Нужное место

Новый транспортно-логистический центр в Шымкенте, строительство которого профинансировал Банк Развития Казахстана, будет способствовать росту объемов внешней торговли РК

Нужное место

Обработка более 600 тыс. тонн грузов в год, отгрузка тысячи паллетов в день — таковы мощности нового транспортно-логистического центра (ТЛЦ) компании Continental Logistics в Шымкенте. В мае здесь по принципу «одного окна» начали предоставлять услуги таможенного оформления грузов, в результате время выпуска одной декларации существенно сократилось и занимает теперь не сутки, а всего 30 минут.

ТЛЦ введен в эксплуатацию полгода назад. К концу 2018 года, как планируется, его складские площади будут заполнены на 80%. Для Шымкента, который находится в узловой транзитной точке страны, запуск нового крупного ТЛЦ — дополнительный импульс в развитии региона как транспортно-логистического хаба.

Управляющий директор БРК Адиль Исмагамбетов

Современный ТЛЦ построен компанией Continental Logistics Shymkent при финансовой поддержке АО «Банк Развития Казахстана» (БРК, «дочка» холдинга «Байтерек»). БРК открыл финансирование строительства ТЛЦ в январе 2017 года в рамках второй пятилетки программы индустриализации. Сумма займа со стороны банка составила 11,8 млрд тенге, срок — до 15 лет, общая стоимость проекта — 15,8 млрд тенге. Управляющий директор БРК Адиль Исмагамбетов уверен: «Профинансированный Банком Развития Казахстана проект важен с точки зрения реализации транзитного потенциала страны, трансграничного сотрудничества, прежде всего с Узбекистаном, с которым казахстанская сторона активно взаимодействует в вопросах развития торгово-экономического коридора Шымкент — Ташкент. Шымкент географически и демографически как нельзя лучше подходит для реализации подобных проектов — город-миллионник, третий по численности в Казахстане, активно растет и развивается, увеличиваются его потребности в услугах и товарах, а следовательно, складских мощностях».

Класс хранения

Новый ТЛЦ в Шымкенте соответствует требованиям, предъявляемым к складам класса «А» по международной классификации Knight Frank. Это наиболее часто используемый классификатор для складских помещений, разработанный одной из крупнейших фирм в сфере недвижимости в мире. Для объектов класса «А» он предусматривает строгие требования к архитектуре склада, расположению складов по принципу транспортной мультимодальности, к температурному режиму, безопасности, в том числе противопожарной.

Торгово-логистический центр «Шымкент» включает в себя административный корпус, контейнерный терминал, зоны таможенного контроля, сопутствующую инфраструктуру и непосредственно складские помещения, общая площадь которых составляет 34 гектара. Складские комплексы снабжены высотными ричтраками, стеллажными конструкциями, более чем пятью десятками автоматических доков: автоматизация складской обработки товаров позволяет заметно увеличить пропускную способность зоны погрузки-разгрузки — до 1000 паллет в день.

Сухой и климатический склады ТЛЦ занимают по 10,4 тыс. кв. м; в климатическом складе есть холодильная зона на 3 250 паллет, морозильная — с температурой минус 18 градусов — на 3360 паллет и зона с регулируемой газовой средой площадью 609 кв. м. Последняя используется для хранения фруктов и овощей — уменьшенное содержание кислорода и увеличенное двуокиси углерода позволяет замедлить процесс послеуборочного дозревания плодов.

На сегодняшний день на хранении в ТЛЦ находятся более 1 500 паллетов и ящиков с овощной продукцией, сахаром, мясом птицы и консервами, в том числе запасы Стабилизационного фонда Казахстана.

ТЛЦ Continental Logistics в Шымкенте оказывает не только полный комплекс логистических услуг ответственного хранения, но и дополнительные услуги, такие как подача-уборка и разгрузка железнодорожных вагонов и крупнотоннажных контейнеров, таможенное оформление, сортировка брака, инвентаризация и т.д.

Среди преимуществ нового ТЛЦ — географически выгодное расположение: в районе аэропорта, в непосредственной близости от автодороги Западная Европа — Западный Китай и железнодорожной линии. Складские терминалы ТЛЦ «Шымкент» способны принимать как железнодорожные вагоны, полувагоны, рефрижераторные секции, платформы, контейнеры, так и автомобильный транспорт всех видов — еврофуры, грузовые автомобили различной грузоподъемности, контейнеровозы, рефрижераторные фуры. При этом объект достаточно удален от населенных пунктов и работает круглосуточно — шум от погрузки-разгрузки никому не мешает.

На транзитном пути

Крупный транспортно-логистический центр, предоставляющий инфраструктуру для хранения, переработки и консолидации грузов и их таможенной очистки — крайне актуальный для Южного Казахстана и непосредственно Шымкента проект, поскольку удовлетворяет возрастающие потребности региона в инфраструктуре по обработке товарных потоков и снижает дефицит складских помещений в области. У этого дефицита есть несколько причин. Туркестанская область сейчас развивается как транспортно-логистический хаб, становясь своего рода южными воротами Казахстана в международной торговле. Только за прошлый год заметно вырос объем взаимной торговли республики с Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном (см. график 1).

Строительство транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай позволило обеспечить и в целом более активное взаимодействие международной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной Азии и Европы. В Туркестанской области и Шымкенте растут объемы грузоперевозок и грузооборот (см. график 2), на эти показатели влияют и более чем двухмиллионный потребительский рынок, и, что нужно отдельно отметить, увеличение объемов сельхозпроизводства в регионе: регион остается основным производителем плодоовощной продукции страны.

Современные логистические центры, где такая продукция хранится с минимальными потерями, позволяют стабилизировать цены на основные продукты питания собственного производства на внутреннем рынке в межсезонье, а также организовывать оптимальные логистические маршруты для транспортировки продовольственной продукции, произведенной в Туркестанской области и в Шымкенте, и в регионы Казахстана, и на внешние рынки.

В новом ТЛЦ «Шымкент» компания Continental Logistics использует систему Cross Docking — мультимодальной услуги, исключающей простой грузов на складах. Это актуальное предложение для грузоотправителей региона, работающих со скоропортящейся продукцией, ведь именно через Туркестанскую область в больших объемах поставляют овощи и фрукты из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана в Россию, и не только.

Сейчас ТЛЦ выступает точкой оказания услуг по таможенному оформлению и хранению товаров, поступающих в Туркестанскую область, в том числе транзитом из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана в Россию и в обратном направлении. Для дальнейшего развития торгово-экономического коридора Шымкент—Ташкент планируется создание казахстанско-узбекского транспортно-логистического совместного предприятия. Предполагается, что в рамках работы данного СП будет, например, организован «зеленый коридор» для грузового транспорта, который обслуживается в логистических центрах обоих государств. Ожидаемый объем перевозок по «зеленому коридору» — 250–400 тыс. тонн в год.

Стратегически важный объект

Создание ТЛЦ «Шымкент» — сильная база для дальнейшего развития складской логистики как в регионе, так и в целом в РК. ТЛЦ «Шымкент» уже сейчас обслуживает транзитные грузопотоки, взяв на себя функции по распределению импортируемых и консолидации экспортных грузов, обеспечивает таможенную зону и т.д. Благодаря приграничному расположению новый торгово-логистический центр в Шымкенте можно смело назвать не просто казахстанским логистическим хабом, но международным, связывающим товарные потоки север—юг и восток—запад.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня