Альбом памяти

Алашордынский фотоальбом — это и память об ушедшем, и современное его прочтение

Альбом памяти

Самое главное в фотоальбоме можно обозначить так: вот алашордынцы, перспективные и преуспевающие в молодости при царском режиме, вот они снова при чинах в самом начале советский власти, а вот они в профиль и анфас в тюремном интерьере окончательно установившейся советской власти, а в эпилоге фотографии памятников, большей частью установленных в постсоветское время в отдаленных уголках страны. Именно такая исторически неизбежная последовательность впечатляет и задевает. Все иллюстрирует хорошо знакомую нам историю: формирование движения, создание Алашской автономии, репрессии и слабое подобие воскрешения. В альбоме известные и не очень персонажи в разные годы своей жизни: Алихан Букейханов, Жакып Акбаев, Мустафа Чокай, Жанханша и Халел Досмухамедовы, Мухаметжан Тынышбаев и многие-многие другие. Есть небольшие малоинформативные тексты, которыми сопровождаются отдельные части альбома: Рассвет; Проснись, казах!; Алашская автономия; Советские годы; Тюремный путь. Не все части равноценны по выверенному историческому и фактографическому материалу, переводному (английскому и русскому) эквиваленту. Но когда наши историки отличались скрупулезностью, яркостью научного стиля и точностью?

А вот историческая реконструкция посредством фоторяда удалась — это то, что современные антропологи называют «медиатизацией» прошлого. До сих пор плохо представленные в культурологических источниках идеи «Алаша» многое могли бы дать ценностным ориентациям казахстанского общества. Алашордынская тематика была востребована в 90‑е годы, сейчас она больше беспокоит профессиональных историков. В массовом восприятии, в том числе и благодаря скудному академическому осмыслению, последняя сведена к набору маловразумительных сентенций и не более. Правда, в грантах МОН РК уже этого года заявлено три новых историко-культурных исследовательских проекта на эту тему. Увидим ли реальную популяризацию научного продукта, это уже другой вопрос.

Остается только заметить, что были крупные и незаурядные личности, но даже отдаленного повторения в истории советского и постсоветского Казахстана не было. Быть может, на следующее восприятие авторы альбома не рассчитывали: такие тонкие и просветленные лица ни среди современного чиновничества, ни в научной и околополитической тусовках уже практически не встретишь. Дело совсем не во внешней упитанности — озадачивает «внутренний» жир и апатичный взгляд современников, напрочь отсутствующий у представителей того поколения в выцветших черно-белых фотографиях.

Актуализация памяти и политика памяти в этом случае подводят только к одному. Фотоальбом — подарок для тех, кто в теме. Кто и как вспомнил начало казахской политики, которой в прошлом году, как и Октябрьской революции, исполнилось 100 лет? Имеется в виду провозглашение Алашордынского правительства и Алашской автономии. В коллективную казахстанскую память они точно не вошли. Пафосные околоюбилейные телепричитания мало что дают для восприятия национал-патриотического движения «Алаш». Возможно, это то, что нам еще предстоит заново открыть. Рассказ посредством фотоальбома убирает разрыв между историей как минувшей реальностью и историей как индивидуальным переживанием. Вот это действительно удалось, культура же открывается как пространство памяти.

Алашорда: Фотоальбом. — Алматы: Ел-шежiре, 2017. — 304 с. — 1000 экз.



 

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Не спасут, но материально помогут

Драйверами для страхового рынка могут стать новые классы обязательного страхования

Казахстанский бизнес

Сокращение добычи

Масштаб знаменитой отраслевой выставки KIOGE заметно сужается

Тема недели

Готовимся к выборам

Ключевой месседж послания — президентские выборы не за горами, и Нурсултан Назарбаев выдвинет на них свою кандидатуру

Казахстан

Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина