Все включено

Единый совокупный платеж — инструмент, который позволит неформально занятому работнику на льготных условиях присоединиться к системам соц- и медстрахования и пенсионной системе

Все включено

И олигарх Машкевич, и шымкентский таксист — оба по казахстанским законам самостоятельно занятые. Формализовывать первого необходимости нет, а вот за второго и всю огромную армию самозанятых, но далеко не олигархов, государство берется всерьез. И для начала собирается предложить им зарегистрироваться максимально простым способом. Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам легализации деятельности неформально занятых» предлагает введение нового специального налогового режима — единого совокупного платежа (ЕСП). Чтобы проинформировать государство о своей деятельности, таксисту достаточно будет начать платить ЕСП, очень скромных размеров налог. Для города ЕСП составит 1 МРП, то есть 2405 тенге, для села — 0,5 МРП, или 1203 тенге. Это одновременно индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы и взносы на социальное и медицинское страхование. Обсуждение нового законопроекта уже фактически закончено, на днях он должен быть внесен в мажилис парламента РК.

И тебя посчитают

«Рынок труда в Казахстане стремительно меняется. В результате цифровизации, технологического обновления появляются новые формы занятости, такие, как фриланс, удаленная работа, дистанционная работа. И все больше людей выбирают не работу на постоянном контракте, а хотят заниматься своим собственным делом, иметь гибкие формы занятости», — с этого начинаются объяснения Минтруда и соцзащиты, зачем Казахстану новый налог. Весь мир переходит от наемного труда к работе без найма, и в этих условиях, отмечает министр труда и социальной защиты РК Мадина Абылкасымова, «важно обеспечить защиту трудовых прав работников вне зависимости от формы их занятости, а также предоставить им адекватное соцобеспечение и страхование». Вопрос, конечно, и раньше был актуален: без всякой привязки к гиг-экономике чиновники переживали о том, что армия самозанятых работает на теневой стороне и не платит ни налогов, ни социальных отчислений, но в свете предстоящего внедрения ОСМС ситуация обострилась. Напомним, что закон об ОСМС предлагал тем, кто не платит взносы в фонд ОСМС, только гарантированный объем медицинских услуг. Фактически большая часть самозанятых в системе ОСМС оставалась без полноценной медицинской помощи. И это было одной из причин, почему введение обязательного медстрахования было отложено, а ведомства, ответственные за социальное и экономическое развитие, стали искать решение проблемы самозанятых, в частности, выведения их из тени и вовлечения в формальную занятость. EK уже писал об этой проблеме пару месяцев назад (expertonline.kz/a15452).

Актуализация занятости населения проводилась по всем государственным базам данных и продемонстрировала: в разных законах понятие «самостоятельно занятое лицо» имеет различное толкование. «Мы столкнулись с тем, что в разных законах у нас разные понятия, что такое самостоятельно занятые. Мало того, что определения разные, они носят неконцептуальный характер и лишь перечисляют категории», — посетовал вице-министр труда и социальной защиты Нуржан Альтаев, отметив, что даже перечисленные категории не охватывают всех самозанятых. Поскольку четкой классификации занятого населения нет, то и категории плательщиков в законодательстве о пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании, а значит, и соответствующих базах данных не совпадают.

Средства от ЕСП будут распределены следующим образом: 10% пойдут на индивидуальный подоходный налог,20% — в государственный Фонд обязательного социального страхования, 30% — на пенсионные выплаты, 40% — в Фонд обязательного социального медицинского страхования

«Новый законопроект вводит концептуальные определения “занятого лица” и “самостоятельно занятого лица” и систематизирует категории занятых лиц в соответствии с реалиями существующего рынка труда — индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, учредители товариществ и акционерных обществ, занятые на личных подсобных хозяйствах с целью получения дохода и другие», — сообщила Мадина Абылкасымова. Предусмотрена и унификация категорий плательщиков в законах «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании» и «О пенсионном обеспечении».

Формально-неформальные

Самозанятых часто приравнивают к неформально занятым, но в Минтруда и соцзащиты особо подчеркивают, что эти понятия необходимо разграничивать. По данным комитета по статистике МНЭ РК, в 2017 году количество занятых составило 8,6 млн человек, из которых 6,5 млн — наемные работники и около 3 млн (2,99 млн) — самостоятельно занятые (см. график 1).

При этом, по словам министра труда и соцзащиты, неформально занятых, то есть работающих без официального оформления трудовых отношений, среди наемных работников больше 799 тыс. человек. Еще 588 тыс. относятся к самостоятельно занятым (см. график 2). Они не регистрируют свою деятельность по ряду причин. В первую очередь, как утверждают представители министерства, потому что регистрация — это сложно и дорого, было бы легко в организационном и не обременительно в финансовом плане, многие бы это сделали. Подтверждают свою убежденность чиновники результатами социологического исследования, проведенного в прошлом году Министерством труда и социальной защиты населения.

По данным опроса, более 50% самостоятельно занятого населения выразили готовность легализоваться при условии роста и стабильности доходов, упрощения процедур регистрации и при низкой налоговой нагрузке. «Эти люди не занимаются незаконной деятельностью: это няни, репетиторы, те, кто ремонтирует нам холодильники или стиральные машины, — говорит первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов. — Это наши граждане, которые честным трудом зарабатывают и хотят платить налоги». В пример г-н Даленов приводит письма от таксистов, где те жалуются: «Чтобы заплатить налог в тысячу тенге, нужно сходить в налоговую, встать на регистрационный учет, составить расчет предполагаемого дохода, а потом сдать отчетность. А если перестану сдавать, то должен написать заявление на приостановление деятельности. Если этого не сделать, будут санкции; если решил перестать таксовать, должен писать заявление на закрытие, еще и проверять будут в течение всей деятельности. Плюс взносы в соц- и медстрахование, пенсионный фонд придется в банке по разным квитанциям перечислять и везде комиссию платить».

«Просьба со стороны самозанятых: сделайте так, чтобы можно было оплатить одним платежом; сделайте так, чтобы меня не проверяли — у меня и так маленький доход, какая вам разница, 75 тысяч тенге я заработаю, 82 тысячи или 73. Дайте мне особый статус — вот мотив основной группы», — это чаяния самозанятых, по словам Руслана Даленова.

Женщина, заплатив 6 тыс. тенге в год в виде ЕСП, будет иметь право на социальные выплаты по беременности и родам в общей сумме 320 тыс. тенге

Неформально занятые — в основном те, кто работают сами на себя и оказывают услуги физическим лицам: от таксиста, репетитора, тамады до сельчан, занятых подсобным хозяйством и реализующих излишки своей продукции для получения дохода. Все эти люди что-то зарабатывают, то есть имеют доход, но свою деятельность никак не оформляют и не платят обязательные налоги и взносы. Хотя при осуществлении предпринимательской деятельности самостоятельно занятые имеют возможность применять один из шести налоговых режимов, и действительно, любой из режимов требует регистрации, сдачи отчетности/декларации, отдельной уплаты социальных платежей.

По словам г-жи Абылкасымовой, 1,4 млн человек, или 16% занятого населения, работают неформально, то есть без оформления трудовых договоров или регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. «Они не охвачены системами пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. Поэтому для них существуют значительные риски, например, в случае ухудшения здоровья, потери работы или наступления старости. Большую часть расходов в таких ситуациях им придется покрывать самостоятельно», — констатирует министр труда и соцзащиты. Именно на неформально занятых направлено введение единого совокупного платежа, который уже успели окрестить налогом для самозанятых, но который по факту является своего рода входным билетом в системы социального и медицинского страхования и пенсионную систему страны.

Абонентский платеж

Уплатив ЕСП, самозанятый работник убивает даже не двух, а сразу нескольких зайцев: во-первых, выходит из тени и наконец информирует государство о своей деятельности. Во-вторых, уплата ЕСП будет означать начало автоматической регистрации в системах пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования; отсутствие уплаты в течение месяца — автоматическое приостановление деятельности. При этом оплачиваются одновременно индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы и взносы на социальное и медицинское страхование. По словам Нуржана Альтаева, средства от ЕСП будут распределены следующим образом: 10% пойдут на индивидуальный подоходный налог, 20% — в государственный Фонд обязательного социального страхования, 30% — на пенсионные выплаты, 40% — в Фонд обязательного социального медицинского страхования. По всем этим взносам для плательщиков ЕСП будут установлены минимальные ставки.

Сам ЕСП трудно назвать финансово обременительным, к тому же его размер учитывает разницу в доходах между городскими и сельскими жителями. Как говорилось выше, ЕСП для города в два раза превышает сельский. Нуржан Альтаев признается, что государство не рассчитывает на большие доходы от зарегистрировавшихся самозанятых: «Бюджет в целом не ожидает каких-то больших поступлений от ЕСП. Основная задача — охватить этих людей социальным обеспечением, чтобы они участвовали в системе социального, медицинского страхования и пенсионного обеспечения».

Президент АО «Государственный фонд социального страхования» (ГФСС) Сауле Дюсенова доказывает, почему выгодно быть плательщиком ЕСП, на таком примере: «Становясь участником системы соцстрахования, человек получает право на дополнительную соцзащиту. Вот работает женщина няней на дому и планирует стать мамой. Заплатила нам в 2019 году она примерно шесть тысяч тенге (исходя из того, что платеж в ГФСС — 20% ЕСП. — EK). Она будет иметь право на социальные выплаты по беременности и родам 124 тысячи 732 тенге, а после рождения ребенка в течение 12 месяцев будет получать по 16 160 тенге, то есть всего 320 тысяч тенге».

Так можно получить все и сразу в упрощенном режиме с низкой фискальной нагрузкой. Такой подход, по задумке создателей, будет способствовать выводу из тени сельчан, производящих и продающих свою продукцию, создателей интернет-сайтов, мастеров маникюра и даже блогеров (по предварительным расчетам, таких может набраться до 800 тыс. человек). Максимальный доход человека, который решил легализоваться на рынке труда через уплату единого совокупного платежа, не должен превышать 100 минимальных зарплат, что составляет 235,7 тыс. тенге в месяц, или 2,8 млн тенге в год. На таких условиях велик соблазн влиться в ряды плательщиков ЕСП, но возможность уплаты единого совокупного платежа получают только те физические лица, кто не использует наемных работников и получает доход от оказания услуг или продажи продукции личного подсобного хозяйства только для физических лиц.

Сумма в 235,7 тыс. тенге заработка в месяц при средней зарплате в республике в 160 тыс. тенге, позволяющая обойтись ЕСП и пользоваться госуслугами по полной программе, явно смутит тех работников, кто получает намного меньше, но платит налоги без всяких послаблений. И это — как бы ни пропагандировалась защита прав уязвимых неформально занятых — немного смущает, раз уж речь при введении такого платежа преимущественно идет о солидарной системе и принципах социальной справедливости. Интересен и вопрос контроля — действительно ли тот, кто платит ЕСП, будет соответствовать заявленным требованиям и как тот же комитет госдоходов будет это отслеживать, если проверками самозанятым обещали не докучать.

Защитить людей без статуса, тех, кто не делает отчислений в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, формализовать занятость, а заодно приучить население платить налоги за счет простоты этого действия и низкой финансовой нагрузки — идея, безусловно, хорошая. Но хотелось бы в перспективе увидеть ее продолжение, когда население, привыкнув платить, начнет делать это уже соответственно своему доходу.

Читайте редакционную статью: Проще некуда

Статьи по теме:
Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Алтыналмас”: опыт Scada

Предприятия РК повышают свою технологическую зрелость, внедряя автоматизированные системы управления и оптимизации производства