Реакция вместо предусмотрительности

Сосредоточившись на финансовых мерах поддержки, государство не замечает отсутствия системности и комплексности в политике развития среднего бизнеса

Реакция вместо предусмотрительности

Как уже неоднократно писал «ЭК», в Казахстане средний бизнес при анализе и выборе направлений развития отдельно не выделяют, хотя этот сегмент имеет свои особенности, специфичные проблемы и свой потенциал. Но это, разумеется, не значит, что этому сегменту государство не оказывает поддержку. В рамках существующих программ предусмотрено немало интересных инструментов. Однако при этом отсутствует единая концепция и программа развития предпринимательства, в которой было бы указано, что мы хотим получить от бизнеса, с какими проблемами бизнес сталкивается и что мы планируем с этим делать.

В основном работа над улучшением предпринимательской среды ведется с помощью достаточно разрозненных программ от министерств и институтов развития, причем в основном упор делается на финансовые меры поддержки. Конечно, в период кризиса это было особенно важно. Но за чертой остается и ряд других важных аспектов, формирующих бизнес-среду, которым принято уделять внимание в мировой практике. С этой точки зрения наибольший интерес представляет программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Во-первых, цель ФИИР уже состоит в том, чтобы объединить и систематизировать поддержку бизнеса. Туда вошли как старые проекты, так и новые идеи. Во-вторых, в ней больше уделяется внимания новым мерам поддержки, таким, к примеру, как инвестиционные гранты и возмещение затрат экспортерам. Но ФИИР все же специфическая программа, направленная исключительно на индустриальное развитие. Так что единого и всестороннего подхода к развитию предпринимательства в ней также не наблюдается. Нефинансовые меры поддержки бизнеса, как правило, носят эпизодический характер, и за них берутся, когда требования бизнес-сообщества становятся очень настойчивыми. В результате политика поддержки предпринимательства в основном носит не системный, а, скорее, реакционный характер. Отсутствие единого подхода и приводит к тому, что многие аспекты поддержки предпринимательства, которые учитываются в развитых странах, у нас либо не рассматриваются вовсе, либо лишь в незначительной степени.

Программирование бизнеса

На данный момент представители среднего бизнеса могут получить поддержку преимущественно в рамках программы посткризисного восстановления, Дорожной карты бизнеса-2020, программ фонда «Даму» и, конечно, ФИИР. На региональном уровне ФИИР включает и Дорожную карту, и программы «Даму», и др. Но эти документы все же достойны отдельного рассмотрения.

Программа посткризисного восстановления экономики предполагает две части — по оздоровлению конкурентоспособных предприятий и по оздоровлению финансовой системы. По первой части предполагается помощь компаниям, задолженность которых превышает 4,5 млрд тенге. Те, у кого долгов меньше, могут воспользоваться Дорожной картой. Решение проблем должно осуществляться совместно — государством, собственниками и кредиторами. Государство готово субсидировать процентную ставку, давать отсрочку по налогам, предоставлять гарантированный заказ на срок до четырех лет.

Министр финансов РК Болат Жамишев в конце сентября сообщил, что ряд предприятий получил заключение местного исполнительного органа о соответствии критериям отнесения предприятий к системообразующим и был направлен на согласование в Министерство экономического развития и торговли. Все нормативные правовые акты, предусмотренные планом мероприятий по реализации программы, на сегодняшний день приняты, за исключением проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий», который направлен на рассмотрение в администрацию президента.

Задача программы «Дорожная карта бизнеса-2020» — посткризисная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. В ее рамках основные меры поддержки — субсидирование кредитов, выдаваемых на новые проекты, а также ранее выданных займов. Программа включает три направления. По первому направлению — поддержке новых бизнес-инициатив в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» за 9 месяцев текущего года одобрено 408 проектов на общую сумму 71,8 млрд тенге. «По этому направлению господдержка осуществляется через субсидирование части затрат предпринимателей по оплате вознаграждения по кредитам», — комментирует председатель правления АО «Фонд развития предпринимательства “Даму”» Ляззат Ибрагимова. Правда, номинально это направление также включает развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры и сервисную поддержку ведения бизнеса.

В рамках второго направления — оздоровление предпринимательского сектора программы — одобрено 126 проектов на общую сумму кредитов 87,5 млрд тенге. «В рамках данного направления фонд субсидирует кредиты тех предприятий, которые в условиях финансового кризиса временно не справляются с долговой нагрузкой и допустили несоблюдение сроков погашения кредита. При этом если банк заинтересован в заемщике, то мы рассматриваем этот проект, и после решения кредитного комитета банка ставка снижается до 12% годовых, из которых пять процентов оплачивает фонд», — говорит Ляззат Ибрагимова. Это направление также предполагает предоставление должнику отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет сроком до трех лет без начисления пени и помощь в рамках плана оздоровления. По третьему направлению — снижение валютных рисков предпринимателей — одобрено 50 проектов на общую сумму кредитов 39,1 млрд тенге. «Поддержка также осуществляется через субсидирование процентных ставок по кредитам, при этом государство субсидирует восемь процентов, при условии что ставка по кредиту не превышает 14 процентов», — отмечает Ляззат Ибрагимова.

Цель программы — удешевление кредитов на общую сумму не менее 400 млрд тенге ежегодно. Предполагается, что эти меры поспособствуют развитию обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта.

Фонд «Даму» помимо Дорожной карты реализует сейчас достаточно интересную программу создания центров поддержки предпринимательства. Центры оказывают предпринимателям такие услуги, как консультации в сфере налогообложения, консультации по разработке бизнес-планов и подаче документов на финансирование; по регистрации бизнеса; консультации в области маркетинга; предоставление образовательных программ поддержки в области управления бизнесом и основных функций предпринимательской деятельности. Поскольку проблема эффективности менеджмента вполне характерна для казахстанского бизнеса, этот проект можно назвать вполне актуальным. Правда, фонд в основном работает все же с представителями малого бизнеса. Фонд «Даму» осуществляет реализацию 11 собственных финансовых программ поддержки предпринимательства и 9 программ по развитию компетенции предпринимателей.

Всего понемногу

В прошлом году центр социальных и политических исследований «Стратегия» проводил опрос и выяснил, что наибольший интерес к программе форсированного индустриально-инновационного развития показали представители среднего бизнеса (76%), нежели малого (54%). В дополнение к ФИИР уже разработано и принято 13 отраслевых и 10 функциональных программ, меры поддержки бизнеса прописаны в последних.

Например, предусмотрена программа развития и продвижения экспорта — «Экспорт-2020». Для казахстанских экспортеров предусмотрены сервисная поддержка экспорта и торговое финансирование, страхование. Сервисная поддержка экспорта означает среди прочего оказание информационных, экспертных услуг, предоставление производителям маркетингово-аналитической информации по экспортным рынкам, продвижение товарных знаков конкретных продуктов, организацию торговых миссий Казахстана за рубежом. Ранее был запущен широко используемый в мировой практике инструмент возмещения части затрат экспортеров. Гранты экспортерам предусматривают 50% возмещения затрат по мероприятиям, связанным с продвижением своей продукции на экспорт.

Для проведения технологической модернизации предусмотрена грантовая программа, в рамках которой будут выдаваться инновационные гранты на трансфер передовых технологий, опытно-конструкторские разработки, патентование отечественных разработок за рубежом. Программой «Производительность-2020» помимо грантов также предусмотрено: субсидирование ставки вознаграждения по лизингу и кредиту на приобретение основных фондов, внедрение конструкторскими бюро новых продуктов в производство и внедрение управленческих технологий, обеспечивающих оптимизацию производственных процессов.

Предусмотрены стимулирующие меры для привлечения инвестиций («Инвестор-2020») в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин на импорт оборудования, государственных натурных грантов (земля), налоговых преференций в рамках СЭЗ.

Think Small First

Но все же в казахстанских программах развития бизнеса акцент преимущественно делается на доступ к финансам. В практике же развитых стран обычно выделяется самостоятельное ведомство, агентство или институт развития, который занимается всем спектром мер поддержки предпринимательства. При этом обычно формируется общая концепция работы с бизнесом и основные направления мер поддержки и развития. Эта концепция базируется на проведенном анализе предпринимательской среды. Единому органу с наличием общей стратегии проще проводить соответствующий мониторинг, гибко реагировать на ситуацию в экономике, доводить информацию о мерах поддержки до бизнеса и взаимодействовать с ним. А меры поддержки здесь далеко не ограничиваются доступом к финансовым средствам.

Очень показателен в этом плане европейский опыт. Практически в каждой стране Евросоюза есть соответствующий регулирующий орган и программа развития. Европейская комиссия разработала для стран Европы общую политику поддержки малого и среднего бизнеса, главное правило которой — «Think Small First» (Сначала думай о малом). Из этого правила исходят десять принципов, и каждый член Евросоюза строит свою собственную политику с их учетом, выбирая наиболее актуальные для себя направления.

Первый принцип — создать среду, в которой предприниматели и семейный бизнес будут процветать, а предпринимательство будет вознаграждено. В рамках этого направления среди прочего многие государства—члены союза внедрили программы развития предпринимательства, направленные на развитие соответствующих навыков молодых людей — чтобы они знали, как начать и поддерживать бизнес.

Второй принцип — убедиться, что честные предприниматели, которые столкнулись с банкротством, быстро получат второй шанс. Например, в Дании появилась возможность быстро начать бизнес после пережитого банкротства. А Бельгия и Эстония ввели новое законодательство в области процедуры реорганизации бизнеса, которая должна стать альтернативой банкротству.

Еще один принцип — устанавливать правила в соответствии с принципом «Think Small First». Часто под этим имеется в виду снижение бюрократической нагрузки. В Нидерландах, к примеру, административное бремя измерили в денежном эквиваленте и создали независимую организацию, следящую за реформами в этой области.

Четвертый принцип — заставить государственную администрацию реагировать на потребности малого и среднего предпринимательства (МСП). Пятый — адаптировать общественные инструменты для потребностей малого и среднего предпринимательства, в частности содействовать их участию в публичных закупках и эффективно использовать возможности госпомощи МСП. Шестой принцип — содействовать доступу МСП к источникам финансирования. Поскольку особенно в нынешнее тяжелое время у компаний этого сектора могут быть проблемы доступа к банковским средствам, часто используются схемы государственного гарантирования по займам и совместного финансирования.

Еще один принцип — помогать повышению квалификации менеджмента и инженерного состава малых и средних предприятий и всем формам инноваций. Финансируются инновационные и исследовательские центры, работают инновационные фонды. Широкое распространение получили «Ваучеры на инновации», представляемые профильными министерствами и позволяющие компаниям приобрести консалтинговые услуги и ноу-хау по заниженным ценам. Другие принципы более специфичны для Европы: давать возможность МСП выигрывать как можно больше от возможностей единого рынка, помогать МСП превращать экологические вызовы в возможности, поощрять и поддерживать МСП в извлечении выгоды от роста рынков. Хотя у нас вполне можно было бы подумать о выигрыше МСП от возможностей Таможенного союза.

Системный подход существует не только в Европе. Например, в США поддержкой малого и среднего предпринимательства занимается независимое федеральное агентство Small Business Administration (SBA). На концептуальном уровне SBA стремится помогать бизнесу по трем направлениям: капитал — организация сотрудничает примерно с пятью тысячами банков для обеспечения кредитования; контракты — SBA гарантирует, что 23% суммы всех федеральных контрактов уйдет опекаемому бизнесу; консультации — 14 тысяч аффилированных с SBA экспертов готовы работать с бизнесом и делиться опытом. В агентстве есть также отдел адвокатуры, который занимается изучением законодательных актов конгресса и работает над снижением административного бремени на бизнес, а также выступает от лица малого бизнеса в суде и в конгрессе. Есть также подразделение SBA OIG (The Office of Inspector General), которое наблюдает за программами, связанными с МСБ, способствует их эффективности, отслеживает и предотвращает мошенничество, злоупотребления и растраты. Практика создания независимых агентств в Европе и США не раз серьезно помогала проведению реформ.

И прочее…

Таким образом, и в Европе, и в США предусмотрен достаточно широкий спектр мер поддержки предпринимателей, не ограничивающийся лишь финансированием. Тем не менее стоит отметить, что в казахстанской хаотичной практике поддержки бизнеса в последние пару лет также появляются проекты, укладывающиеся в мировую практику.

Например, сейчас рассматривается новый закон «О банкротстве», который разделяет понятия банкротства и реабилитации и создает основу для оздоровления бизнес-структур, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Важным новшеством в данном случае должно стать введение ускоренной реабилитационной процедуры. Процедура будет вводиться вне рамок дел о несостоятельности, т.е. должник не обязательно должен признавать себя банкротом, проходя реабилитацию, как это было раньше, — это даст возможность сохранить активы предприятия и воспользоваться шансом восстановить платежеспособность. Должник, имеющий задолженность перед одним или несколькими группами кредиторов, может прийти к согласию с их большинством во внесудебном порядке и утвердить план оздоровления с целью распространения его действия на несогласное меньшинство. При этом вводится мораторий на иски несогласных кредиторов. Важно при этом, что сохраняется право управления предприятием-должником на период реабилитационной процедуры за действующими собственниками, чего раньше также не было. Это уже в значительной степени ближе к европейской политике предоставления второго шанса, когда главной целью ставится сохранение действующего бизнеса. Во время кризиса ряд казахстанских предприятий, которые не смогли договориться с тем или иным кредитором, были вынуждены банкротиться. Если бы такой закон существовал раньше, некоторых банкротств удалось бы избежать.

Еще один пример: последние полтора года с подачи бизнес-сообщества на уровне правительства много говорится о необходимости минимизировать количество лицензий, разрешений и проверок, и рассматриваются соответствующие нововведения. На данный момент удалось сократить более чем на 300 число разрешительных документов и пересмотрена работа проверяющих органов, введен гораздо более щадящий режим проверок — что уже можно считать положительным сдвигом. К 2015 году операционные издержки, связанные с ведением бизнеса, должны снизиться еще на 30%. Это вполне удовлетворяет принципу «Think Small First».

Таким образом, в бездействии казахстанские регулирующие органы, конечно, обвинить нельзя. Но отсутствие системности приводит к тому, что ряд мер (повышение эффективности менеджмента в средних компаниях, стимулирование их участия в госзакупках) остаются без внимания. Меры же, которые реализуются, не всегда действенны, во всяком случае их эффективность (те же растраты и злоупотребления) отслеживать достаточно сложно. Также в отсутствии единого подхода сложно оценить, что необходимо для развития среднего бизнеса и по каким направлениям нужно работать. В результате снижается эффективность программы развития предпринимательства. Возможно, существенного эффекта можно было бы добиться не только вливанием средств и их освоением, но и переосмыслением подхода к администрированию мер поддержки бизнеса.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности