Расходы на налоги*

Каждый дополнительный доллар, вложенный в налоговое администрирование, может увеличить собираемость налогов в среднем на 30 долларов

К такому выводу пришли Тера Аллас (Tera Allas) и Джонатан Димсон (Jonathan Dimson) в ходе исследования, проведенного по заказу экспертного центра McKinsey по работе с государственными органами (MCG). Его результаты были опубликованы в феврале 2018 года под названием «Повышение эффективности сбора налогов: можно ли увеличить поступления на 30 долларов США в расчете на один потраченный доллар?».

Факт приблизился к теории

По мнению авторов, чтобы увеличить поступления и при этом не спровоцировать бурных протестов со стороны некоторых групп избирателей, государство может, в частности, усовершенствовать процессы взимания налогов и принять жесткие меры против уклонения от уплаты. «К счастью, решать эти государственные задачи с каждым днем становится проще. Сегодня развиваются цифровые системы безналичных расчетов и появляются мощные инструменты обработки и анализа данных, такие как новые алгоритмы, технологии визуализации и методы управления данными, которые помогают налоговым органам значительно уменьшить объем недополученных поступлений. Задачи по сбору налогов все чаще решаются с помощью средств автоматизации, что позволяет государственным ведомствам сокращать время обработки информации и снижать затраты, а также допускать меньше ошибок и бороться с мошенничеством», — говорится в исследовании.

Согласно оценкам с 2005‑го по 2015 год масштабы уклонения от уплаты налогов сократились в 34 из 44 стран. В целом во всех 44 странах расчетный объем уклонения от уплаты налогов в среднем уменьшился на 0,1% ВВП. Авторы проанализировали базу данных по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как показали данные по затратам, за то же десятилетие более половины из 32 стран ОЭСР смогли сократить свои суммарные расходы на душу населения, связанные с работой налоговых органов, в среднем примерно на 20%.

Даже в рамках существующих налоговых систем можно использовать такие действенные инструменты, как внедрение цифровых технологий, средств автома-тизации и методов углубленной аналитики

С 2005‑го по 2010 год Нидерланды, Дания и Великобритания уменьшили расходы на налоговое администрирование примерно на 10, 20 и 30% соответственно. За тот же период в Великобритании налоговый разрыв, то есть разница между фактическим объемом собранных налогов и теоретической суммой, которая должна была поступить в казну, сократился с 7,9 до 6,7%. Расчетный объем уклонения от уплаты налогов в Нидерландах уменьшился на 0,3% ВВП, а в Дании — на 0,5% ВВП. Авторы отмечают, что во всех этих странах все шире используются предварительно заполненные формы налоговой отчетности и сведения, поступающие в налоговые органы от третьих лиц.

Компенсация затрат

Даже те страны, которые увеличили расходы на налоговое администрирование, с учетом всех трат все равно оказались в выигрыше: расчетный объем уклонения от уплаты налогов значительно сократился, и рост затрат, как следствие, был нивелирован. В среднем каждый дополнительный доллар, потраченный этими странами, позволил увеличить налоговые поступления примерно на 30 долларов, а общий прирост составил 45 млрд долларов (см. таблицу).

В пример авторы приводят Турцию. Реформа налогообложения в стране еще не завершена, но в рамках этой работы уже принят ряд мер с целью повысить эффективность взимания налогов. С 2004 года турецкие власти реорганизовали работу налоговых органов, упростили налоговый кодекс, внедрили цифровые технологии и обязали участников экономической деятельности представлять налоговую отчетность в электронной форме. По данным ОЭСР, в 2004 году декларацию о доходах в электронном виде подавали 30% граждан, а в 2009‑м — 99%. За тот же период доля организаций, которые подают налоговую отчетность таким способом, выросла с 72 до 99%, а применительно к электронной отчетности по НДС этот показатель вырос с 70 также до 99%.

Принятые в Турции меры по модернизации системы сбора налогов позволили повысить подотчетность и прозрачность работы государственных ведомств, обеспечить более качественную перекрестную проверку информации и добиться других положительных результатов. С 2005 года по 2010‑й расчетный объем уклонения от уплаты налогов в стране сократился на 1,1% ВВП. Если бы этого не произошло, то казна недосчиталась бы примерно 13 млрд долларов. Турция добилась таких результатов, увеличив финансовые затраты на довольно умеренную величину: они выросли чуть более чем на 230 млн долларов, или примерно на 2 доллара в расчете на одного гражданина. В итоге каждый дополнительный доллар, потраченный на улучшение собираемости налогов, принес почти 60 долларов дополнительных поступлений, которые иначе вовсе не попали бы в казну.

Стремясь улучшить собираемость налогов, большинство стран могут использовать преимущества, связанные с реформированием системы налогообложения. Конечно, согласовать такие преобразования на политическом уровне и осуществить их на практике — задача не из простых, считают авторы. И все-таки даже в рамках существующих налоговых систем можно использовать такие действенные инструменты, как внедрение цифровых технологий, средств автоматизации и методов углубленной аналитики. Они позволят государственным органам усовершенствовать процессы сбора налогов и повысить эффективность работы.

* По материалам Экспертного центра McKinsey по работе с государственными органами

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так