Прорубить порт в Европу

С покупкой Тимуром Кулибаевым активов порта «Высоцк» казахстанские экспортеры получат возможность поставлять уголь в Европу

Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в Российской Федерации разрешила казахстанскому бизнесмену Тимуру Кулибаеву приобрести активы порта «Высоцк» — одного из шести российских грузовых портов Балтийского бассейна. «Он получит контроль над этим портом, но это продолжение работы в Таможенном союзе. Казахский представитель приобретает такие серьезные активы на Балтике, что радует всех нас», — заявил глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев.

Порт расположен в Выборгском заливе Балтийского моря. В его границах размещены угольный и нефтеналивной терминалы, удаленный морской терминал, терминал по производству и перегрузке сжиженного газа. При этом угольный и нефтеналивной терминалы не имеют общей сухопутной границы — расположены на расстоянии 12 километров.

Оператором нефтеналивного терминала является «дочка» «Лукойла» — «РПК-Высоцк “Лукойл-II”», а угольный стивидор «Порт Высоцкий» управляет, соответственно, угольным терминалом, площадь складов которого составляет 22 гектара, что позволяет единовременно хранить до 250 тыс. тонн угля.

«Богатырь Комир» — одно из пяти предприятий РК, поставляющих уголь на российские электростанции

Игорь Артемьев, говоря о том, что г-н Кулибаев получил контроль над портом, не уточнил, о каких активах идет речь.

Expert Kazakhstan обратился к оператору угольного терминала «Порта Высоцкий», но компания решила воздержаться от комментариев. Пресс-служба «Лукойла» сообщила, что компания к сделке не имеет отношения. Учитывая жалобы казахстанских экспортеров угля, которым в прошлом году российские порты отказывали в принятии грузов, скорее всего, речь идет о том, что казахстанский бизнесмен покупает угольный стивидор.

Балтийская шестерка

Каков вес «Высоцка» среди других российских грузовых портов Балтийского моря, в числе которых Усть-Луга, Большой порт Санкт-Петербурга, Приморск, Выборг и Калининград?

Через эти морские ворота Россия экспортирует в Европу в основном нефтепродукты, уголь, газ, металлы, а также продукцию в контейнерах. В 2017 году грузооборот шести портов, согласно данным Администрации морских портов Балтийского моря (АМП Балтийского моря), составил 247,5 млн тонн.

Усть-Луга — самый большой по объему грузооборота среди балтийских портов (график 1). В 2017 году было перевезено 103,3 млн тонн груза. Портовая инфраструктура позволяет отгружать навалочные, насыпные, лесные, генеральные, накатные и наливные грузы, также грузы на пароме и контейнеры. Навалочные грузы (нефть, нефтепродукты и сжиженный газ) от всего грузооборота в прошлом году заняли 61,8%, второе место у навалочных грузов (34,9%), к которым относятся руда, уголь, кокс, минеральные удобрения и т.д. Почти треть этого типа грузов приходится на уголь.

Юрий Саакян: «Допуск транзита угля по территории России должен сопровождаться ответными шагами со стороны Казахстана в части инвестиций в развитие железнодорожных путейи портовых мощностей»

В целом среди балтийских портов широкую специализацию, помимо Усть-Луги, имеют Большой порт Санкт-Петербурга, Калининград и Выборг. А вот Приморск специализируется только на нефти и нефтепродуктах, «Высоцк» — на угле и нефти.

Старейшая гавань — у Большого порта Санкт-Петербурга. Хотя грузооборот у него в два раза меньше, чем у Усть-Луги, через этот порт уходят разнообразные грузы. Почти половина грузооборота приходится на контейнеры — 23 млн тонн. Говоря иначе, именно через этот порт на европейские рынки уходят товары, требующие сохранности или определенного температурного режима. Более того, Большой порт Санкт-Петербурга, кроме причалов морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных и судоремонтных и других заводов, включает морской пассажирский вокзал и речной пассажирский порт.

Узкоспециализированный нефтеналивной порт Приморск является главным транспортером нефти среди балтийских портов. В 2017 году отсюда было отгружено 57,6 млн тонн нефти и нефтепродуктов. По данным АМП Балтийского моря, порт обеспечивает 56,9% грузооборота всей нефти через балтийскую акваторию. Выборг занимает последнее место среди портов: в 2017‑м было перевезено всего 1,5 млн тонн груза.

Статистика по порту «Высоцк» в АМП Балтийского моря ведется лишь с 2010 года. За это время грузооборот вырос на 18,2% — с 14,8 млн тонн в 2010‑м до 17,5 млн тонн в 2017‑м (график 2). В прошлом году перевалка угля через этот порт составила 7,1 млн тонн (40,6%), а нефтепродуктов — 10,4 млн тонн (график 3).

Сам порт расположен на северной части острова Высоцкий в Финском заливе, только автомобильная и железная дороги соединяют стратегический объект с материком.

В 2008–2011 годах угольный терминал был модернизирован в два этапа. На первом этапе были проведены работы по реконструкции причалов, дноуглублению акватории и подходного канала. На второй этап был выделен 1 млрд рублей, что позволило модернизировать внутрипортовую инфраструктуру и обновить техническое оснащение.

Как указано на сайте угольного стивидора, модернизация позволила увеличить производственные мощности до 5 млн тонн. По итогам прошлого года оператор угольного терминала «Порт Высоцкий» объявил об отгрузке на экспорт 7 млн тонн угля — рекорд в истории компании.

В начале этого года руководство угольного стивидора объявляло, что прорабатывается вопрос о строительстве специализированного терминала по перевалке угля мощностью до 12 млн тонн.

Дорогу углю

Переход угольного терминала в управление казахстанскому бизнесмену откроет для Казахстана дополнительные экспортные ворота на Запад. Это важно, поскольку республика имеет большой экспортный потенциал по углю. В 2017 году казахстанские предприятия добыли 111,1 млн тонн каменного угля, из которых 73,7% было потреблено внутри страны, 27,1 млн тонн отгружено на экспорт (график 4).

На Россию приходится до 77% экспорта казахстанского угля. Проблема в том, что правительство РФ объявило о переходе своих электростанций с угля на газ. В Национальном энергетическом докладе, подготовленном ассоциацией KazEnergy в 2017 году, сказано, что после 2020 года казахстанский уголь будет экспортироваться только на три российские электростанции: Рефтинскую ГРЭС и Омские ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5. Таким образом, через два-три года казахстанские предприятия будут вынуждены либо сокращать добычу, либо выходить на новые рынки, конечно, при условии, что российские теплоэлектроцентрали за это время действительно будут модернизированы. Неизбежно встает вопрос о том, где искать потребителей, и в этом контексте порт в Балтийском море может обеспечить экспортные пути в Европу и далее.

По объему грузооборота Усть-Луга — самый крупный российский морской порт в акватории Балтийского моря

Осенью прошлого года тогда еще директор департамента экономической интеграции Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» Долорес Тюлебекова указывала на логистические проблемы, с которыми сталкивались казахстанские угольные экспортеры (expertonline.kz/a15150). «Только за первый квартал 2017 года по 15 заявкам казахстанских предпринимателей был получен отказ в согласовании перевозок грузов железнодорожным транспортом в направлении портов РФ. Отказы касались таких товарных позиций, как черные металлы, уголь, нефтепродукты, цветные металлы, мазут, газы и зерновые, в общем объеме более 178 тысяч тонн. Вместе с тем необходимо отметить, что эти отказы не носят системный характер и зачастую обусловлены объективными обстоятельствами — дефицитом мощности в портах, сложностями, связанными с железнодорожной инфраструктурой, когда вагоны не могут пройти, и так далее. Системная проблема, которую мы видим и на которую жалуются производители, имеет место только в отношении угля», — говорила г-жа Тюлебекова.

По ее словам, в российских портах казахстанским грузоотправителям отказывают в принятии груза и предлагают продать уголь трейдерам, связанным напрямую с собственниками портов либо опосредованно входящим с ними в одну группу, по заниженным ценам. «Предложение делается ввиду отсутствия технической мощности на перевалку в портах. При этом предлагаемая цена покрывает лишь транспортные расходы», — указала Долорес Тюлебекова. Возможно, приобретение порта «Высоцк» поможет решить эти проблемы.

Известно, что на европейские рынки попадает только самое качественное сырье — ЕС имеет свои требования по зольности и теплотворной способности. Таким показателям соответствует уголь только с Шубаркульского месторождения.

Преимущества — своим

Очевидно, что продажа «Высоцка» — это политическое решение. Игорь Артемьев описывал сделку как «продолжение работы в Таможенном союзе». Такое же мнение высказала Маргарита Дядяева, директор алматинского филиала международной логистической компании AsstrA. «Это больше похоже на политическую, нежели на экономическую сделку, шаг по развитию отношений между Астаной и Москвой в рамках ЕАЭС», — считает собеседница.

Не окажется ли так, что это политическое решение обострит конкуренцию между казахстанскими и российскими грузоотправителями?

В 2017 году россияне экспортировали 179,9 млн тонн угля. По данным Ассоциации морских торговых портов, через российские морские порты было отгружено 154,4 млн тонн, или 85,8% от всего экспорта угля из РФ. Через порт «Высоцк» было экспортировано всего 4,6% угля. Даже с учетом планов на 2018‑й увеличить отгрузку угля до 7,5 млн тонн, как утверждает аналитик инвесткомпании «Финам» Алексей Калачев, «передача “Высоцка” в пользу Казахстана ненамного уменьшит экспортные возможности РФ, особенно с учетом роста экспорта в восточном направлении».

Россия предпочитает экспортировать уголь в восточном направлении. Корея, Китай и Япония — вот главные покупатели российского каменного угля, в 2017 году в эти страны было поставлено 62,4 млн тонн. «Казахстанский уголь, по-видимому, потеснит российский в объемах отгрузки порта “Высоцк”. Иначе зачем бы понадобился угольный терминал на Балтике, кроме как для обеспечения экспорта в западном направлении», — рассуждает г-н Калачев. По его словам, с имеющимися мощностями угольный стивидор «Высоцкий» способен обеспечить перевалку до 20% казахстанского экспорта угля.

Еще до оглашения сделки «Порт Высоцкий» объявлял о планах увеличения мощности до 12 млн тонн. «Возможности увеличения мощности портовой инфраструктуры зависят не только от желания владельцев порта. Они могут потребовать расширения акватории порта и присоединения части берега, а такие вопросы утверждаются на уровне правительства РФ», — замечает Алексей Калачев.

Желание расширяться будет зависеть от спроса в Европе на те марки угля, что добываются в Казахстане, отмечает собеседник. «Впрочем, не исключено, что отгружаться в “Высоцке” будет по-прежнему российский уголь, а казахстанский может отправиться туда, где будет спрос на него, по трансферту через другие российские порты», — говорит он.

Важно отметить, что Казахстан на исходе прошлого года подготовил межправительственное соглашение с Россией, позволяющее нам в течение 25 лет вывозить в приоритетном порядке через российские порты до 14 млн тонн угля ежегодно (преимущественно через дальневосточные). Документ должен был вступить в силу в начале этого года, но, по информации российского издания «Коммерсант», по состоянию на середину апреля он не был подписан.

В октябре 2017‑го правительство РФ утвердило «Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах». Правила предоставляют квоты грузоотправителям в следующей очередности: сначала инвесторам портовой инфраструктуры, затем странам-членам ЕАЭС, заключившим межправительственное соглашение с Россией, третьими идут грузоотправители с долей перевалки выше 30%, последними — клиенты с договорами take-or-pay и долгосрочными договорами.

Если казахстанский собственник инвестирует в модернизацию угольного стивидора, то у нас появится шанс отправки угля по трансферту через другие российские порты, включая дальневосточные. Впрочем, недостаток любого политического решения — а передачу активов порта «Высоцк» следует рассматривать именно так — в том, что его могут быстро пересмотреть.

Инвестиции в обмен на актив

В конце января 2018 года исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, говоря об увеличении квот на перевалку казахстанского угля в российских портах, делился планами на текущий год. По его словам, если в 2017‑м республика экспортировала через российские порты 7,9 млн тонн, то в этом году экспорт увеличится до 13,5 млн тонн.

В апреле текущего года, еще до объявления, что Тимуру Кулибаеву разрешили купить активы в порту «Высоцк», российский Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал результаты своего исследования. ИПЕМ смоделировал влияние транзита дополнительных 14 млн тонн угля из Казахстана на работу российского железнодорожного транспорта и на экономику страны.

С одной стороны, институт утверждает, что допуск транзита угля из Казахстана в порты Дальнего Востока на текущий момент невозможен с технологической точки зрения: «Данное направление полностью загружено, и включение грузовой базы из Казахстана возможно только за счет замещения существующих объемов перевозок российского угля. При этом такое замещение будет иметь негативные эффекты: дальность перевозок возрастет, что приведет к снижению доходной ставки перевозчика на 0,7 копейки за 10 тонно-километров, а потери ВВП России вследствие ограничения добычи угля составят более 10 миллиардов рублей».

С другой стороны, более целесообразным, по оценкам ИПЕМ, является другое направление — через Мурманск и Усть-Лугу. Но для этого потребуется дополнительно 2,8 тыс. поездов в год и 13,9–15 тыс. грузовых вагонов. В этом случае доходная ставка РЖД снизится на 1–2 копейки за 10 тонно-километров, но компания получит дополнительную выручку в размере 13,4–15 млрд рублей в год.

Значимых потерь, как и существенного роста ВВП России в результате транзита дополнительного угля из Казахстана, ИПЕМ не фиксирует. «В то же время уже реализуемое развитие железнодорожной сети и портовых мощностей в Мурманске и Усть-Луге ориентировано под грузы российских производителей и не учитывает возможную грузовую базу из Казахстана», — отмечается в исследовании. Обеспечение транзита потребует дополнительных капитальных расходов на развитие железнодорожной инфраструктуры, которые, по мнению ИПЕМ, должны быть профинансированы Казахстаном как наиболее заинтересованной в этом стороной. «Допуск транзита угля по территории России должен сопровождаться ответными шагами со стороны Казахстана в части инвестиций в развитие железнодорожных путей и портовых мощностей. При этом в случае разрешения соответствующего транзита крайне важным является обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре для обеих сторон», — подчеркивает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян.

Статьи по теме:
Культура

Искусство быть понятым

Важные культурные события Алматы остаются незамеченными широкой аудиторией из-за отсутствия рекламы либо сильно проигрывают по причине плохой организации

Тема недели

Преемникам здесь не место

Операция «Преемник» в Кыргызстане провалилась, но благодаря этому политическая система страны может обрести большую устойчивость

Политика

Без права на протест

Власть не готова расширить право на мирные собрания, а граждане не видят в мирных собраниях действенный инструмент коммуникации и давления

Международный бизнес

Отдать швартовы

Мировая круизная индустрия стабильно растет