Расходы на налоги*

Каждый дополнительный доллар, вложенный в налоговое администрирование, может увеличить собираемость налогов в среднем на 30 долларов

К такому выводу пришли Тера Аллас (Tera Allas) и Джонатан Димсон (Jonathan Dimson) в ходе исследования, проведенного по заказу экспертного центра McKinsey по работе с государственными органами (MCG). Его результаты были опубликованы в феврале 2018 года под названием «Повышение эффективности сбора налогов: можно ли увеличить поступления на 30 долларов США в расчете на один потраченный доллар?».

Факт приблизился к теории

По мнению авторов, чтобы увеличить поступления и при этом не спровоцировать бурных протестов со стороны некоторых групп избирателей, государство может, в частности, усовершенствовать процессы взимания налогов и принять жесткие меры против уклонения от уплаты. «К счастью, решать эти государственные задачи с каждым днем становится проще. Сегодня развиваются цифровые системы безналичных расчетов и появляются мощные инструменты обработки и анализа данных, такие как новые алгоритмы, технологии визуализации и методы управления данными, которые помогают налоговым органам значительно уменьшить объем недополученных поступлений. Задачи по сбору налогов все чаще решаются с помощью средств автоматизации, что позволяет государственным ведомствам сокращать время обработки информации и снижать затраты, а также допускать меньше ошибок и бороться с мошенничеством», — говорится в исследовании.

Согласно оценкам с 2005‑го по 2015 год масштабы уклонения от уплаты налогов сократились в 34 из 44 стран. В целом во всех 44 странах расчетный объем уклонения от уплаты налогов в среднем уменьшился на 0,1% ВВП. Авторы проанализировали базу данных по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как показали данные по затратам, за то же десятилетие более половины из 32 стран ОЭСР смогли сократить свои суммарные расходы на душу населения, связанные с работой налоговых органов, в среднем примерно на 20%.

Даже в рамках существующих налоговых систем можно использовать такие действенные инструменты, как внедрение цифровых технологий, средств автома-тизации и методов углубленной аналитики

С 2005‑го по 2010 год Нидерланды, Дания и Великобритания уменьшили расходы на налоговое администрирование примерно на 10, 20 и 30% соответственно. За тот же период в Великобритании налоговый разрыв, то есть разница между фактическим объемом собранных налогов и теоретической суммой, которая должна была поступить в казну, сократился с 7,9 до 6,7%. Расчетный объем уклонения от уплаты налогов в Нидерландах уменьшился на 0,3% ВВП, а в Дании — на 0,5% ВВП. Авторы отмечают, что во всех этих странах все шире используются предварительно заполненные формы налоговой отчетности и сведения, поступающие в налоговые органы от третьих лиц.

Компенсация затрат

Даже те страны, которые увеличили расходы на налоговое администрирование, с учетом всех трат все равно оказались в выигрыше: расчетный объем уклонения от уплаты налогов значительно сократился, и рост затрат, как следствие, был нивелирован. В среднем каждый дополнительный доллар, потраченный этими странами, позволил увеличить налоговые поступления примерно на 30 долларов, а общий прирост составил 45 млрд долларов (см. таблицу).

В пример авторы приводят Турцию. Реформа налогообложения в стране еще не завершена, но в рамках этой работы уже принят ряд мер с целью повысить эффективность взимания налогов. С 2004 года турецкие власти реорганизовали работу налоговых органов, упростили налоговый кодекс, внедрили цифровые технологии и обязали участников экономической деятельности представлять налоговую отчетность в электронной форме. По данным ОЭСР, в 2004 году декларацию о доходах в электронном виде подавали 30% граждан, а в 2009‑м — 99%. За тот же период доля организаций, которые подают налоговую отчетность таким способом, выросла с 72 до 99%, а применительно к электронной отчетности по НДС этот показатель вырос с 70 также до 99%.

Принятые в Турции меры по модернизации системы сбора налогов позволили повысить подотчетность и прозрачность работы государственных ведомств, обеспечить более качественную перекрестную проверку информации и добиться других положительных результатов. С 2005 года по 2010‑й расчетный объем уклонения от уплаты налогов в стране сократился на 1,1% ВВП. Если бы этого не произошло, то казна недосчиталась бы примерно 13 млрд долларов. Турция добилась таких результатов, увеличив финансовые затраты на довольно умеренную величину: они выросли чуть более чем на 230 млн долларов, или примерно на 2 доллара в расчете на одного гражданина. В итоге каждый дополнительный доллар, потраченный на улучшение собираемости налогов, принес почти 60 долларов дополнительных поступлений, которые иначе вовсе не попали бы в казну.

Стремясь улучшить собираемость налогов, большинство стран могут использовать преимущества, связанные с реформированием системы налогообложения. Конечно, согласовать такие преобразования на политическом уровне и осуществить их на практике — задача не из простых, считают авторы. И все-таки даже в рамках существующих налоговых систем можно использовать такие действенные инструменты, как внедрение цифровых технологий, средств автоматизации и методов углубленной аналитики. Они позволят государственным органам усовершенствовать процессы сбора налогов и повысить эффективность работы.

* По материалам Экспертного центра McKinsey по работе с государственными органами

Статьи по теме:
Политика

Культура нечтения

Более 78% молодых казахстанцев не читают книги. Бахытжан Бухарбай связывает нелюбовь к чтению с нежеланием молодежи брать на себя ответственность

Международный бизнес

Кто в бизнесе главный?

Без стратегического маркетинга у компании нет перспектив

Тема недели

Перепоясать Центральную Азию

Проблемы, связанные с реализацией проекта «Пояс и путь», не переломят общий тренд на ориентацию экономики Казахстана на взаимодействие с Китаем

Культура

Космический корабль по доступной цене

Завершился девятый сезон показов Mercedes-Benz Fashion Week Almaty