Союз элит и экономик

Политические интересы правящих элит по-прежнему двигают вперед евразийскую интеграцию

Питерские встречи стали очередным этапом предвыборной кампании Владимира Путина
Питерские встречи стали очередным этапом предвыборной кампании Владимира Путина

В наше время дееспособность международной организации проявляется преимущественно в проведении регулярных саммитов и заседаний различных комитетов. Евросоюз, который по-прежнему служит всем ориентиром и эталоном, показывает в этом пример. Недавние встречи глав правительств ряда постсоветских стран стали редким исключением из правила.

На прошедшем 18 октября в Санкт-Петербурге заседании глав правительств СНГ восемь стран — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан — подписали Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан договор не подписали, но это уже не так существенно, поскольку в этом договоре политическая составляющая важнее экономической. На встрече Межгоссовета ЕврАзЭС было принято решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. Это решение также из разряда политических, поскольку реальное присоединение будет возможно очень нескоро. Наконец, был согласован текст декларации о создании Евразийского экономического союза для последующего принятия ее главами государств.

В преддверии встречи эксперты и политики давали оценки первым итогам работы Таможенного союза. По словам Владимира Путина, экономика моментально отреагировала на создание ТС, и за год работы объем взаимной торговли увеличился на треть — 108 млрд долларов.

13—14 октября в Алматы прошла Шестая международная конференция «Таможенный союз и Единое экономическое пространство ЕврАзЭС: перспективы дальнейшей интеграции», организованная Евразийским банком развития. В выступлениях участников преобладал оптимистический взгляд на эти перспективы. Торговый представитель РФ в Казахстане Александр Яковлев считает, что Таможенный союз окажет стимулирующее воздействие на межрегиональные и приграничные связи. «Между регионами Российской Федерации и областями Республики Казахстан заключено более 200 соглашений в области торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. В сентябре текущего года подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012—2017 годы», — напомнил он в своем выступлении на конференции. По итогам 2011 года, сказал российский торгпред, рост товарооборота между Россией и Казахстаном ожидается на уровне 40 процентов и достигнет, по экспертным оценкам, свыше 20 млрд долларов США.

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматулина отметила неоднозначность последствий работы Таможенного союза для Казахстана. С одной стороны, по итогам первого полугодия 2011 года объём казахстанского экспорта в страны Таможенного союза вырос на 51,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а  объём импорта, соответственно, на 39,6%. Вместе с тем, заявила Гульнур Рахматулина, с созданием ТС в Казахстане усилился рост цен. Так, по данным Национального банка РК, за январь-июль 2011 года инфляция составила 5,6% (в январе-июле 2010 года — 4,6%). В июле 2011 года инфляция в годовом выражении составила 8,5% (в декабре 2010 года — 7,8%). За январь-август 2011 года темп инфляции составил 5,9%, а в годовом выражении (август 2011 года к августу 2010 года) — 9%. «Одним из факторов роста инфляции стали ввод единого таможенного тарифа, открытие границ государств—участников ТС. Если до вступления Казахстана в Таможенный союз средний уровень импортных пошлин составлял 6,2%, то с формированием единого таможенного тарифа (ЕТТ) средний уровень ввозных пошлин на товары из третьих стран стал равен 10,6%. Кроме того, с созданием Таможенного союза наблюдается значительный рост цен на нефтепродукты. Так, регулируемые цены на бензин Аи-92/93 в августе 2011 года выросли на 29,2% по сравнению с началом 2010 года, бензин Аи-80, соответственно, на 28,7%, дизельное топливо — на 34,3%», — сказала она.

Союз пространств и экономик

У евразийского интеграционного проекта долгая история. 19 сентября 2003 года в Ялте президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). В нем сказано, что под Единым экономическим пространством стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Уже тогда слабым звеном евразийской интеграции была Украина, в которой интеграция на уровне государственной политики признавалась исключительно с приставкой «евро». Тем важнее казалось Кремлю включение Киева в интеграционные процессы евразийского формата. Видимо, расширяя возможности маневра для Украины, в преамбуле соглашения признавалось право сторон определять свое участие в процессе формирования ЕЭП с учетом их готовности к дальнейшему углублению интеграционных процессов. А в статье 5 отмечается, что ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Переход от одного этапа к другому осуществляют те страны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства. При этом ни одна из стран-участниц не может препятствовать другим ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции. Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме.

Поэтапное решение задач углубления интеграции обуславливается выполнением сторонами принятых обязательств и фактическим решением следующих задач: формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений; унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов; гармонизация макроэкономической политики; создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; гармонизация законодательств сторон в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП; формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий.

Но в конце 2004 года в Украине произошла оранжевая революция. И уже весной 2005 года на Первом интеграционном форуме «Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана, России и Украины: значение, возможности, перспективы» министр экономики Украины Сергей Терехин заявил, что Украина будет «принимать участие в формировании ЕЭП в формах и рамках, которые не противоречат ее курсу на евроинтеграцию». В августе того же года президент Украины Виктор Ющенко ясно дал понять, что Украина заинтересована в создании зоны свободной торговли, но не намерена участвовать в Таможенном союзе.

Сегодня предпринимается вторая попытка присоединения Украины если не к России, то хотя бы к Евразии. В сентябре этого года, накануне юбилейного саммита, Совет министров иностранных дел СНГ принял заявление с многозначительным названием «О взаимодополняющем и взаимовыгодном характере развития интеграционных процессов». В нем министры выражают свое убеждение в том, что диалог и взаимодействие между различными структурами интеграции и сотрудничества способны внести важный вклад в формирование от Атлантики до Тихого океана общего пространства без разделительных линий. Они также заявили о готовности к диалогу с Евросоюзом и другими интеграционными структурами в различных форматах в целях обмена опытом и обсуждения путей обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного развития процессов интеграции и сотрудничества при уважении интересов друг друга.

В Питере принимается многострадальное соглашение о создании зоны свободной торговли, к заключению которого уже давно призывал Киев. Первый вице-премьер Украины Андрей Клюев, выступая в Европейском парламенте, заявил, что подписанный в Санкт-Петербурге договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ никоим образом не вступает в противоречие с достигнутыми договоренностями с ЕС о создании зоны свободной торговли. Член Европейской комиссии по вопросам торговли Карел де Гухт согласился с ним: «Мы должны отметить, что все страны СНГ уже сотрудничают в зоне свободной торговли, и сейчас они обновили этот договор. Я не вижу никаких проблем».

Евразийский  предвыборный союз

Прогресс в продвижении прежде буксовавших процессов кажется неожиданным. Однако деятельность Владимира Путина в бытность его президентом России эпитеты «неожиданно» и «внезапно» сопровождали постоянно. И то, что они вновь стали частью российского политического нарратива, заставляет предположить, что подготовка к его возвращению в президентское кресло началась.

Питерские встречи и принятые на них решения не вызвали большого интереса в Казахстане. К тому, что Киргизию приходится рано или поздно принимать в любую организацию, которую придумали Астана и Москва, у нас давно привыкли. А соглашение о зоне свободной торговли СНГ после роста тарифов и цен, последовавшего за Таможенным союзом, уже никого не пугало.

В российских СМИ питерские встречи подавались как бенефис Владимира Путина. Глава российского правительства готовится к победе на президентских выборах будущей весной, и эта предстоящая победа должна стать логическим и триумфальным следствием серии побед и триумфов меньшего масштаба (меньшего не в географическом, а в статусном смысле). Таможенные союзники по традиции поддерживали российского коллегу. Хотя технически Владимир Путин сегодня является коллегой для Карима Масимова и Михаила Мясниковича, со страниц газеты «Известия» ему посылает привет президент Лукашенко, а сам российский президент, говоря о Евразийском союзе, вспоминает президента Назарбаева.

Впрочем, в декабре этого года Владимиру Путину предстоит привести к победе на парламентских выборах возглавляемую им партию «Единая Россия». И в Казахстане в следующем году, может быть, даже весной, пройдут выборы в мажилис. Нашими странами накоплен богатый опыт по синхронизации правовых и экономических шагов, возможно, настала пора дополнить его синхронными действиями в электоральной сфере.

Статьи по теме:
Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор