И вновь об идентичности

Новая книга о двух национальных типах идентичности — американском и русском (российском тоже) — любопытна многим, а для представителей иных идентичностей даже полезна

И вновь об идентичности

О русских и американцах в подобном же духе любили писать в 1990‑е годы, обязательно сравнивая и противопоставляя два национальных характера. На этот раз известный еще с советских времен историк и политолог сделал это более аккуратно. В значительной мере содержание представляет собой обобщенный повтор того, о чем писали, над чем задумывались, о чем спорили и три века назад, и в наше время. Много очевидного, оно же компактно и обобщенно представлено в книге, более подходящей под учебное пособие, чем заявленную научную монографию. Что, собственно говоря, выведено?

Люди, живущие в едином социокультурном и политико-культурном пространстве, нуждаются в некоем комплексе общих для всех ценностей, норм, установок. Далее этот комплекс и определяет содержание и направленность общественного сознания. Через анализ исторических, культурных и политических реалий Камалудин Гаджиев приводит своих читателей к основам американской и российской идентичности. При этом он «рисует» все это широко и размашисто, порой переходя на стиль поучительных школьных учебников по литературе: кто и как отразил душу народа и как за нее боролся.

Первая идентичность обозначена исследователем термином, имеющим стародавнюю отрицательную оценку, — «американизм». К каждому из противоречащих друг другу проявлений американизма приведены свои противоположности: нетерпимость к инакомыслию, авторитаризм, религиозный плюрализм, идеи индивидуализма и свободы личности, терпимость и установка на сохранение чистоты веры, морализм и конформизм. Из этого перечислительного ряда наиболее удачным и тщательно проработанным оказался анализ героепочитания и обзор «литературы успеха». В свою очередь в российской социокультурной системе автор также к каждому базовому элементу приводит свою антитезу. Как результат заявлены такие черты: авторитаризм, персонификация власти, анархизм, коллективизм, солидаризм, нигилизм, баррикадное сознание и так далее.

В результате в обоих вариантах получилась разложенная политологом по полочкам «биомасса» с наклеенными ярлыками. Кстати, очень и очень близкими друг другу. Нечто подобное по отношению к себе любимым и поныне делают казахстанские историки и филологи. Одно замечание. За всем этим тщетно пытаться разглядеть просто людей. В книге нет самого главного — общения на равных, а есть лишь скучное морализаторство. Несмотря на заявленный тезис о возможном использовании в России американского опыта и выбора Россией пути политического развития между Востоком и Западом, все это оказалось лишь прочерчено слабо различимым пунктиром. Заявка-то была более существенна.

В самой же книге забылось самое важное, то, что у Александра Гениса, русского писателя, эссеиста и журналиста, живущего в США, в одной из последних статей блистательно было обозначено так: «Народ — никогда не “я”. Народ — всегда “мы” или “они”». Надо ли отмечать, чья позиция нравственнее?

Гаджиев К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. — Москва: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2017. — 408 с. — 1000 экз.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так