Трагедия в ритме вальса

Опера «Трубадур» — один из лучших спектаклей в репертуаре театра оперы и балета имени Абая

За последние три года это уже мое четвертое живое погружение в выдающееся произведение Джузеппе Верди, и каждый раз опера вызывает трепет, заново открываясь и блистая новыми гранями. Именно «Трубадур» три года назад заставил меня кардинально изменить мнение о нашем театре. Характер драматургии и режиссуры новой постановки позволил раскрыться не только вокальному, но и актерскому потенциалу молодых певцов. Это очень сильная опера как по эстетическому, так и смысловому, философскому содержанию.

фото Елены Петровой

Работу над либретто по пьесе испанского драматурга Антонио Гарсиа Гутьерреса, после смерти друга Верди, либреттиста Каммарано, продолжил поэт Леоне Бардаре. Рука и перо поэта в произведении ощутимы, чувствуются даже в прозаических переводах. «Трубадур» — опера в трех актах, действие которой развивается в средневековой Испании. В любовном треугольнике — красавица, трубадур и граф. В драматической развязке, после самоубийства дамы сердца и убийства более удачливого соперника, вельможа узнает, что убил давно разыскиваемого и горячо любимого брата. «Трубадур» воплотил в себе все базовые и яркие черты античной трагедии. Здесь и фатум, и месть, и смерть, и любовь, что сильнее смерти, и чаяние жизни вечной. Тень и проекция тени, магия, превращающая врага в часть тебя самого…И в конце — потрясающий, омывающий душу катарсис. Музыка Верди от трагического накала переходит к трогательным успокаивающим нотам. Ловишь себя на том, что под эту музыку можно танцевать вальс. Эти трагически-мажорные переходы от тьмы к свету заставляют душевные струны натягиваться и звенеть, взлетать до небес и падать на самое дно. Душевное смятение разряжается очищением и чувства становятся ясными, как небо после бури.

фото Елены Петровой

Эту великую силу искусства невозможно было бы ощутить без исполнительского мастерства наших певцов, музыкантов, профессионализма дирижера Аскара Бурибаева и сценографа из Санкт-Петербурга Владимира Окунева — коллективного труда множества людей, образующих ответственный и сплоченный театральный ансамбль. Следует отметить солистов: граф ди Луна — Эмиль Сакавов, трубадур Манрико — Рагаа Эльдин (Франция), Леонора — Надия Наденова, Азучена, цыганка — Оксана Давыденко. Сильное впечатление производят роковые образы графа ди Луны и цыганки Азучены, матери трубадура. Ее характер раскрыт композитором в партии для меццо-сопрано, исполненной глубокого трагизма и выразительной мелодики. Ранее этот яркий образ вдохновенно создавала солистка ГАТОБ Дина Хамзина. Сейчас это блестяще делает Оксана Давыденко. Глубок и прекрасен образ Леоноры в исполнении Надии Наденовой. В театре оперы и балета имени Абая «Трубадур» был поставлен в 2006 году режиссером Мариинского театра Иркином Габитовым. Последний спектакль с молодыми солистами был посвящаем 100‑летию прославленного дирижера, народного артиста Казахской ССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР, профессора Газиза Дугашева, который внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры Казахстана.

фото Елены Петровой

Несколько слов о человеке, которому посвящен этот замечательный спектакль. Многие годы он был директором, художественным руководителем и главным дирижером ГАТОБ имени Абая. Работал дирижером в Большом театре, оперных театрах Минска и Киева, дирижировал симфоническими оркестрами Московской и Ленинградской филармоний, Казахским симфоническим оркестром.

Статьи по теме:
Тема недели

Готовимся к выборам

Ключевой месседж послания — президентские выборы не за горами, и Нурсултан Назарбаев выдвинет на них свою кандидатуру

Казахстан

Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина

Повестка дня

Коротко

Повестка дня