Стратегия на выход

Либерализация экономических отношений, возможно, поможет казахстанскому бизнесу активнее выходить на внешние рынки

Стратегия на выход

Тактика по интеграции Казахстана в глобальный рынок — то, что беспокоит казахстанское правительство все больше и больше. Мы достаточно интегрированы в международный рынок, но не настолько сильно, как хотелось бы. Сейчас роль Казахстана в международном разделении труда сводится к поставке на мировые рынки минерального сырья, металлов и зерна. На полученную валюту мы ввозим автомобили, электронику и высокотехнологичное оборудование, необходимое для проводимой в стране индустриализации. Иначе говоря, мы импортируем всю сложную продукцию, для производства которой нужны ноу-хау и высокий человеческий капитал. Казахстан, увы, пока такими производственными факторами обладает не в полной мере.

Республика в своей экономической истории, если писать ее нарратив большими мазками, прошла несколько стадий. Первая пришлась на 1990‑е, когда после развала Союза мы пытались создавать собственную экономику. Вторая стадия развития связана с ростом цен на нефть в начале нулевых, что позволило РК стать страной со средними доходами. Мировой экономический кризис и падение нефтяных котировок обострили дискуссию о качественной перестройке экономики и переходе с нынешнего вывоза сырья на диверсификацию экспорта, в первую очередь несырьевого. Пока эта стадия только начала разворачиваться: сейчас полным ходом идет обсуждение того, как это сделать.

Разными дорогами на экспорт

Есть два пути на мировой рынок. Первый, когда местный производитель встраивается в глобальную цепочку добавленной стоимости какой-нибудь мировой компании. Глава Boston Consulting Group в Казахстане Сергей Перапечка на круглом столе «Третья модернизация Казахстана. Как интегрироваться в новые рынки?», прошедшем во время Астанинского экономического форума-2018 (АЭФ-2018), подчеркнул, что не так-то просто встроиться в глобальную цепочку добавленной стоимости, поскольку пул поставщиков деталей и полуфабрикатов давно сформирован. Чтобы вытеснить из этой цепочки какого-нибудь поставщика, нужно предложить эксклюзивную продуктовую линейку по приемлемой цене.

Второй путь — казахстанская компания производит конечную продукцию, которая стала бы востребованной на внешних рынках. Но тут также существуют свои барьеры — фирма либо должна обладать ноу-хау, которое позволит ей предложить уникальный товар, либо она должна значительно снизить себестоимость своей продукции, а это достигается за счет эффекта от масштаба. Казахстан — огромная страна по территории, но маленькая по объему внутреннего рынка, поэтому достичь эффекта от масштаба крайне сложно.

Кроме субъективных ограничителей, существуют еще объективные — недостаточный объем финансовой поддержки наших экспортеров. Как указано в Национальной экспортной стратегии РК на 2018–2022 годы, отношение объема выделенных госсредств на поддержку экспорта в развитых Канаде и Германии в 2015 году составило 5,3% и 1,4%, в развивающемся Китае — 4,4%, в нефтедобывающей Норвегии — 1,1%, а в Казахстане — 0,23%. Правда, планируется довести этот показатель до 1%, что, опять же, несопоставимо с мировыми показателями.

Заместитель председателя правления Kazakh Invest Марат Биримжан, участвовавший в названном круглом столе, считает, что казахстанскому бизнесу следует идти по первому пути: встраиваться в глобальную цепочку добавленной стоимости. Поскольку, как он заявил, около 70% международной торговли осуществляется между транснациональными корпорациями, их подразделениями, действующими в разных отраслях.

Выход на новые рынки ему видится в локализации транснациональными корпорациями производства в Казахстане. «Сотрудничество с международной компанией позволит получить не только инвестиции, знания, опыт, какие-то управленческие навыки, но и доступ на новые рынки», — заявил г-н Биримжан. В качестве примера он привел международную нефтехимическую компанию Borealis, которая инвестирует в строительство проекта по производству полиэтилена в Атырауской области. «Borealis будет закупать нефтехимическую продукцию от казахстанской KLPE. Таким образом, мы получим доступ на рынки и станем более успешными, чем если бы выходили на внешние рынки в одиночку как казахстанская компания», — полагает Марат Биримжан.

Кейс на местной почве

Впрочем, существуют и другие кейсы того, как средние и небольшие казахстанские компании пробили себе дорогу на внешние рынки. Конечно же, эти кейсы в какой-то мере исключение из правил, но история их успеха требует пристального изучения.

Expert Kazakhstan писал о биотехнологической фабрике Lotus Organics, специализирующейся на выращивании микроводорослей. Предприятие отгружает всю продукцию швейцарской фармацевтической компании. Ноу-хау, которым обладает Lotus Organics, позволяет фабрике выращивать микроводоросли высокого качества и, главное, по конкурентной цене. Расходы на логистику — головная боль казахстанских предпринимателей — у компании незначительные, поскольку микроводоросли не занимают много места при транспортировке. Как удалось Lotus Organics стать поставщиком BioTeknistik? Основатель компании смог уговорить двух ученых — обладателей ноу-хау — приехать в Казахстан, предложив приемлемую для них долю в проекте и возможность воплощения своих идей.

Другой успешный кейс: швейная фабрика «АГФ Групп». Она шьет домашний текстиль для российских магазинов IKEA. Компания оказалась в числе поставщиков известного международного производителя за счет качества своей продукции (опыт и навыки для производства качественной продукции накапливались более чем 10 лет), налоговых и иных преференций, предоставляемых специальной экономической зоной в Шымкенте, и беспошлинной территории ЕАЭС.

Алматинский вентиляторный завод (АВЗ) — машиностроительная компания, выросшая из гаражного производства в ключевого поставщика вентиляторного оборудования на казахстанском рынке. Сделать это удалось благодаря конструкторскому таланту ее основателя. Качество и низкая цена позволили АВЗ сначала захватить большую долю внутреннего рынка, после чего компании поступило предложение от южнокорейской LG поставлять центральные кондиционеры южнокорейских систем кондиционирования, импортируемых в РК. Дальнейшее сотрудничество привело к тому, что АВЗ как поставщик деталей для LG вышел за пределы РК. Теперь, когда у АВЗ наработан управленческий и производственный опыт, компания выходит на рынки РФ.

Рынок укажет правильную дорогу

Чему учат кейсы трех успешных казахстанских компаний? Они добились успеха, потому что государство на какой-то стадии оказало им косвенную поддержку. Например, АВЗ. Компания построила современную производственную базу в Алматинской области, поскольку местная власть обеспечила бесплатное подключение к электрической подстанции. Цена домашнего текстиля «АГФ Групп» конкурентная из-за налоговых преференций, предоставляемых СЭЗ.

Однако главная составляющая их успеха — они закалялись в конкурентной среде. Кстати, если свести к краткой формуле рекомендации участников круглого стола о том, как Казахстану интегрироваться в новые рынки, то они звучат довольно либерально — необходимо снижать государственное влияние в экономике.

Государство объявило вторую волну приватизации, чтобы уменьшить свое влияние на экономику. Планируется передать в частный сектор свыше 850 активов, в их числе объекты республиканского и коммунальной собственности, подразделения нацхолдингов и нацкомпаний. Власть активно приглашает зарубежных инвесторов принять участие во второй волне приватизации. Интерес иностранных инвесторов к казахстанским активам, полагают в правительстве, позволит казахстанскому бизнесу активнее выходить на новые рынки.

На круглом столе присутствовали инвестиционные банкиры, которые, по сути, транслировали мнение иностранных инвесторов. И они не постеснялись указать на ограничения, которые мешают приходу зарубежных инвесторов в РК.

Главный советник председателя BNP Paribas, банкир Доминик Меню, много раз рассматривавший инвестиционные проекты в Казахстане с начала 1990‑х, говорит следующее: «Казахстанские банки находятся в руках ограниченного круга лиц, что создает проблему в контексте конкуренции. Поскольку, если иностранный инвестор захочет зайти в страну, то столкнется с такой ситуацией, что необходимо будет работать с банком, который принадлежит его конкуренту». «Защита прав собственности — то, что нужно инвесторам. То, что нравится монополистам, не всегда нравится инвесторам», — подчеркивает Шантаянан Девараджан, старший директор по экономике развития Всемирного банка.

Умберто Дель Панта, управляющий советник Европейского инвестиционного банка, говорит, что иностранные инвесторы готовы вкладываться в развивающиеся рынки, но существуют ограничения на оптимизацию персонала в крупных промышленных объектах. В качестве аргумента он привел четвертую промышленную революцию, предполагающую более широкое использование роботов вместо людей.

Увеличение роли рынка, по мнению профессора Колумбийского университета Хавьера Сала-и-Мартина, окажет позитивное влияние в долгосрочной перспективе: «Мы находимся в центре технологической революции, и если предыдущие промышленные революции привели к замене человека машиной, то Индустрия 4.0 заменит человеческий мозг машиной. Поэтому, если раньше крупные компании съедали маленькие, то сейчас быстрая и гибкая рыба съедает крупную и медленную. В быстро меняющемся мире нам нужно быть очень гибкими». А гибкость может обеспечить только рынок, который посылает бизнесу сигнал, в какую сторону ему меняться, чтобы оставаться на плаву.

Статьи по теме:
Общество

Включающее искусство

Алматинские театры реализуют социально значимые — инклюзивные и интерактивные проекты

Общество

Таланты ищут там, где лучше

В Казахстане растут темпы урбанизации, а правительство предпринимает некоторые шаги для того, чтобы города смогли конкурировать за инвестиции и умы

Экономика и финансы

Пора убивать ставки

Дефицит тенговой ликвидности в банковском секторе в целом преодолен. Настало время для решения проблем с высокими ставками по вкладам и нестабильностью депозитов населения

Казахстанский бизнес

Проводники красоты

Казахстанский производитель вывел на рынок отечественную косметику премиум-класса