистауской областей. Наша компания выполнила больше половины объема по проекту, построив участок Жезказган — Саксаульская протяженностью 547 км, сократив расстояния для перевозки как внутренних, так и международных грузов. В рамках реализации проекта возведены поселки для железнодорожников, что дало дополнительный социально-экономический эффект.

В том же 2015 году введена в эксплуатацию линия Аркалык —Шубарколь — 214 км, проходящая по территории Карагандинской и Костанайской областей. Новая ветка позволила сэкономить на перевозках от 1,5 до 2 суток и сократить транспортные расходы в среднем на 35%. Если ранее уголь с Шубарколя доставляли окружным путем через Кызылжар, то теперь он уходит напрямую, коротким маршрутом через Аркалык в страны СНГ, Прибалтику и далее.

Также в 2015 году введен в эксплуатацию и полностью функционирует Сухой порт «Хоргос — Восточные ворота». По проекту нами построены железнодорожные пути, а также проведены работы по развитию инфраструктуры Сухого порта.

В рамках Программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» в 2017 году построено 110 км второго пути на участке Алматы 1 — Шу, что позволило повысить общую пропускную способность участка и сократить время следования грузопассажирских составов в два раза.

Впервые в Казахстане построена трехпутная железнодорожная эстакада протяженностью 2,5 км в рамках строительства нового вокзала «Нұрлы жол» в Астане. По проекту также возведен технический парк и другая необходимая инфраструктура. Вокзал не имеет аналогов в странах СНГ и является одним из современных железнодорожных вокзалов, построенных за последнее время в мире. Его пропускная способность составляет до 35 тыс. пассажиров в сутки. Объект введен в эксплуатацию в 2017 году в преддверии Expo. Каждый из этих проектов важен как для экономической ситуации отдельных регионов, так и в целом экономики Казахстана.

Область влияния

— Есть ли у Integra Construction KZ конкуренты на казахстанском рынке?

— Практически в любой отрасли сегодня есть конкуренция, в рыночной экономике не бывает иначе, тем более что Казахстан вступил в ВТО и наш рынок открыт для всего мира. Но мы ежегодно осуществляем порядка 70% от всего объема работ на магистральных железнодорожных сетях страны и намерены продолжать в том же духе. На территории Казахстана компания обладает развернутой сетью из 5 филиалов, в состав которых входят 7 путевых машинных станций и 15 производственных баз. В нашем активе имеется современный парк путевой и строительной техники, который насчитывает порядка 2,5 тыс. единиц. Работу ведут свыше 1700 профессионалов своего дела. В сезон путевых работ эта цифра достигает 5000 человек.

— Вы говорили о выходе на международные рынки. Где конкретно работает компания?

— Сегодня мы достигли таких масштабов, когда возникла необходимость выхода на рынки сопредельных государств, на международный рынок. Наш опыт позволяет составить серьезную конкуренцию на внешних рынках, именно для этих целей в 2017 году проведен ребрендинг, с ТОО «Компания “Жол жөндеуші” на новое — ТОО «Integra Construction KZ». Сегодня у компании имеются филиалы в России, Грузии, Италии, ОАЭ. Для освоения рынка Европы мы ведем работу совместно или через свое дочернее предприятие ZGOP a.d. — Novi Sad в Сербии. Это единственное предприятие на Балканах, специализирующееся на строительстве и ремонте железных дорог, путевой техники и механизмов.

Комплексный подход

— Integra Construction KZ строит только верхнее строение пути или подходит к реализации проектов комплексно?

— Мы не просто укладываем железнодорожное полотно, но и создаем всю сопутствующую инфраструктуру, от подготовительных работ до обеспечения устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, контактной сети, осуществляем строительство искусственных и гражданских сооружений. Компания может реализовать любой проект «под ключ», для чего имеются все необходимые ресурсы. Комплексный подход к работе позволяет оптимизировать сроки, контролировать качество и скорость поставки материалов для строительства как самих объектов, так и важных для инфраструктуры сооружений.

— Какие новые технологии и компетенции используются при строительстве?

— Мы первая казахстанская компания, которая прошла в Германии сертифицированное обучение работников европейской технологии строительства железных дорог. Управленцы и инженерно-технический состав компании имеют международные сертификаты по проектному управлению и работают на современном программном обеспечении и могут реализовать проекты по международным контрактам на базе FIDIC.

— Как много на железной дороге участков пути с просроченными сроками по капитальному ремонту? Какой объем ремонтных работ старых путей компания выполняет ежегодно?

— Есть участки, на которых по плану ожидается капитальный ремонт в ближайшие годы. Мощности нашей компании позволяют ежегодно ремонтировать более 500 км, в этом году наша компания произведет капитальный ремонт более 425 км путей: 362 км по линии основного заказчика и 63 км сторонних работ.

Социальный аспект

— Как бы вы оценили влияние реализованных компанией проектов на социальную ситуацию, на расширение возможностей для населения и бизнеса?

— Строительство железных дорог несет мультипликативный эффект, повышается занятость населения: при строительстве и дальнейшей эксплуатации железной дороги созданы тысячи квалифицированных рабочих мест, в том числе и для женщин. Еще одно следствие — развитие смежных отраслей народного хозяйства: коммуникация, энергетика, IT-технологии, туризм, развитие в таких отраслях, как металлургия, машиностроение, электротехническая промышленность, строительное производство. Наличие железной дороги позволяет увеличивать добычу полезных ископаемых и, как следствие, повысить экспорт. Поэтому, минуя 20‑летний рубеж, наша компания уверенно смотрит в будущее, соответствуя своему слогану «Опыт. Качество. Результат». Мы стремимся делать лучше жизнь людей, сокращая расстояния и сближая точки на карте мира.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня