Конфета для соседа

Костанайская фабрика «Баян Сулу» наращивает экспортные поставки, используя государственные меры поддержки экспорта

Конфета для соседа

Экспортные поставки казахстанских кондитерских изделий в 2017 году увеличились на 30% по сравнению с 2016‑м. Отечественному производителю еще предстоит отвоевать ту долю, которая была потеряна на российском рынке во время дорогого тенге и дешевого рубля. Возвращая себе места на полках магазинов РФ, казахстанские кондитеры параллельно наращивают экспорт в страны, куда раньше сладости из РК массово не поставлялись.

Сладкая стратегия

Хотя сладости — товар, который меньше зависит от ценовой конъюнктуры, а больше от конкурентоспособности самой продукции, стабильность курса для кондитеров важна — «чтобы не было перекосов и резких скачков, чтобы была возможность делать прогнозы» — объяснял в интервью ЕК президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек. В текущих экономических условиях производство кондитерских изделий в Казахстане растет (см. график 1), стабильно растут и их экспортные поставки, а импорт конфет и шоколада меняется незначительно, в 2016‑м он даже снижался (см. график 2).

По итогам 2017 года экспорт по наименованию товара «сахар и кондитерские изделия из сахара» увеличился в 2,2 раза (см. график 3). На рынок соседей по ЕАЭС — россиян — ушло почти 34 тыс. тонн такой продукции, на узбекский рынок — почти 35 тыс. тонн. Если поставки в РФ выросли в 1,5 раза, то в Узбекистан почти в 9 раз. В 4,5 раза вырос объем поставок в Туркменистан, в 2,6 — в Монголию, 2,1 — в Афганистан. На графике эти показатели не так четко видны, поскольку в абсолютных величинах объемы поставок в Монголию (287 тонн) и Афганистан (178 тонн) пока не такие значительные, как на российский или узбекский рынок. Потенциал рынков Узбекистана (население которого более 30 млн человек), Киргизии, Таджикистана, Афганистана интересен казахстанским кондитерам. На этих рынках нет крупных локальных производителей, в основном мелкие цеха, и такой расклад позволяет отечественным игрокам занять там доминирующее положение. Из статистики видно, что движение в этом экспортном направлении отечественные предприятия уже начали, но успех необходимо закреплять и развивать.

Один из крупнейших казахстанских производителей кондитерских изделий — костанайская фабрика «Баян Сулу». На ее долю приходится до 30% от общего объема производства шоколада и кондитерских изделий в РК. Около 35% продукции компании из Костаная сейчас уходит на экспорт. И эти экспортные объемы кондитеры готовы наращивать — сейчас производственные мощности «Баян Сулу» загружены не полностью, запас для роста есть.

Направление — экспорт

Интерес кондитеров и их желание активно экспортировать свою продукцию легко объяснимы — сам по себе казахстанский рынок не так уж велик, плюс его половину занимает импортная продукция. Естественно, что возможности, которые дают регионы с численностью населения более 200 млн человек не могли остаться без внимания производителей сладостей. Среди основных экспортных рынков фабрики «Баян Сулу» — рынки партнеров по ЕАЭС, стран Центральной Азии, Грузии, Армении, Азербайджана. Компания наращивает экспорт за счет расширения географии продаж.

Одна из основных проблем, с которой сталкивается «Баян Сулу» на экспортных рынках, аналогична сложностям, существующим в РК. Речь идет о насыщенности рынка кондитерскими изделиями от производителей из других стран и, как следствие, достаточно высокой конкуренции. «Потребовалось некоторое время, чтобы конечный потребитель почувствовал изысканный вкус продукции АО “Баян Сулу”, которое на протяжении нескольких десятилетий поддерживает высокий стандарт и неизменно следует как традициям качества, так и современным тенденциям рынка», — рассказывает президент АО «Баян Сулу» Тимур Садыков.

Высокое качество — пожалуй, главный фактор конкурентоспособности продукции «Баян Сулу» на внешних рынках. Компания имеет полноценный цикл переработки какао-бобов — основного сырья для производства шоколада и шоколадной глазури. Костанайская фабрика импортирует какао-бобы из стран Африки, а затем перерабатывает их по европейской технологии на установке немецкой фирмы F.B. Lehmann Maschinenfabrik GmbH. Другими словами, шоколадную массу производитель из Костаная не закупает, а самостоятельно обжаривает какао-бобы, измельчает их и делает продукт, используя свои ноу-хау. Такой подход позволяет быть уверенным в качестве, вкусе и аромате шоколада производства АО «Баян Сулу».

Безусловный лидер экспортных продаж, отмечают в костанайской компании — это карамель: «По отзывам наших потребителей, качество и наполненный вкус нашей карамели превышают продукцию многих производителей-конкурентов на рынке экспорта».

Имея современные производственные линии, компания постоянно инвестирует в приобретение новейшего оборудования. Так, по словам г-на Садыкова, только в 2017 году было инвестировано более 2 млрд тенге — компания способна выпускать новинки, соответствующие современным трендам. Например, совсем недавно, в ноябре 2017‑го, в Костанае была открыта линия по производству нуговых конфет под торговой маркой Albo, и их продажи стремительно растут. Именно «Баян Сулу» несколько лет назад вывела на рынок карамель умельченной формы с желейной начинкой — это была новинка для рынка не только в масштабах РК, но и в масштабах ЕАЭС. Компания и дальше планирует развивать свою продуктовую линейку, чтобы соответствовать мировым рыночным тенденциям и требованиям покупателей.

Помощь по пути

Поддержку экспортным усилиям «Баян Сулу» оказывает АО «Экспортная страховая компания KazakhExport», «дочка» НУХ «Байтерек», чья главная задача — продвижение несырьевого экспорта. «Баян Сулу» сейчас использует три инструмента от KazakhExport: страхование экспортных кредитов, страхование займа, полученного в БРК, и торговое финансирование.

«Работа с KazakhExport внесла существенный вклад в развитие нашего экспорта, прежде всего, за счет страхования рисков, связанных с возвратом денежных средств от партнеров», — подтверждает Тимур Садыков, добавляя, что, несмотря на широкий спрос на продукцию «Баян Сулу», компания избирательно подходит к выбору партнеров в отдельном регионе. Вопрос не только в платежеспособности потенциального партнера, но и его соответствии другим требованиям костанайского производителя, например, партнер должен иметь склады с определенными условиями хранения, возможность доставки продукции до торговой точки, обученную торговую команду, опыт работы с кондитерскими изделиями. На сегодняшний день 60% экспортных контрактов «Баян Сулу» застрахованы в KazakhExport. Напомним, что экспортеры могут заключать контракты с зарубежными покупателями на условиях отсрочки платежа, предварительно застраховав экспортный контракт в KazakhExport: если покупатель не платит или платит не вовремя, потери компенсирует KazakhExport. «По отсрочке платежа мы принимаем решение в течение 10–15 дней, в зависимости от страны. К слову, “Баян Сулу” у нас страхует около 30 контрактов, поэтому оказание такой поддержки мы осуществляем данному клиенту постоянно. Ежемесячно мы выносим на комитет по несколько заявлений от костанайской компании», — поделился директор департамента страхования KazakhExport Куаныш Мукажанов. Во многом благодаря такому инструменту поддержки, как страхование, костанайские кондитеры ежегодно увеличивают экспорт на 10–15%.

Пока большинство застрахованных контрактов — российские партнеры «Баян Сулу», поскольку рынок РФ, в том числе и за счет территориальной близости, стал первым экспортным рынком для компании. На сегодняшний день российский потребитель сможет найти продукцию из Костаная и в Калининграде, и в Красноярске. Рынки Центральной Азии и Китая костанайские кондитеры начали осваивать не так давно, и развитие экспорта в этих регионах — основная задача отечественного производителя. «Принимая во внимание положительную динамику роста производства и продаж, “Баян Сулу” планирует наращивать темпы работы с KazakhExport в области страхования рисков по реализации кондитерских изделий на экспортный рынок», — говорит президент АО «Баян Сулу». В национальной компании также нацелены на дальнейшее сотрудничество с кондитерами, считая «Баян Сулу» одним из своих основных клиентов. В KazakhExport надеются, что костанайская фабрика, во-первых, продолжит экспансию на российском рынке, продвигая не только бренд «Баян Сулу», но и бренд конкретного товара (как, например, делает компания Mars), а во-вторых, реализует удачную маркетинговую стратегию по завоеванию доли на рынке Китая.

Компании, которые использовали инструменты KazakhExport в 2017 году:

  • ТОО «СарыаркаАвтоПром», страхование аккредитива. При поддержке KazakhExport производитель отправил в столичный таксомоторный парк Таджикистана 105 собранных в РК кроссоверов JAC S3 на сумму 1 114 980 долларов.

  • ГК «Агроподукт», договор страхования займа (кредитные линии в Евразийском Банке и БРК на приобретение оборудования и пополнение оборотных средств). ТОО «Молпродукт» (входит в состав ГК «Агроподукт») в 2017 году нарастил экспорт готовой продукции в 1,5 раза за счет инструментов KazakhExport. Экспорт молока в текущем году вырос на 50% и на сегодня составляет 20% от производимой заводом продукции. В ближайших планах «Молпродукта» — наладить поставки на рынки Китая и Монголии.

  • ТОО Integra Construction, страхование банковских гарантий на сумму 9,5 млрд тенге. При поддержке KazakhExport компания Integra Construction сможет значительно расширить географию и экспортировать услуги, участвуя в тендерах по проектам строительства железных и автомобильных дорог в странах Европы и Азии.

Статьи по теме:
Политика

Культура нечтения

Более 78% молодых казахстанцев не читают книги. Бахытжан Бухарбай связывает нелюбовь к чтению с нежеланием молодежи брать на себя ответственность

Международный бизнес

Кто в бизнесе главный?

Без стратегического маркетинга у компании нет перспектив

Тема недели

Перепоясать Центральную Азию

Проблемы, связанные с реализацией проекта «Пояс и путь», не переломят общий тренд на ориентацию экономики Казахстана на взаимодействие с Китаем

Культура

Космический корабль по доступной цене

Завершился девятый сезон показов Mercedes-Benz Fashion Week Almaty