Включающее искусство

Алматинские театры реализуют социально значимые — инклюзивные и интерактивные проекты

Относительно недавно в нашем городе, преимущественно в центре, при государственных учреждениях появились пандусы, специальные переходы, подъемники и светофоры. Несмотря на это, мы по-прежнему почти не видим в общественных местах людей с ограниченными возможностями. Как считает казахстанская журналистка Гульнара Бажкенова, презентовавшая недавно книгу «Только не говорите, это слишком» об инклюзивном образовании в жанре сторителлинг, мы не видим этих людей, потому что у нас нет специальной среды. «Это действительно очень сложная инфраструктура. У нас есть какие-то ее элементы, но так, чтобы такой человек свободно мог передвигаться из дома в нужном ему направлении, такого пока нет», — говорит она. Но инклюзивная социальная среда подразумевает не только комфортную городскую инфраструктуру, но и доступ к образованию и культуре.

Уроки чтения

Согласно официальной статистике в нашей стране проживает более 150 тыс. детей с особыми потребностями. У большинства из них нет доступа к инклюзивному образованию. Они живут и учатся в специализированных интернатах. «Инклюзивные школьные группы, которые начали внедрять с 2014 года, пока реально действуют только в Астане и Алматы. Инклюзивный подход предполагает, что каждый учитель обычной школы должен быть готов к тому, что у него в классе будут особенные дети. Он должен уметь обучать таких детей, а школа должна быть готова их принять», — уверена Гульнара. Она подчеркнула, что в процессе работы над книгой поняла: дети, обучающиеся в инклюзивных классах вместе со своими ровесниками с ограниченными возможностями, становятся гуманнее, внимательнее, добрее, они понимают, что в мире могут быть другие люди, не такие, как они.

Задача «ПИК» — научить разных детей взаимодействовать и сделать их равноправными

Участники специальных проектов, действующих на различных театральных платформах, уверены, что люди со специальными потребностями могут стать полноправными членами общества и дать обычным гражданам что-то особенное, чего им, возможно, не хватает. Одна из таких платформ — театр «ARTиШОК», где недавно состоялся TEEN-ридинг — читка отрывков из книги, написанной участниками подростковой инклюзивной команды (ПИК) по инициативе Центра социальных инклюзивных программ. ПИК — проект, в котором обычные алматинские подростки и их сверстники с особенностями развития строят общество будущего, в котором все равны. Участники ПИК подготовили к изданию сборник рассказов, очерков и сказок, которые объединены общей темой — контакт. Все авторы год обучались на курсе «Легкописание» писательницы Светланы Поздняковой. Как волонтер она занималась с инклюзивной командой, чтобы помочь подросткам точно и грамотно формулировать свои мысли. Рассказы из сборника публике представили не только участники ПИК, но и актеры «ARTиШОКа». Еще одна задача ридинга — привлечь внимание к краудфандинговому проекту по сбору средств на издание самой книги.

Полноценный продукт

Другой проект на базе «ARTиШОКа» направлен на создание инклюзивного спектакля с участием актеров с ментальными особенностями в возрасте от 22 до 33 лет. Как рассказала куратор по связям с общественностью Ольга Малышева, идея инклюзивного театра возникла в 2015 году. «Тогда вместе с будущим директором проекта “Действие буквально” Ольгой Султановой мы поехали в Санкт-Петербург, где увидели инклюзивный спектакль «Язык птиц» и познакомились с его режиссером Борисом Павловичем, руководителем пространства «Квартира». Он сотрудничает с центром, занимающимся адаптацией взрослых аутистов к обычной жизни. В итоге Борис стал куратором алматинского проекта, в феврале прошлого года он приехал в Алматы и провел первый инклюзивный мастер-класс для наших артистов и ребят с особенностями. Мастер-класс посетила режиссер из Семея, руководитель театра «Четвертая стена» Инна Семененко. Сейчас она развивает инклюзивный театр в своем городе. В Семее уже поставили первый инклюзивный спектакль», — пояснила она.

В декабре 2017‑го «ARTиШОК» провел лабораторию, которая была рассчитана на людей с нарушениями слуха и зрения. Были приглашены российские педагоги из Москвы и Нижнего Новгорода. Затем театр решил вернуться к работе с людьми с ментальными особенностями и собрал труппу, в которую вошли девять особенных ребят — два аутиста и семеро с синдромом Дауна, а также профессиональные артисты. В феврале прошлого года они начали заниматься с Борисом Павловичем. Он курировал всю лабораторию с февраля по май и приглашал разных педагогов по пластике и музыке. «Каждый день мы собирались на трехчасовой интенсив и по итогам создавали перформанс для зрителей на основе упражнений, которым он нас обучил. Мы провели уже три перформанса, и сейчас лаборатория оказалась в свободном плавании. За это время выросли два своих педагога: Елена Вовнова, курирующая особенных ребят, и Катерина Дзвоник, которая работает с обычными актерами инклюзивной труппы. Они продолжают встречаться, проводят тренинги для родителей ребят с особыми потребностями, чтобы объяснить, что происходит с их детьми», — поделилась Ольга Малышева.

Участником перформанса «Однажды в городе» может стать любой желающий

Труппа планирует работать весь июнь. В этом месяце проект примет участие в конференции GoViral, на которой представит перформанс. 21 июня состоится закрытие сезона. Если все будет в порядке со спонсорской помощью (проект поддерживает фонд Сорос Казахстан), то тренинги продолжатся уже в августе. В течение 2019 года инклюзивная труппа планирует выпустить свой первый спектакль. У театра нет цели вывести особенных людей на новый уровень жизни, это не благотворительность и не терапия, подчеркивает куратор. Его задача — поставить участников в одинаковые условия и сделать полноценный театральный продукт сообща. Это достигается специальной методикой и упражнениями.

Потребность во взаимодействии

Инклюзия касается не только людей с ограниченными возможностями, или, как мы называем их по старинке, инвалидов. Особые потребности возникают и у здоровых с виду людей, которым зачастую не хватает внимания, общения и социального взаимодействия. Сделать жителей дома, квартала, района более активными, способствовать диагностике и решению проблем горожан призван культурно-социальный проект «Театр соседей», направленный на развитие нецентральных районов Алматы. Второй год его поддерживает фонд Сорос-Казахстан. Проект разработал и реализует алматинский плейбек-театр «И.Л.И». Как рассказала автор проекта «Театр соседей» Алеся Нугаева, Тастак — типичный окраинный спальный район, где практически нет культурных мест: «Мы решили это изменить и создать собственную сцену, строили ее вместе с жителями девять месяцев. У людей есть потребность в общении. Общественное пространство должно давать людям возможность видеть друг друга, общаться, заниматься чем-то вместе».

Актеры занимаются преображением алматинских дворов вместе с жителями и детьми

По словам актера театра «И.Л.И.», преподавателя актерской импровизации в «Театре соседей» Родиона Другова, театр создан для того, чтобы жители могли поделиться событиями, которые происходят в их дворе. «Они не обязательно должны быть положительными, вдруг кто-то чем-то недоволен… Плейбек формирует готовность слушать. Обычно зрители внутренне закрыты и, как правило, начинают со смешных историй. Ведь легче поделиться шуткой, чем чем-то серьезным. Сейчас наш зритель эволюционировал: смешные истории уступают место проблемным, драматическим. Например, рассказы о долгой болезни и непрофессионализме врачей, расставании с любимым человеком или увольнении с работы. Постепенно люди начинают доверять, и понимаешь, что театр способен работать как терапия. Люди выговариваются и готовы слушать о проблемах других. Возникает эффект цепной реакции, когда одна история рождает другую», — делится Родион.

Приятие другого — важная категория человеческого взаимодействия и общежития. Постепенно границы между людьми стираются и истории становятся социально значимыми, когда они не просто звучат, а оказываются сыгранными на сцене. В этом магия плейбека.

С помощью искусства можно преодолеть психологические проблемы общества: отчужденность, равнодушие, потребительство, считает координатор проекта «Театр соседей» Алеся Нугаева. «Потребительство, болезнь современного мира превращает горожан в равнодушных “городских пассажиров”: город для них чужой, своя территория заканчивается за порогом. Только творчество способно преодолеть потребительство и вернуть людям для начала хотя бы свой собственный двор», — говорит она.

Театр готов поделиться технологиями работы с коллегами и жителями других районов, которые хотели бы создать свою площадку. «Каждую субботу, с трех до шести, на нашей сцене мы проводим репетиции с новыми участниками труппы. Планируем трехсторонние встречи с участием горожан, акимата и нас, организаторов, чтобы понять, какие социальные проблемы необходимо решать сообща. По средам будут вестись мастер-классы от местных жителей, тех, кто готов поделиться знаниями», — пояснила арт-менеджер театра «И.Л.И.» и куратор проекта «Театр соседей» Евгения Абкеева. Программа «Театра соседей» рассчитана на летнее время, поскольку площадка расположена под открытым небом. В этом году организаторы проекта хотят закрепить результаты и подготовить инструкции для тех, кто захочет попробовать данный формат.

Статьи по теме:
Культура

Искусство быть понятым

Важные культурные события Алматы остаются незамеченными широкой аудиторией из-за отсутствия рекламы либо сильно проигрывают по причине плохой организации

Тема недели

Преемникам здесь не место

Операция «Преемник» в Кыргызстане провалилась, но благодаря этому политическая система страны может обрести большую устойчивость

Политика

Без права на протест

Власть не готова расширить право на мирные собрания, а граждане не видят в мирных собраниях действенный инструмент коммуникации и давления

Международный бизнес

Отдать швартовы

Мировая круизная индустрия стабильно растет