Все находится в нас

На экраны казахстанских кинотеатров вышел фильм о советском рок-н-ролле и его героях, ставших легендой

Все находится в нас

Премьера «Лета» Кирилла Серебренникова в алматинском Chaplin MEGA Park прошла с размахом, доказывающим, что поколенческий интерес к перестроечным восьмидесятым и контркультуре явно не угасает. Понравилось фактически все: и концерт перед фильмом с участием казахстанских групп (демонстрирующий, что рок-н-ролл, если и жив, то, несмотря на происшедшие в обществе и культуре кардинальные изменения, по-прежнему существует в аквариуме), и само кино.

Фильм — об отношениях Майка Науменко (Рома Зверь — выбор самого режиссера) и только начинающего свой путь в музыку Виктора Цоя, в роли которого снялся южнокорейский актер Тео Ю. Название фильму дала одноименная песня Науменко. О фильме много писали российские СМИ: картина представляла Россию на Каннском кинофестивале-2018. Премьерного показа в Алматы ждали, ведь здесь каждый назовет и покажет место, где погиб герой Виктора Цоя в легендарной «Игле» Рашида Нугманова.

Но начало вызвало разочарование: оказалось довольно затянутым и непонятным — то ли это большой клип, то ли стилизация под документальную хронику. Все ждали, когда же начнется само действие. Некоторые мои коллеги, не вытерпев, ушли, так его и не дождавшись. Но, к счастью, действие завязалось. А затянувшаяся преамбула, как увертюра в опере, подготовила зрителя к восприятию сложного сюжета на контрасте с несколько томительным началом. К середине картины диалоги стали осмысленными и местами даже остроумными. И я поймала себя на том, что с интересом слежу за развитием сюжета. И, кажется, уже понимаю, что хотели сказать создатели фильма, и переживаю происходящие события.

Особенно впечатлил Рома Зверь, который не только сыграл Майка Науменко, но и сам пел. Кстати, жюри Каннского фестиваля присудило картине приз за лучший саундтрек. В одном из интервью Серебренников сказал, что Зверь похож на Науменко не только внешностью, но и отношением к жизни. В романтической роли жены Науменко, Натальи, снялась Ирина Старшенбаум.

Эмоциональный пик пришелся на заключительный эпизод картины, когда раскрашенный и разодетый под глэм-рокера, Цой вдруг проникновенно поет андеграундную, почти бардовскую (в хорошем смысле слова) песню «Я посадил дерево…». Никаких тебе драм-машинок за углом, бита и эстетики новой волны, подражания модным ритмам и стилям. Никакой игры в буржуазную жизнь, никакой игры… Вот поэт, а напротив — внимательные слушатели. «И больше нет ничего, все находится в нас…».

«Лето» — фильм о творчестве и умении слушать, о передаче послания от одной личности другой, об учителе и ученике, о базовом для культуры мифе о цепи преемственности. На обсуждении с Рашидом Нугмановым после просмотра картины многих молодых зрителей интересовали вопросы: Так ли все было? Похожи ли герои на свои реальные прототипы? С одной стороны, подобные вопросы говорят о некой наивности в восприятии искусства, с другой — демонстрируют потребность в живой истории, в постижении универсальных смыслов — кто мы и откуда вышли. Этих смыслов сейчас не хватает, и не только молодому поколению. Так что, если авторы картины и не преследовали цели создать документальные портреты и показать, какими были Цой, Науменко и сотоварищи в реальности, то ответить на вопросы, каким бывает поколение, а главное, каким оно должно стать, в определенном смысле им вполне удалось.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня