Аллегория настроения

К 50-летию Вячеслава Люй-Ко в музее Кастеева открылась его персональная выставка

Аллегория настроения

Творчество известного казахстанского художника метафорично, основано на языке библейских притч и ассоциаций. Люй-Ко стремится передать символичные образы и архетипы мировых культур и религий. Сам художник не считает свои работы глубоко философскими, а скорее – настроенческими. Он изображает сгущающиеся сумерки, полет ночной птицы, уютные домики, спящие под снегом… При этом хочет избежать конкретики, которая, по его признанию, мешает понять смысл. Изображенное может происходить и здесь, и там… – где угодно.

Картины Люй-Ко, автор фото Клара Исабаева

Большое значение художник придает кораблю, или лодке, которые часто олицетворяют в его работах библейский ковчег, средство передвижения из одного мира в другой. Другой центральный образ – мировой человеческий архетип дерева-древа. Не зря выставка названа в честь насыщенной образами и информацией, привлекающей внимание публики картины «Возвращение к древу». «Древо - древнее, что нас всех объединяет. Так много ответвлений культур, но если двигаться обратно, то станет понятно, что все мы, такие разные, из одного корня”.

Картины Люй-Ко, автор фото Клара Исабаева

Это попытка вернуться к древу, некоторые создают, а некоторые разрушают. В «Граде обреченном» братьев Стругацких герой говорит, что человечество состоит из трех типов: «созидатели», «носители» и «потребители». Созидателей очень мало, они редко рождаются. Они закладывают кирпичики, взращивают древо культуры. Носители – те, кто сберегает, пропагандирует и несет. А потребители – все остальные. Нередко потребители разрушают, рубят древо. Но колесо крутится и всё возвращается – опять появляются созидатели и носители. Бывает даже так, что кто-то из потребителей становится носителем», - рассказывает Вячеслав. Древо воплощает все события, которые происходили в истории. Художник использует сиреневую палитру, чтобы показать, что это вечер, закат человечества. Когда все в сумерках, но из человека уже прорастает новое древо…

Картины Люй-Ко, автор фото Клара Исабаева

На многофигурном полотне «Бог спит» (2018) пред нами предстает спящий и видящий сны бог, а мы, подобно слепым, опираясь друг на друга, бредём, сжимая в руках смартфоны.  Слева и справа – Каин и Авель. Они, как и прежде, приготовили жертвы богу, но не могут дозвониться до него, потому что он спит. Художник XXI века Вячеслав Люй-Ко, как и художники XVII или XVIII веков, писавшие библейские притчи, как бы говорят нам: сколько бы времени не прошло со времени создания Ветхого завета, три или четыре тысячи лет, сюжеты не теряют своей актуальности. Но бог не просто спит, но еще и наблюдает то ли за своим отражением в зеркале, то ли под лупой за происходящим. Несмотря на философскую серьезность и символичность, это теплая работа, которая создает настроение. На другой картине мифическая птица Симург откладывает яйца будущих миров, из которых вылупляется неизвестное. Притчевая, настроенческая аллегория выполнена автором в декоративной манере. Люй-Ко признается, когда он работал художником-постановщиком в театре, его пугало то, что конечный результат творчества зависел от многих людей. На холсте же художник может сам себе быть режиссером, художником и актером. “Так я собираю существующие и несуществующие персонажи и заставляю их играть в новую игру”, - раскрывает он секреты творчества. Одну из картин художник решил украсить орнаментом: «Это посыл к лубку, захотелось, чтобы картина висела как коврик на стене, а вы проходили мимо и любовались». Следующая работа - храм души. Но он, по словам автора, кукольный, ненастоящий, выдуманный. Видимо, потому, что он у каждого свой. 

Картина «Песня рыб» - о свадьбе. Но свадьбе грустной. Работа статичная и беззвучная. Ведь и человек плачет беззвучно - одна жизнь прошла, начинается новая... «Когда люди веселятся или рыдают – это крайности. Я стараюсь показать то, что посередине», - подчеркивает автор. На полотне «По течению» - все мы в одной лодке и деваться нам некуда. В образах пассажиров представлены различные социальные группы - это писатель, военный, женщина с ребенком, часовщик-философ, мужчина, который везет свой дом, и еще один философ, который создал нечто высокое в виде башни и везет его с собой. В картине из серии «Города» Люй-Ко выступает как реалист, изображая поезд Тальго, который едет в Астану. 

«Рыболов и тигр» - личная вещь. Она основана на впечатлениях от поездки Вячеслава с его другом, охотником и рыболовом, в Чиликский каньон. «Это удивительное место, человек там остается наедине с природой. Тигр появился потому, что я хотел создать тревожный момент на фоне спокойствия и одиночества, такой скелет в шкафу», - поясняет автор. Можно также углядеть в картине то, как искусство способно осуществлять мечты - например, по восстановлению популяции тигров в Казахстане.  Отдельно хочется отметить графические работы художника, среди которых созданный с постмодернистской фантазией бестиарий живых существ-вещей, а также картину «Сюзанна – жена рыбака». 

Шумное оживление в открытие вставки внес сошедший с картины Люй-Ко птицелов-крысолов в исполнении уникального алматинского мима Сергея Червякова. Посетителям хотелось если не бежать за дудочкой, то фотографироваться и делать многочисленные селфи с ожившим озорным персонажем. На выставке был представлен юбилейный альбом картин Люй-Ко. "Ценность этого издания в следующем: во-первых, это первый каталог-альбом в творчестве выдающегося известного художника Вячеслава Люй-Ко - это кажется удивительным, но это так. За его 30-летний путь в искусстве ни разу не издавался каталог. Во-вторых, это исчерпывающе полный и масштабный альбом, дающий полное представление о разных сторонах творчества и эволюции образов этого мастера. Наконец, в-третьих, это великолепная полиграфия", - поясняет искусствовед Ольга Батурина.

Картины Люй-Ко, автор фото Клара Исабаева

В целом экспозиция включает 60 графических и живописных работ последних лет, среди которых «Восхождение», «Бог спит», «Последний причал», «Иные города», «Храм» и другие. О том, что художник полон творческих сил и идей, свидетельствуют широко представленные на выставке работы 2018 года - «Возвращение к древу», «Восхождение», «И корабль плывет…», «Горы спят и видят сны», «Город у гор. Поезд в столицу», «Рыболов и тигр». За каждой картиной стоит удивительная история, которую художник смог передать языком ярких аллегорических образов.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки