«Желтая корзина» для АПК

Министерство сельского хозяйства пересматривает порядок предоставления субсидий сельхозпроизводителям. Повышение эффективности субсидирования — не единственная причина изменений

«Желтая корзина» для АПК

Нынешнее руководство Министерства сельского хозяйства (МСХ), впрочем, как и предыдущее, объясняет изменение правил предоставления субсидий сельхозпроизводителям неэффективностью прежнего порядка. Погектарное субсидирование, субсидирование на голову скота и т.п. — так называемое «натуральное» субсидирование, по мнению чиновников от сельского хозяйства, не стимулировало крестьян увеличивать количество и качество продукции, а способствовало развитию иждивенческих настроений. Созданные по инициативе самого же МСХ сельхозкооперативы якобы зачастую организовывались только для получения субсидий.

В какой-то степени такие утверждения могут быть справедливы. Но совершенно очевидно, что ни один здравомыслящий фермер, зарабатывающий на жизнь собственным трудом, не будет рисковать своим хозяйством ради не слишком больших сумм субсидий. Например, «погектарная» субсидия, как утверждает глава Минсельхоза Умирзак Шукеев, составляла всего 400 тенге на гектар при затратах на ту же площадь в размере 40 тыс. тенге.

Назад, к кооперации

Несмотря на то что организацией сельхозкооперативов занимались местные акиматы, МСХ вряд ли может остаться в стороне и переложить всю ответственность на местные исполнительные органы. Хотя бы потому, что по действующему законодательству именно за МСХ закреплены контрольно-надзорные функции в агропромышленной отрасли. То есть министерство как минимум должно было следить за процессом кооперации сельхозпроизводителей, как максимум — регулировать и контролировать.

В планах Умирзака Шукеева — субсидирование крупных, «якорных» животноводческих кооперативов, вокруг которых и будут группироваться более мелкие хозяйства. Минсельхоз надеется выстроить подобную схему по типу американской

По данным г-на Шукеева, в 2017 году было создано около 800 сельских потребительских кооперативов (СПК), из которых до 40% не работают, так как сельхозкооперативы создавались под административным нажимом акиматов. Видимо, имеется в виду исполнение поручения президента Казахстана, данного в послании 2017 года, по объединению в течение 5 лет более 500 тыс. домашних и мелких фермерских хозяйств.

Как и акиматы, МСХ рьяно взялось за исполнение этого поручения. В структуре министерства даже есть департамент сельскохозяйственной кооперации, директор которого в августе прошлого года сообщил о создании более 500 сельхозкооперативов с охватом 50 тыс. личных подворных хозяйств. Правда, в это же время, по данным комитета по статистике Министерства национальной экономики, в стране уже было почти 2,5 тыс. действующих сельхозкооперативов! Они объединяли 27 тыс. домашних и 23 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств. С первого по третий кварталы 2017 года, по официальной статистике, было создано 880 сельхозкооперативов, о которых, видимо, и говорил министр сельского хозяйства.

Почему так подробно о сельхозкооперативах? Потому что целый ряд субсидий предоставлялся именно для стимулирования объединения домашних и мелких фермерских хозяйств в кооперативы. Субсидии за реализованное молоко, сданный на убой скот, приобретенные комбикорма, возмещение до 50% стоимости оборудования и техники для развития производства, субсидирование НДС и даже стоимости внутреннего аудита сельхозкооперативов — все это делалось для стимулирования крестьян к объединению. На базе СПК создавались сервисно-заготовительные центры для обслуживания сельхозкооперативов, обеспечения их техникой и оборудованием, закупа у них продукции. Главным аргументом объединения сельхозпроизводителей в кооперативы было увеличение объема производимой продукции и ее удешевление и, как следствие, — увеличение загрузки перерабатывающих предприятий.

Кроме этого, МСХ стремилось упростить порядок получения субсидий и снизить нормативы для их назначения, чтобы увеличить охват мелких сельхозпроизводителей мерами господдержки.

Почему все-таки сельхозкооперативы? Процесс по их развитию начался еще в 2015 году после представления экспертами ОЭСР Министерству сельского хозяйства руководства «Укрепление сельскохозяйственной кооперации в Казахстане». В справочнике содержалось три основных рекомендации правительству страны: реформировать правовую и нормативную базу сельскохозяйственных кооперативов; обеспечивать образованием, информационными услугами и технической помощью сельскохозяйственные кооперативы; обеспечить целевую финансовую поддержку для создания сельскохозяйственных кооперативов.

В октябре 2015 года был принят закон «О сельскохозяйственных кооперативах». По программе «Дорожная карта бизнеса-2020» фермерам, как и другим предпринимателям, через фонд «Даму» оказывали информационные, консалтинговые, образовательные услуги и техническую помощь. Минсельхоз утвердил новые правила субсидирования с приоритетом для сельхозкооперативов. С новыми правилами процесс продолжается до сих пор.

При анализе общедоступной информации действия уполномоченного органа в сфере сельского хозяйства производят странное впечатление. Государственная политика в АПК, несмотря на наличие международных рекомендаций и долгосрочных государственных программ, очень часто меняется и зачастую зависит от личности министра.

Развитие по программам

Начиная с 1996 года было принято девять программ по развитию агропромышленного комплекса.

При министре Асылжане Мамытбекове была принята программа «Агробизнес-2020», о которой сегодня благополучно забыли. Проект повышения экспортного потенциала по мясу крупного рогатого скота за 5 лет так и не получил работающих механизмов для реализации. В итоге импорт мяса в Казахстан за 8 месяцев 2017 года вырос, по данным статистики, на 20 тыс. тонн по сравнению с таким же периодом 2016 года.

В ноябре 2016 года, когда МСХ возглавлял Аскар Мырзахметов, началось разъяснение в регионах разрабатываемой программы развития АПК на 2017–2021 годы. Спустя две недели после публикации послания президента 2017 года, в котором аграрному сектору определена роль нового драйвера экономики, программа развития АПК была утверждена. Чуть позднее разработали детальный план реализации программы — Карты развития АПК. Еще на этапе обсуждения программы на площадках НПП «Атамекен» вместе с фермерами рассматривались и изменения в правила субсидирования. МСХ получило более 400 предложений и замечаний только по правилам субсидирования животноводства и растениеводства. Кроме того, в правилах инвестиционного субсидирования министерством предлагалось исключить субсидирование лизинга и кредитования, а также субсидирование строительно-монтажных работ, которые составляли от 50% до 70% от всей суммы инвестсубсидий. С другой стороны, акиматы принимали заявки на инвестсубсидирование без учета лимита выделенных средств. Из-за этого сумма заявок в разы превышала выделенное финансирование. Еще одно изменение правил субсидирования в растениеводстве касалось значительного уменьшения субсидирования выращивания пшеницы, хотя именно эта культура считалась одним из основных экспортных продуктов. Минсельхоз при Мырзахметове оценил перепроизводство зерна в стране только в 2015 году в 3 млн тонн, хотя сами фермеры говорили не о перепроизводстве, а о запасах с учетом урожайности каждого отдельно взятого года. Тем не менее были определены приоритетные культуры: фуражные, кормовые, бобовые, масличные, на которые субсидии выдавались в первоочередном порядке. В результате площади этих культур выросли на 1,3 млн га. Таким образом МСХ попутно решало вопрос доведения рациона скота до требуемых норм за счет заготовки сочных кормов и производства комбикорма. В утвержденной программе поставлена задача повысить заготовку сочных кормов в пять раз. За счет субсидирования приобретаемых комбикормов предполагается увеличить их производство в 2,5 раза.

Министр считает, что программа предоставления сельхозтехники в лизинг свою задачу выполнила. Теперь будет субсидироваться процентная ставка по лизингу и кредитам

Практически весь 2016 год Минсельхоз пересматривал систему субсидирования. Из 65 видов субсидий 11 отменили вообще, по 40 изменены критерии предоставления. При этом ведомство прекрасно знало о проблемах, возникающих у фермеров из-за частого изменения правил, от комитета АПК президиума НПП «Атамекен», получавшего многочисленные обращения сельхозпроизводителей.

Ждать ли новой метлы?

Но все эти изменения также могут остаться на бумаге, как и программа «Агробизнес-2020», если новый министр снова изменит приоритеты. И хотя доводы звучат прежние, подходы все же другие.

В связи с анонсированным закупом 2 млн тонн зерна за счет займа из средств Госфонда соцстрахования министру Шукееву пришлось отвечать на вопросы по этой сделке и вообще по рынку пшеницы. И судя по ответам, новый министр сельского хозяйства не считает, что в стране существует перепроизводство пшеницы. Он совершенно уверен в возможности реализации предполагаемых объемов зерна при благоприятной конъюнктуре рынка и не считает 5–6‑летние запасы зерна у Продкорпорации излишками.

Умирзак Шукеев также не сторонник жесткого администрирования создания сельхозкооперативов. Он считает, что если кооперативы созданы формально, то надо их ликвидировать, а оборудование передать другим сельхозобъединениям, хотя это не совсем согласуется с задачей объединения 500 тыс. домашних хозяйств и малых ферм в кооперативы, поставленной в послании 2017 года. Кроме того, правительство, в котором Шукеев занимает по совместительству должность вице-премьера, заключило соглашение с ОЭСР о реализации проекта «Стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации в РК» и заплатит за него 400 тыс. евро.

В планах министра — субсидирование крупных, «якорных» животноводческих кооперативов, вокруг которых и будут группироваться более мелкие хозяйства. Минсельхоз надеется выстроить подобную схему по типу американской. В республике около 16,5 тыс. фермеров уже работают вокруг крупных откормочных площадок. По мнению министра, нужно лишь увеличить их количество, расширить географию и обеспечить цепочку производства до экспорта. Тем не менее большинство изменений в ранее утвержденные приказы МСХ по вопросам субсидирования, по крайней мере те, что размещены для обсуждения на портале «Открытые НПА», касаются лишь внесения в текст упоминания сельхозкооперативов.

Другой большой блок изменений касается информатизации АПК и автоматизации услуг для аграриев. Это предусмотрено утвержденным правительством планом мероприятий по реализации госпрограммы развития АПК. По опыту «Правительства для граждан» это должно значительно снизить коррупционную составляющую во взаимоотношениях фермеров и госорганов. Антикоррупционный мониторинг Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции в 2016 году выявил многочисленные нарушения в процессе субсидирования малого и среднего бизнеса, в том числе фермеров.

В растениеводстве Умирзак Шукеев называет первоочередной задачей субсидии на факторы, которые позволяют увеличить производительность. В первую очередь это обеспечение аграриев элитными семенами и семенами первой репродукции практически бесплатно, под гарантии «КазАгроГаранта». Они будут действовать до тех пор, пока фермерские хозяйства не будут на 100% обеспечены высококачественными семенами не выше третьей репродукции.

Министр Шукеев считает, что программа предоставления сельхозтехники в лизинг свою задачу выполнила. Теперь будет субсидироваться процентная ставка по лизингу и кредитам. За счет субсидирования 10% из 18% рыночной ставки для конечного заемщика процент снизится до 7–8% годовых. За счет этого планируется достигнуть 5–6‑процентного обновления парка техники ежегодно. Правда, Шукеев считает, что крестьяне должны сами решать, какую технику им приобретать: отечественную или иностранную. Поэтому субсидирование и льготное кредитование будут одинаковыми для любой техники. А это не очень согласуется с задачей развития отечественного сельхозмашиностроения, поставленной во вновь принятой программе развития АПК.

При этом Минсельхоз с 2017 года поднимает тему льготного кредитования, хотя в послании президента сказано о постепенном переходе от субсидирования к страхованию продукции.

Но, пожалуй, самой главной причиной постоянных изменений в политике субсидирования сельского хозяйства следует считать желание МСХ выполнить поручение президента Казахстана по развитию отечественного АПК и соблюсти требования ВТО, членом которой республика стала в октябре 2015 года.

С 1996 года объем продукции сельского хозяйства Казахстана рос на 4–5% ежегодно, с 2000 года — на 14%. За период с 2000‑го по 2015 год только через «КазАгроФинанс» в АПК направлено около 600 млрд тенге, а на реализацию новой программы развития АПК выделено почти 2,4 трлн тенге на пять лет. Тем не менее доля сельского хозяйства в ВВП страны остается очень низкой — около 5%.

Большинство мер прямого и косвенного субсидирования фермеров по классификации ВТО относится к так называемой «желтой корзине» или мерам, искажающим торговлю. При вступлении в ВТО Казахстан договорился об уровне «желтой корзины» в 8,5% от валового объема сельхозпродукции страны. Для сравнения, Россия добилась лишь 5%. Если в 2015 году объем продукции АПК составлял 3,3 трлн тенге, то на субсидирование можно было выделять 280 млрд тенге. В 2016 году на меры субсидирования предусматривалось 176 млрд тенге. В 2018‑м выделено 224 млрд тенге. Но с течением времени, учитывая стремление Казахстана войти в число 30 наиболее развитых стран, объем «желтой корзины» придется уменьшить. Если при существующем уровне субсидирования мы так и не добились заметного роста сельхозпроизводства, то с уменьшением финансирования задача еще более усложняется. Правительству придется делать акцент на финансирование мер, не искажающих торговлю, так называемую «зеленую корзину». Это фитосанитарные и экологические меры, развитие аграрной науки и новых агротехнологий. Именно так поддерживают АПК в развитых странах и странах с развитым сельским хозяйством, например, в Бразилии, Индии и т.д. По оценке ЕАЭС, в Казахстане в 2013 году 67% «зеленой корзины» составляли расходы на борьбу с вредителями и болезнями, 10% — создание продовольственных запасов, 20% — инспекционные услуги.

Статьи по теме:
Общество

Включающее искусство

Алматинские театры реализуют социально значимые — инклюзивные и интерактивные проекты

Общество

Таланты ищут там, где лучше

В Казахстане растут темпы урбанизации, а правительство предпринимает некоторые шаги для того, чтобы города смогли конкурировать за инвестиции и умы

Экономика и финансы

Пора убивать ставки

Дефицит тенговой ликвидности в банковском секторе в целом преодолен. Настало время для решения проблем с высокими ставками по вкладам и нестабильностью депозитов населения

Казахстанский бизнес

Проводники красоты

Казахстанский производитель вывел на рынок отечественную косметику премиум-класса