Аллегория настроения

К 50-летию Вячеслава Люй-Ко в музее Кастеева открылась его персональная выставка

Аллегория настроения

Творчество известного казахстанского художника метафорично, основано на языке библейских притч и ассоциаций. Люй-Ко стремится передать символичные образы и архетипы мировых культур и религий. Сам художник не считает свои работы глубоко философскими, а скорее – настроенческими. Он изображает сгущающиеся сумерки, полет ночной птицы, уютные домики, спящие под снегом… При этом хочет избежать конкретики, которая, по его признанию, мешает понять смысл. Изображенное может происходить и здесь, и там… – где угодно.

Картины Люй-Ко, автор фото Клара Исабаева

Большое значение художник придает кораблю, или лодке, которые часто олицетворяют в его работах библейский ковчег, средство передвижения из одного мира в другой. Другой центральный образ – мировой человеческий архетип дерева-древа. Не зря выставка названа в честь насыщенной образами и информацией, привлекающей внимание публики картины «Возвращение к древу». «Древо - древнее, что нас всех объединяет. Так много ответвлений культур, но если двигаться обратно, то станет понятно, что все мы, такие разные, из одного корня”.

Картины Люй-Ко, автор фото Клара Исабаева

Это попытка вернуться к древу, некоторые создают, а некоторые разрушают. В «Граде обреченном» братьев Стругацких герой говорит, что человечество состоит из трех типов: «созидатели», «носители» и «потребители». Созидателей очень мало, они редко рождаются. Они закладывают кирпичики, взращивают древо культуры. Носители – те, кто сберегает, пропагандирует и несет. А потребители – все остальные. Нередко потребители разрушают, рубят древо. Но колесо крутится и всё возвращается – опять появляются созидатели и носители. Бывает даже так, что кто-то из потребителей становится носителем», - рассказывает Вячеслав. Древо воплощает все события, которые происходили в истории. Художник использует сиреневую палитру, чтобы показать, что это вечер, закат человечества. Когда все в сумерках, но из человека уже прорастает новое древо…

Картины Люй-Ко, автор фото Клара Исабаева

На многофигурном полотне «Бог спит» (2018) пред нами предстает спящий и видящий сны бог, а мы, подобно слепым, опираясь друг на друга, бредём, сжимая в руках смартфоны.  Слева и справа – Каин и Авель. Они, как и прежде, приготовили жертвы богу, но не могут дозвониться до него, потому что он спит. Художник XXI века Вячеслав Люй-Ко, как и художники XVII или XVIII веков, писавшие библейские притчи, как бы говорят нам: сколько бы времени не прошло со времени создания Ветхого завета, три или четыре тысячи лет, сюжеты не теряют своей актуальности. Но бог не просто спит, но еще и наблюдает то ли за своим отражением в зеркале, то ли под лупой за происходящим. Несмотря на философскую серьезность и символичность, это теплая работа, которая создает настроение. На другой картине мифическая птица Симург откладывает яйца будущих миров, из которых вылупляется неизвестное. Притчевая, настроенческая аллегория выполнена автором в декоративной манере. Люй-Ко признается, когда он работал художником-постановщиком в театре, его пугало то, что конечный результат творчества зависел от многих людей. На холсте же художник может сам себе быть режиссером, художником и актером. “Так я собираю существующие и несуществующие персонажи и заставляю их играть в новую игру”, - раскрывает он секреты творчества. Одну из картин художник решил украсить орнаментом: «Это посыл к лубку, захотелось, чтобы картина висела как коврик на стене, а вы проходили мимо и любовались». Следующая работа - храм души. Но он, по словам автора, кукольный, ненастоящий, выдуманный. Видимо, потому, что он у каждого свой. 

Картина «Песня рыб» - о свадьбе. Но свадьбе грустной. Работа статичная и беззвучная. Ведь и человек плачет беззвучно - одна жизнь прошла, начинается новая... «Когда люди веселятся или рыдают – это крайности. Я стараюсь показать то, что посередине», - подчеркивает автор. На полотне «По течению» - все мы в одной лодке и деваться нам некуда. В образах пассажиров представлены различные социальные группы - это писатель, военный, женщина с ребенком, часовщик-философ, мужчина, который везет свой дом, и еще один философ, который создал нечто высокое в виде башни и везет его с собой. В картине из серии «Города» Люй-Ко выступает как реалист, изображая поезд Тальго, который едет в Астану. 

«Рыболов и тигр» - личная вещь. Она основана на впечатлениях от поездки Вячеслава с его другом, охотником и рыболовом, в Чиликский каньон. «Это удивительное место, человек там остается наедине с природой. Тигр появился потому, что я хотел создать тревожный момент на фоне спокойствия и одиночества, такой скелет в шкафу», - поясняет автор. Можно также углядеть в картине то, как искусство способно осуществлять мечты - например, по восстановлению популяции тигров в Казахстане.  Отдельно хочется отметить графические работы художника, среди которых созданный с постмодернистской фантазией бестиарий живых существ-вещей, а также картину «Сюзанна – жена рыбака». 

Шумное оживление в открытие вставки внес сошедший с картины Люй-Ко птицелов-крысолов в исполнении уникального алматинского мима Сергея Червякова. Посетителям хотелось если не бежать за дудочкой, то фотографироваться и делать многочисленные селфи с ожившим озорным персонажем. На выставке был представлен юбилейный альбом картин Люй-Ко. "Ценность этого издания в следующем: во-первых, это первый каталог-альбом в творчестве выдающегося известного художника Вячеслава Люй-Ко - это кажется удивительным, но это так. За его 30-летний путь в искусстве ни разу не издавался каталог. Во-вторых, это исчерпывающе полный и масштабный альбом, дающий полное представление о разных сторонах творчества и эволюции образов этого мастера. Наконец, в-третьих, это великолепная полиграфия", - поясняет искусствовед Ольга Батурина.

Картины Люй-Ко, автор фото Клара Исабаева

В целом экспозиция включает 60 графических и живописных работ последних лет, среди которых «Восхождение», «Бог спит», «Последний причал», «Иные города», «Храм» и другие. О том, что художник полон творческих сил и идей, свидетельствуют широко представленные на выставке работы 2018 года - «Возвращение к древу», «Восхождение», «И корабль плывет…», «Горы спят и видят сны», «Город у гор. Поезд в столицу», «Рыболов и тигр». За каждой картиной стоит удивительная история, которую художник смог передать языком ярких аллегорических образов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Рейтинг годовых отчетов

Годовой отчет-2018: новые ориентиры коммуникации

Тема недели

В фокусе — физическое лицо

Основной тренд современного казахстанского банкинга — нишевой бизнес, цифровизация и сервисы, связанные с использованием информационных технологий

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

Казахстан увеличил экспорт домашнего текстиля

Компания из Шымкента увеличила производство экспортной продукции в семь раз