Включающее искусство

Алматинские театры реализуют социально значимые — инклюзивные и интерактивные проекты

Относительно недавно в нашем городе, преимущественно в центре, при государственных учреждениях появились пандусы, специальные переходы, подъемники и светофоры. Несмотря на это, мы по-прежнему почти не видим в общественных местах людей с ограниченными возможностями. Как считает казахстанская журналистка Гульнара Бажкенова, презентовавшая недавно книгу «Только не говорите, это слишком» об инклюзивном образовании в жанре сторителлинг, мы не видим этих людей, потому что у нас нет специальной среды. «Это действительно очень сложная инфраструктура. У нас есть какие-то ее элементы, но так, чтобы такой человек свободно мог передвигаться из дома в нужном ему направлении, такого пока нет», — говорит она. Но инклюзивная социальная среда подразумевает не только комфортную городскую инфраструктуру, но и доступ к образованию и культуре.

Уроки чтения

Согласно официальной статистике в нашей стране проживает более 150 тыс. детей с особыми потребностями. У большинства из них нет доступа к инклюзивному образованию. Они живут и учатся в специализированных интернатах. «Инклюзивные школьные группы, которые начали внедрять с 2014 года, пока реально действуют только в Астане и Алматы. Инклюзивный подход предполагает, что каждый учитель обычной школы должен быть готов к тому, что у него в классе будут особенные дети. Он должен уметь обучать таких детей, а школа должна быть готова их принять», — уверена Гульнара. Она подчеркнула, что в процессе работы над книгой поняла: дети, обучающиеся в инклюзивных классах вместе со своими ровесниками с ограниченными возможностями, становятся гуманнее, внимательнее, добрее, они понимают, что в мире могут быть другие люди, не такие, как они.

Задача «ПИК» — научить разных детей взаимодействовать и сделать их равноправными

Участники специальных проектов, действующих на различных театральных платформах, уверены, что люди со специальными потребностями могут стать полноправными членами общества и дать обычным гражданам что-то особенное, чего им, возможно, не хватает. Одна из таких платформ — театр «ARTиШОК», где недавно состоялся TEEN-ридинг — читка отрывков из книги, написанной участниками подростковой инклюзивной команды (ПИК) по инициативе Центра социальных инклюзивных программ. ПИК — проект, в котором обычные алматинские подростки и их сверстники с особенностями развития строят общество будущего, в котором все равны. Участники ПИК подготовили к изданию сборник рассказов, очерков и сказок, которые объединены общей темой — контакт. Все авторы год обучались на курсе «Легкописание» писательницы Светланы Поздняковой. Как волонтер она занималась с инклюзивной командой, чтобы помочь подросткам точно и грамотно формулировать свои мысли. Рассказы из сборника публике представили не только участники ПИК, но и актеры «ARTиШОКа». Еще одна задача ридинга — привлечь внимание к краудфандинговому проекту по сбору средств на издание самой книги.

Полноценный продукт

Другой проект на базе «ARTиШОКа» направлен на создание инклюзивного спектакля с участием актеров с ментальными особенностями в возрасте от 22 до 33 лет. Как рассказала куратор по связям с общественностью Ольга Малышева, идея инклюзивного театра возникла в 2015 году. «Тогда вместе с будущим директором проекта “Действие буквально” Ольгой Султановой мы поехали в Санкт-Петербург, где увидели инклюзивный спектакль «Язык птиц» и познакомились с его режиссером Борисом Павловичем, руководителем пространства «Квартира». Он сотрудничает с центром, занимающимся адаптацией взрослых аутистов к обычной жизни. В итоге Борис стал куратором алматинского проекта, в феврале прошлого года он приехал в Алматы и провел первый инклюзивный мастер-класс для наших артистов и ребят с особенностями. Мастер-класс посетила режиссер из Семея, руководитель театра «Четвертая стена» Инна Семененко. Сейчас она развивает инклюзивный театр в своем городе. В Семее уже поставили первый инклюзивный спектакль», — пояснила она.

В декабре 2017‑го «ARTиШОК» провел лабораторию, которая была рассчитана на людей с нарушениями слуха и зрения. Были приглашены российские педагоги из Москвы и Нижнего Новгорода. Затем театр решил вернуться к работе с людьми с ментальными особенностями и собрал труппу, в которую вошли девять особенных ребят — два аутиста и семеро с синдромом Дауна, а также профессиональные артисты. В феврале прошлого года они начали заниматься с Борисом Павловичем. Он курировал всю лабораторию с февраля по май и приглашал разных педагогов по пластике и музыке. «Каждый день мы собирались на трехчасовой интенсив и по итогам создавали перформанс для зрителей на основе упражнений, которым он нас обучил. Мы провели уже три перформанса, и сейчас лаборатория оказалась в свободном плавании. За это время выросли два своих педагога: Елена Вовнова, курирующая особенных ребят, и Катерина Дзвоник, которая работает с обычными актерами инклюзивной труппы. Они продолжают встречаться, проводят тренинги для родителей ребят с особыми потребностями, чтобы объяснить, что происходит с их детьми», — поделилась Ольга Малышева.

Участником перформанса «Однажды в городе» может стать любой желающий

Труппа планирует работать весь июнь. В этом месяце проект примет участие в конференции GoViral, на которой представит перформанс. 21 июня состоится закрытие сезона. Если все будет в порядке со спонсорской помощью (проект поддерживает фонд Сорос Казахстан), то тренинги продолжатся уже в августе. В течение 2019 года инклюзивная труппа планирует выпустить свой первый спектакль. У театра нет цели вывести особенных людей на новый уровень жизни, это не благотворительность и не терапия, подчеркивает куратор. Его задача — поставить участников в одинаковые условия и сделать полноценный театральный продукт сообща. Это достигается специальной методикой и упражнениями.

Потребность во взаимодействии

Инклюзия касается не только людей с ограниченными возможностями, или, как мы называем их по старинке, инвалидов. Особые потребности возникают и у здоровых с виду людей, которым зачастую не хватает внимания, общения и социального взаимодействия. Сделать жителей дома, квартала, района более активными, способствовать диагностике и решению проблем горожан призван культурно-социальный проект «Театр соседей», направленный на развитие нецентральных районов Алматы. Второй год его поддерживает фонд Сорос-Казахстан. Проект разработал и реализует алматинский плейбек-театр «И.Л.И». Как рассказала автор проекта «Театр соседей» Алеся Нугаева, Тастак — типичный окраинный спальный район, где практически нет культурных мест: «Мы решили это изменить и создать собственную сцену, строили ее вместе с жителями девять месяцев. У людей есть потребность в общении. Общественное пространство должно давать людям возможность видеть друг друга, общаться, заниматься чем-то вместе».

Актеры занимаются преображением алматинских дворов вместе с жителями и детьми

По словам актера театра «И.Л.И.», преподавателя актерской импровизации в «Театре соседей» Родиона Другова, театр создан для того, чтобы жители могли поделиться событиями, которые происходят в их дворе. «Они не обязательно должны быть положительными, вдруг кто-то чем-то недоволен… Плейбек формирует готовность слушать. Обычно зрители внутренне закрыты и, как правило, начинают со смешных историй. Ведь легче поделиться шуткой, чем чем-то серьезным. Сейчас наш зритель эволюционировал: смешные истории уступают место проблемным, драматическим. Например, рассказы о долгой болезни и непрофессионализме врачей, расставании с любимым человеком или увольнении с работы. Постепенно люди начинают доверять, и понимаешь, что театр способен работать как терапия. Люди выговариваются и готовы слушать о проблемах других. Возникает эффект цепной реакции, когда одна история рождает другую», — делится Родион.

Приятие другого — важная категория человеческого взаимодействия и общежития. Постепенно границы между людьми стираются и истории становятся социально значимыми, когда они не просто звучат, а оказываются сыгранными на сцене. В этом магия плейбека.

С помощью искусства можно преодолеть психологические проблемы общества: отчужденность, равнодушие, потребительство, считает координатор проекта «Театр соседей» Алеся Нугаева. «Потребительство, болезнь современного мира превращает горожан в равнодушных “городских пассажиров”: город для них чужой, своя территория заканчивается за порогом. Только творчество способно преодолеть потребительство и вернуть людям для начала хотя бы свой собственный двор», — говорит она.

Театр готов поделиться технологиями работы с коллегами и жителями других районов, которые хотели бы создать свою площадку. «Каждую субботу, с трех до шести, на нашей сцене мы проводим репетиции с новыми участниками труппы. Планируем трехсторонние встречи с участием горожан, акимата и нас, организаторов, чтобы понять, какие социальные проблемы необходимо решать сообща. По средам будут вестись мастер-классы от местных жителей, тех, кто готов поделиться знаниями», — пояснила арт-менеджер театра «И.Л.И.» и куратор проекта «Театр соседей» Евгения Абкеева. Программа «Театра соседей» рассчитана на летнее время, поскольку площадка расположена под открытым небом. В этом году организаторы проекта хотят закрепить результаты и подготовить инструкции для тех, кто захочет попробовать данный формат.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня