Ангелу в помощь

На пути к успеху бизнес-ангелу важно избежать ошибок, которые совершают непрофессиональные инвесторы

Полноценное развитие венчурного рынка отдельно взятого региона невозможно без налаженного механизма инвестиционного лифта: стартапы на самой ранней стадии — идеи или первого прототипа — нуждаются в поддержке инвесторов, которые не боятся рисковать. Первыми чаще всего рискованные эксперименты технологических предпринимателей готовы поддержать представители знаменитой триады Friends, Family and Fools. Но ни средств, ни экспертизы инвесторов этой группы обычно не хватает для необходимого темпа развития инновационного проекта.

Войти в начало

Для того чтобы проект дожил до стадии, когда на него обратят внимание посевные фонды, которым он сможет представить первоначальную версию продукта, финансовую модель и стратегию развития, необходимо дополнительное финансирование. Так называемую «долину смерти» — этап запуска продукта и раннего роста — по классической схеме обеспечивают стартапам частные венчурные инвесторы, известные как бизнес-ангелы. Они предлагают основателям «умные деньги»: не просто финансовые средства, но и экспертизу, связи, свой профессиональный предпринимательский или управленческий опыт. Делая вложения в самый нестабильный период для проекта (предпосевная и посевная стадии), они, с другой стороны, могут рассчитывать на значительную прибыль в случае успешного развития проекта и продажи доли на поздних стадиях крупным игрокам, венчурным фондам или корпорациям.

Большинство бизнес-ангелов — это категория непрофессиональных инвесторов, которые лишь часть своего времени посвящают венчурному инвестированию. В США таких инвесторов больше 200 тыс., они ежегодно вкладывают примерно 25 млрд долларов и заключают более 71 тыс. сделок. В России, по разным оценкам, их насчитывается от нескольких сотен до нескольких тысяч. В Казахстане этот сегмент только начинает формироваться, в открытых источниках говорится, что на рынке действует не более десяти активных частных венчурных инвесторов. По данным Ассоциации бизнес-ангелов Казахстана (создана в 2017 году при поддержке Клуба молодых предпринимателей MOST, присоединившегося к Европейской ассоциации бизнес-ангелов EBAN), ее членами являются 30 человек. Интерес к технологическим проектам со стороны частных лиц растет, и, чтобы избежать разочарования и финансовых потерь, следует помнить об основных ошибках, которые совершают начинающие бизнес-ангелы.

Меньше слов — больше дела

Новичкам легко почувствовать себя героями сериала «Силиконовая долина»: непонятные термины, впечатляющие графики роста, красивые презентации основателей, в которых они называют свой проект «новым Uber/What’sApp/Instagram» и далее по списку. Неопытный бизнес-ангел может запросто попасть под обаяние молодых предпринимателей, постесняться задать максимум вопросов, которые позволят ему разобраться в технологии и ключевых преимуществах проекта перед конкурентами, и вложиться «не глядя».

Успешная команда с самого начала знает,куда идет: планирует ли продать продукт стратегу через несколько лет или занять определенную долю рынка как лидерв своем сегменте

Не стоит бояться показаться некомпетентным и слишком надеяться на подкованность команды, разработавшей технологию. Даже самые состоятельные и опытные бизнес-ангелы, работающие на глобальном рынке, не стесняются въедливо разбираться в очевидных на первый взгляд вопросах, ведь, в отличие от венчурного фонда, у частного инвестора нет штата аналитиков, которые помогут изучить рынок, его объем и потенциальный спрос на новый продукт. Ваша задача — максимально погрузиться в детали и принять взвешенное решение, не поддаваясь эмоциям.

Часто опытным предпринимателям, которые, заработав капиталы, начинают инвестировать в стартапы, хочется максимально погрузиться в операционную деятельность команды и раздавать указания по всем направлениям работы. «Умные деньги» не про это, ведь, инвестируя в проект, ангел изначально выражает свое доверие и поддержку фаундерам и их компетенциям. «Если я могу сам реализовать эту идею, зачем давать деньги кому-то, чтобы это сделать?» — самый правильный вопрос, который следует задать себе, перед тем как вкладывать деньги.

Работать за команду — неблагодарное занятие, но вовремя обратить внимание на отставание по KPI, проблемы в команде или неудачное тактическое решение, безусловно, стоит. Ваш экспертный совет или связи могут помочь гораздо больше, чем попытка полностью управлять процессом. Стартап, который сосредоточен не на росте, а на том, как оправдать надежды инвестора, вряд ли поможет вам заработать.

Один в поле не воин

Заходить в свои первые сделки одному не стоит — сегодня на рынке существует много проверенных инструментов, которые позволяют присоединиться к более опытным игрокам и повысить эффективность своего портфеля. По данным Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА) России, 80% сделок на рынке совершается группами инвесторов, это позволяет снизить риски, увеличить чек для стартапа, обеспечивая ему быстрый рост.

Доверять стоит в первую очередь тем группам и сообществам инвесторов, которые заходят в сделку с вами, а не просто продают ее и получают процент от стартапа. Надежными партнерами могут стать синдикаты — объединения частных инвесторов, чаще всего в них есть lead investor, ведущий сделку. С клубами и акселераторами, которые как витрина предлагают проекты, но сами не инвестируют, лучше быть настороже.

Самый безопасный и удобный вариант — инвестировать совместно с венчурным фондом, клубом или акселератором, которые уже входят в проект. Это гарантия, что команда опытных инвесторов провела due diligence (комплексный анализ и рисковую оценку бизнеса) и что вы получите профессиональную поддержку профильных юристов.

Брать контрольный пакет акций бизнес-ангелу не стоит, тут венчурный рынок отличается от реального сектора. Это демотивирует команду и уже больше похоже на покупку компании, чем на посевную инвестицию. При последующих раундах доля основателей будет размываться еще больше, а им это невыгодно. Такое положение дел в captable (таблице капитализации) может отпугнуть и инвесторов новых раундов. В среднем ангел берет от 2 до 10% компании и получает место в совете директоров.

Начинающему бизнес-ангелу следует твердо усвоить, что венчурная инвестиция — это не кредит. Юридическое структурирование сделки — отдельный вопрос, к изучению которого нужно подойти очень внимательно. Тем не менее важно понимать: это не заем, ждать возврата в условленный срок с фиксированным процентом бизнес-ангел не может. Венчурный цикл дольше и сложнее — возможность продать свою долю может появиться через несколько месяцев, а может, через несколько нет.

С одной стороны, у кредитования есть свои плюсы: компания обязана вернуть долг заемщику. Покупка же доли не гарантирует возврат инвестиций, но дает контроль над управлением компании. Обратите внимание на устав: постарайтесь прописать в нем условие, по которому все основные решения принимаются всеми акционерами единогласно. Не лишним будет подписать корпоративный договор и обозначить в нем вопросы, обязательные для согласования с ангелом.

В поисках «единорога»

Как мы уже выяснили, венчур — это игра вдолгую. Рассчитывать на успех единственной инвестиции неправильно: считается, что из десяти три портфельных стартапа умирают, три выходят в ноль, три приносят прибыль и лишь один становится сверхдоходным. Найти заветного «единорога» — компанию, стоимость которой достигнет миллиарда долларов, — с первого раза вряд ли получится. Бизнес-ангел должен быть готов к тому, что успех ему обеспечит только портфель. Не стоит второпях инвестировать в несколько стартапов одновременно, дайте себе время на погружение в тему, но и затягивать не стоит: ориентируйтесь на 5–10 инвестиций в течение нескольких месяцев–года, которые вы сможете «упаковать» в свой первый портфель, и затем следить за его ростом.

«Одна идея ничего не стоит» — цитата, под которой подпишутся все венчурные инвесторы мира. Если бизнес-ангелу не нравится команда, но он готов инвестировать в идею, которую считает стоящей, он находится на пороге совершения своей самой главной ошибки. Идеи, которые некому воплощать, обречены на провал, в то же время грамотная профессиональная команда, в которой закрыты все основные компетенции (продуктовая, технологическая, маркетинговая), способна быстро решать проблемы и выжить в условиях меняющегося рынка.

Зачастую крупные компании покупают небольшие стартапы, чтобы заполучить звездную команду и построить с ней новый проект. Более того, на Западе нет предубеждения к основателям, имеющим неудачный опыт в одном из своих проектов: серийный предприниматель способен на многое, ведь обстоятельства порой бывают непредсказуемы. Если через полгода после запуска проинвестированного бизнес-ангелом проекта на рынок с тем же продуктом решит выйти корпорация масштаба Google или Amazon, шансы на успех первого равны нулю. Но тот же корпоративный игрок может купить зарекомендовавшую себя команду, чтобы получить их наработки и экспертизу, что может стать точкой выхода из проекта для ангела и также принести многократный возврат вложенных средств.

Знать заранее, как выйти

Если у основателей бизнеса нет стратегии выхода, это первый красный флажок, на который бизнес-ангел должен обратить внимание. Когда стартапер говорит, что планирует запуститься и дальше развиваться «по ситуации», скорее всего, фаундеры плохо знают рынок, на который выходят. Успешная команда с самого начала знает, куда идет: планирует ли продать продукт стратегу через несколько лет или занять определенную долю рынка как лидер в своем сегменте.

Не исключено, что в процессе работы продукт ждет пивот (изменения ключевых элементов бизнес-модели), тогда стратегия выхода изменится. Но на каждом этапе развития у основателей должны быть рабочие гипотезы на это счет.

*Директор по развитию венчурного фонда AltaIR Capital и клуба инвесторов AltaClub.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня