Трагедия в ритме вальса

Опера «Трубадур» — один из лучших спектаклей в репертуаре театра оперы и балета имени Абая

За последние три года это уже мое четвертое живое погружение в выдающееся произведение Джузеппе Верди, и каждый раз опера вызывает трепет, заново открываясь и блистая новыми гранями. Именно «Трубадур» три года назад заставил меня кардинально изменить мнение о нашем театре. Характер драматургии и режиссуры новой постановки позволил раскрыться не только вокальному, но и актерскому потенциалу молодых певцов. Это очень сильная опера как по эстетическому, так и смысловому, философскому содержанию.

фото Елены Петровой

Работу над либретто по пьесе испанского драматурга Антонио Гарсиа Гутьерреса, после смерти друга Верди, либреттиста Каммарано, продолжил поэт Леоне Бардаре. Рука и перо поэта в произведении ощутимы, чувствуются даже в прозаических переводах. «Трубадур» — опера в трех актах, действие которой развивается в средневековой Испании. В любовном треугольнике — красавица, трубадур и граф. В драматической развязке, после самоубийства дамы сердца и убийства более удачливого соперника, вельможа узнает, что убил давно разыскиваемого и горячо любимого брата. «Трубадур» воплотил в себе все базовые и яркие черты античной трагедии. Здесь и фатум, и месть, и смерть, и любовь, что сильнее смерти, и чаяние жизни вечной. Тень и проекция тени, магия, превращающая врага в часть тебя самого…И в конце — потрясающий, омывающий душу катарсис. Музыка Верди от трагического накала переходит к трогательным успокаивающим нотам. Ловишь себя на том, что под эту музыку можно танцевать вальс. Эти трагически-мажорные переходы от тьмы к свету заставляют душевные струны натягиваться и звенеть, взлетать до небес и падать на самое дно. Душевное смятение разряжается очищением и чувства становятся ясными, как небо после бури.

фото Елены Петровой

Эту великую силу искусства невозможно было бы ощутить без исполнительского мастерства наших певцов, музыкантов, профессионализма дирижера Аскара Бурибаева и сценографа из Санкт-Петербурга Владимира Окунева — коллективного труда множества людей, образующих ответственный и сплоченный театральный ансамбль. Следует отметить солистов: граф ди Луна — Эмиль Сакавов, трубадур Манрико — Рагаа Эльдин (Франция), Леонора — Надия Наденова, Азучена, цыганка — Оксана Давыденко. Сильное впечатление производят роковые образы графа ди Луны и цыганки Азучены, матери трубадура. Ее характер раскрыт композитором в партии для меццо-сопрано, исполненной глубокого трагизма и выразительной мелодики. Ранее этот яркий образ вдохновенно создавала солистка ГАТОБ Дина Хамзина. Сейчас это блестяще делает Оксана Давыденко. Глубок и прекрасен образ Леоноры в исполнении Надии Наденовой. В театре оперы и балета имени Абая «Трубадур» был поставлен в 2006 году режиссером Мариинского театра Иркином Габитовым. Последний спектакль с молодыми солистами был посвящаем 100‑летию прославленного дирижера, народного артиста Казахской ССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР, профессора Газиза Дугашева, который внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры Казахстана.

фото Елены Петровой

Несколько слов о человеке, которому посвящен этот замечательный спектакль. Многие годы он был директором, художественным руководителем и главным дирижером ГАТОБ имени Абая. Работал дирижером в Большом театре, оперных театрах Минска и Киева, дирижировал симфоническими оркестрами Московской и Ленинградской филармоний, Казахским симфоническим оркестром.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так