Помощь в зоне доступа

Телемедицина в РК начинает развиваться в рамках добровольного медицинского страхования

Казахстанские врачи консультируют на базе казахстанского телемедицинского сервиса в рамках договора добровольного медицинского страхования — эту модель для одной из своих программ ДМС выбрала компания «Казахинстрах». Страховщики уверены, что именно в такой форме телемедицина получает хорошие перспективы для развития в РК, а они сами — новый драйвер роста.

Виртуальный прием

Телемедицина — передача медицинской информации с помощью современных технологий. В формате «врач—врач» телемедицина в Казахстане используется достаточно давно, более опытные специалисты консультируют своих коллег и по видеосвязи, и с помощью электронной почты, и по телефону. Вариант «врач—пациент» в республике пока работает скорее неформально: люди обращаются с просьбой о консультации по телефону или whatsapp в основном к хорошо знакомым медработникам. Правда, у такого рода взаимодействия есть определенные недостатки — соответствующими знакомствами или родственными связями обладает далеко не каждый, или специализация друга-медика не всегда подходит.

О равных возможностях получения очной квалифицированной медпомощи в РК тоже говорить не приходится, особенно в удаленных регионах, где просто не хватает врачей, не то что специалистов высокой квалификации. Хотя средний показатель количества врачей на 10 тыс. человек в республике — 41,6, и это хороший показатель, но если разложить его на составляющие, окажется, что в Астане и Алматы он составляет 80 и 93 соответственно, а в Алматинской, Костанайской и Атырауской областях — 24,5, 25,7 и 28,1.

Удаленные консультации могут сберечь как время на визит к врачу, так и деньги пациента. Издержки клиник на такие консультации ниже, чем на прием пациента «вживую», соответственно, и тариф на услуги они выставляют более низкий. С учетом того, что на долю частных медицинских услуг приходится 20–25% казахстанского рынка, а расходы домохозяйств на здравоохранение растут высокими темпами (см. график), телемедицина — неплохой вариант сэкономить не в ущерб здоровью.

Телемедицина — глобальный мировой тренд, это направление последние пару лет активно развивается в соседней России, имеющей схожие с РК проблемы: концентрация хороших специалистов в крупных городах, огромная территория, неравномерное ее заселение и, как следствие, невозможность обеспечить качественные медконсультации на всем пространстве страны.

Каждый может заболеть

Использовать телемедицину масштабно казахстанскому рынку предложила страховая компания «Казахинстрах». Страховщики думали не только о размерах территории и доступе к медуслугам, но и о перспективах страхового рынка, точек роста на котором практически не осталось. Традиционно рынок рос за счет медицинского страхования корпоративных клиентов, автогражданки и крупных имущественных контрактов корпоративных клиентов. Последний сегмент сокращается уже второй год, обязательное страхование растет больше за счет органического роста, связанного с ежегодным увеличением минимального расчетного показателя, ДМС — за счет увеличения покрытий. Кроме того, ожидается сокращение рынка ДМС на фоне введения обязательного медицинского страхования.

«Поскольку мы видим, что корпоративный рынок может расти только за счет демпинга, а значит снижения маржинальности, мы обратились к розничному страхованию. Самый простой путь прироста в рознице — страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Но здесь существуют достаточно жесткие ограничительные факторы. Поскольку большинство транспортных средств у нас иностранного производства, соответственно, мы достаточно сильно привязаны к колебаниям курсов валют, что в перспективе ведет к увеличению выплат», — рассуждает директор департамента маркетинга и управления продуктами АО «Казахинстрах» Тимур Дильмухамбетов. Он отмечает низкий уровень проникновения страховых услуг в РК — менее процента от ВВП (в развитых странах 10–12%, в России — 2,5%), но в то же время это означает, что большая часть населения не охвачена страховыми услугами, и поэтому есть смысл развивать добровольное розничное страхование. «Единственный до последнего времени вид деятельности, по которому работали страховые компании в добровольном розничном страховании, — это так называемое страхование залогового имущества. Здесь тоже особых точек роста уже нет — население закредитовано. И этот вид не популяризирует страхование, поскольку банки имеют рычаги влияния на заемщиков», — констатирует г-н Дильмухамбетов. Объясняя, почему выбор «Казахинстрах» пал на телемедицину, представитель СК отмечает: продукт недорогой и вполне понятный населению, а для страховщиков телемедицина интересна достаточно низким уровнем убыточности. «В классической медицине выплаты составляют около 90 процентов, в телемедицине — порядка 30 процентов», — говорит он.

У «Казахинстраха» есть линейка коробочных предложений по телемедицине, в основном в партнерстве с российской компанией «Мобильные телесистемы», казахстанцев консультируют российские специалисты на базе российских же платформ. Но с начала 2018 года страховщики начали продавать продукт со стопроцентным казахстанским содержанием. «Доктор 24/7» позволяет получать медконсультации на казахском и русском языках в любое время суток.

Отечественный продукт

За 18 тысяч тенге в год клиент получает неограниченное число удаленных консультаций как дежурного врача, так и узких специалистов (время общения — 20 минут). PR-директор клиники «Рахат» Айжан Жаикова подчеркивает консультативный характер телемедицины: «Речь идет не об окончательной постановке диагноза, а о координации пациента. Консультации носят рекомендательный характер, составление анамнеза и так далее». В медцентре уверены, что именно это многим клиентам в первую очередь и необходимо. «Очень часто пациент приходит в регистратуру и сообщает: “У меня болит то, не знаю что, куда мне пойти — не знаю…” Его отправляют к терапевту, но терапевт после осмотра делает вывод: “Не мой профиль, вам нужно к невропатологу”. Невропатолог отправляет на МРТ. И пациент выходит с чувством, что его здесь по полной раскрутили. Мы согласились на участие в проекте в том числе для того, чтобы те, кто пользуется телемедициной, придя на очный прием, понимали, что их не раскручивают. Они получили консультацию, врач порекомендовал, к кому и с какими анализами идти, и на очный прием они придут к конкретному специалисту», — поясняет г-жа Жаикова. Доктор, который собирал анамнез, вел пациента дистанционно, может показать динамику заболевания для очной консультации специалистов, причем вне зависимости от того, где клиент собирается лечиться, — все его медданные хранятся на интернет-портале, доступ к ним — через личный кабинет. Туда же, на портал, сам пациент может загрузить результаты анализов, другие медицинские документы.

Интернет-платформа для телемедицины — собственная разработка Mobile Vision Serviсe, сделанная под требования «Казаинстраха», ее стоимость, поделилась директор Mobile Vision Serviсe Асия Кусаинова, превышает 10 млн тенге. Компания внимательно следит за продвижением телемедицины в РФ и обеспечивает не только техническую, но и информационно-обучающую сторону проекта.

«Мы закупали в России тренинги и лекции и проводили обучение для врачей клиники “Рахат”. Прием длится 15–20 минут, и его формат строго прописан, ведь врач должен задать вопросы правильно и очень четко, чтобы поставить примерный диагноз и понять, сможет ли он пациенту в данном случае помочь», — рассказывает г-жа Кусаинова. Врачи зачастую не менее консервативны, чем пациенты, и не сразу были готовы удаленно консультировать, они тоже привыкли сначала посмотреть, пощупать, померить давление и только после этого делать выводы.

В первую очередь клиенты телемедицины — те люди, которым нужно срочно получить совет: что делать прямо сейчас. Такая быстрая связь с врачом нужна, например, мамам с маленькими детьми, поэтому они — в фокусе внимания продавцов услуги. Молодые мужчины из IT-сферы, которые не хотят тратить время на хождение по врачам, — еще один потенциальный сегмент, выявленный при изучении аудитории. Интересен продукт будет и людям с хроническими заболеваниями, поскольку им необходимо поддерживать связь с доктором.

С начала года продано несколько сотен страховок «Доктор 24/7», в среднем от клиентов поступает два обращения в день. Сначала больше заявок получал дежурный врач, теперь — специалисты. Среди самых востребованных — педиатры, а сейчас, по сезону, еще и аллергологи. Клиенты просят включить в число узких специалистов диетологов, психологов и детских логопедов. Возможно, их услуги будут предложены в рамках более дорогих страховых пакетов. «Казахинстрах» планирует к осени 2018 года привлекать уже по тысяче клиентов ежемесячно и к концу года иметь 8–10 тыс. активных пользователей телемедицины.

Тимур Дильмухамбетов уверен — развитие телемедицины в РК пойдет именно через страховые компании, у которых уже есть эффективные каналы продажи. «Несмотря на наличие продвинутой IT-платформы, развитие телемедицины как сервисного продукта, на мой взгляд, вряд ли возможно, потому что у IT-компании существуют постоянные и переменные издержки, которые необходимо покрывать. Страховая же компания может генерировать поток страховых премий, необходимый и достаточный для того, чтобы включился закон больших чисел, когда покрываются и издержки партнеров, и остается достаточная маржа для собственно страховщика, и при этом страхователь получает доступные услуги надлежащего качества»

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня