Бумажная помощь

Формально индикаторы развития моногородов были выполнены, но реальное положение этих населенных пунктов остается тяжелым

Бумажная помощь

Спустя четыре месяца после трагических событий 16 декабря 2011 года в городе Жанаозен Мангистауской области правительство приняло «Программу развития моногородов на 2012–2016 годы».

Правительственная комиссия во главе с тогдашним вице-премьером Умирзаком Шукеевым выявила целый ряд проблем в социально-экономическом развитии города. Занятость жителей сильно зависела от состояния дел на градообразующем предприятии — «Озенмунайгаз». В Жанаозене практически отсутствовали малый и средний бизнес, которые могли обеспечить дополнительные рабочие места. Коммунальные сети находились в удручающем состоянии. А в дополнение к этому население города постоянно росло за счет прибывающих сюда оралманов, в то время как жилищный фонд, детские сады, школы, больницы — вся социальная инфраструктура — не были рассчитаны на увеличивающееся количество жителей.

Все эти проблемы в той или иной степени присущи всем моногородам. В Стратегии «Казахстан-2050» моногород определяется как «город, где 20% и более промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточены на градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности».

 

В Казахстане — 27 таких городов, 16 из них — районные центры. Все они образованы в советский период при плановой экономике и достались Казахстану в наследство.

Еще в 2002 году правительство своим постановлением определило критерии отнесения предприятий к градообразующим. Был утвержден их список. А в 2015‑м Министерство национальной экономики (МНЭ) стало разрабатывать и их критерии. Последняя версия списка из 60 предприятий утверждена приказом министра нацэкономики в феврале 2018 года. Из 27 моногородов два имеют низкий экономический потенциал, шесть — высокий, остальные, в том числе Жанаозен — средний. На 1 октября 2011 года в моногородах проживало более 1,5 млн человек.

Программа не затушила проблемы

Хотя программа развития моногородов была принята после жанаозенских событий, более ранняя — «Развитие регионов» — утверждена правительством еще в июле 2011 года во исполнение январского послания президента «Построим будущее вместе». О проблемах моногородов власти знали, и принятая программа развития регионов была инструментом их решения.

После жанаозенских событий правительство приняло отдельную программу по моногородам, поскольку проблемы в них были однотипные. Тем не менее в силу сложившихся исторических обстоятельств Жанаозен стал образцом того, насколько долго и неэффективно могут реализовываться принятые госпрограммы.

После жанаозенских событийправительство приняло отдельнуюпрограмму по моногородам, посколькупроблемы в них были однотипные

Комплексный план развития города был утвержден правительством еще в сентябре 2008 года и был рассчитан на три года. В него были просто включены все существовавшие проблемы и предусмотрены мероприятия по их решению. В декабре 2009‑го этот план продлили до 2012 года, упорядочили мероприятия по сферам и добавили финансирование из бюджета еще на один год. На выполнение плана, начиная с 2009 года, было предусмотрено почти 43 млрд тенге. Из бюджетов всех уровней выделялось 39 млрд, остальное — средства предприятий. Буквально накануне декабрьских событий, в ноябре 2011 года, правительство утвердило для Жанаозена новый комплексный план развития, уже до 2020 года. По нему предусматривалось выделение 48 млрд тенге на решение все тех же проблем с перенаселенностью города, занятостью жителей, а также на строительство жилья и коммунальных сетей, развитие предпринимательства. Из запланированных 38 млрд тенге из республиканского и местного бюджетов почти 90% предполагалось освоить до 2014 года. Но после 16 декабря 2011‑го правительственная комиссия во главе с Шукеевым выявила все те же проблемы, которые должен был решить принятый план.

Урок трагедии в Жанаозене: моногорода наиболее подвержены социальным рискам
РУСЛАН ПРЯНИКОВ

В январе 2012 года с учетом выводов правительственной комиссии снова были внесены изменения. Сумма финансирования сократилась до 46 млрд. При этом пять областей Казахстана перечислили по 100 млн тенге в помощь городу, а из резерва правительства было выделено почти 3 млрд тенге на восстановление города.

Последовательность и время принятия постановлений правительства дает основания предположить, что реакция республиканских властей следовала лишь тогда, когда копившиеся годами проблемы населенных пунктов достигали критического уровня. Местные же власти не могли их решить из-за банальной нехватки денег на столь масштабные мероприятия.

Не только моно

В середине 2009 года был утвержден комплексный план для бывшего областного центра — города Семей. К моногородам он, разумеется, не относится. Так же, как и для Жанаозена, в план развития города просто включили все проблемные объекты. На исполнение плана до 2012 года предполагалось выделить более 37 млрд тенге, из них более 34 млрд — из республиканского бюджета. По завершении предыдущего был утвержден очередной комплексный план — уже на 2013–2015 годы, более упорядоченный, с учетом опыта Жанаозена. В 2014‑м срок исполнения плана был продлен правительством до 2017 года. На его реализацию предусматривалось уже более 45 млрд тенге. Четверть этой суммы — 11,5 млрд — составляли внебюджетные средства.

Диверсифицировать экономику Жанаозена должны новые объекты в сфере производства и услуг
РУСЛАН ПРЯНИКОВ

Для Приозерска Карагандинской области, который в список моногородов также не входит, комплексный план развития был принят правительством в марте 2011 года. Он был рассчитан на трехлетний период и предусматривал выделение 12,6 млрд тенге. Из-за нехватки финансов и несоблюдения бюджетных процедур план так и не был полностью выполнен. А на решение отдельных задач деньги были выделены спустя год-два после установленных сроков.

В ноябре того же 2011 года правительство утвердило общий план для городов Жезказган и Сатпаев, входящих в список моногородов, и Улытауского района Карагандинской области, рассчитанный на 2012–2017 годы. В декабре 2013‑го его реализацию продлили до 2020 года. На выполнение плана предусматривается 351,5 млрд тенге, из них более 160 млрд тенге внебюджетных средств.

Планов развития для других 24 моногородов правительство не утверждало. Были лишь планы по развитию агломераций вокруг Астаны, потом — Алматы, Шымкента, Актобе и Актау.

В планах — новые планы

На 2011 год приходится и начало реализации пилотного этапа уже существовавшей программы «Развитие регионов». Министерство национальной экономики в отчете по исполнению программы за 2014 год отмечало отсутствие в ней комплексности. Видимо, этим объяснялись регулярные изменения в программе — в связи с предстоящим развитием местного самоуправления, оценкой потенциала и развитием сельских населенных пунктов. В итоге провели оптимизацию принятых программ и в июне 2014‑го утвердили программу развития регионов до 2020 года. По ней, как указывает МНЭ в своих отчетах, «комплексные планы развития моногородов интегрированы в программы развития районов и городов областного значения». В новой программе мероприятия запланированы по годам, благодаря чему легче оценивать их выполнение. Кстати, привлечение до половины требуемых средств из внебюджетных источников — один из показателей новой программы. Правда, трудно представить, откуда в период кризиса возьмутся внебюджетные средства.

Приозерск — бывший «закрытый город». В советское время здесь жили около 100 тыс. человек, сейчас — почти в 10 раз меньше
AIRFORCE.RU/АЛЕКСЕЙ ЗАЙЦЕВ

Тем не менее отчеты об исполнении комплексных планов развития городов, утвержденных правительством, МНЭ продолжает формировать, анализировать и представлять правительству. В марте 2018‑го должна появиться отчетность за 2017 год. Пока что на сайте Министерства нацэкономики есть цифры только за первое полугодие прошлого года.

По городу Жанаозен не выполнена почти половина из 115 пунктов плана. На первое полугодие 2017 года было выделено 1,2 млрд тенге, из которых освоено лишь 423 млн, или 33,5%.

Аналогичная ситуация и по Семею. На 1 июля 2017 года было выделено 3,4 млрд тенге, из них освоено 578,8 млн, или 17%. К тому же МНЭ попросило правительство снять с контроля пять мероприятий плана из-за отсутствия денег на их выполнение.

По городам Жезказган, Сатпаев и Улытаускому району Карагандинской области за пять лет — с 2012‑го по 2016‑й — выполнена лишь треть из 88 мероприятий плана. На 1 июля 2017 года было выделено 15,2 млрд тенге, из них освоено 8,5 млрд, или 56%.

Из самого определения моногородов и их нынешнего состояния вполне очевидны два направления развития: диверсификация экономики, в том числе создание МСБ, и строительство инфраструктуры, что и предусматривает программа развития регионов.

В моногородах по программе реализуются так называемые «якорные» инвестиционные проекты, вокруг которых потом должны развиваться сопутствующие производства и сервисы. По итогам первого полугодия 2017 года таких проектов насчитывалось 64, из которых 36 уже введены в эксплуатацию, что дало 6300 постоянных рабочих мест. Правда, больше чем наполовину загружено только 24 предприятия. Еще 12 проектов, помимо 36 работающих, простаивают из-за отсутствия спроса и денег. В некоторых моногородах развиваются отрасли, отличные от базовых. Например, в городе Кульсары Атырауской области построена птицефабрика, строится теплица.

Национальные компании и градообразующие предприятия размещают 69 проектов вспомогательных производств в 14 моногородах. Причем 49 проектов размещены в двух городах: Темиртау и Жезказгане. Однако забастовки шахтеров корпорации «Казахмыс» в ноябре 2017 года в Сатпаеве и «АрселорМиттал Темиртау» в декабре того же года в Шахтинске подтвердили наличие большого количества нерешенных проблем моногородов, несмотря на принятые программы. Правительство, как правило, реагирует на кризисные ситуации постфактум, вместо того чтобы вести планомерную работу.

По Дорожной карте бизнеса за шесть месяцев 2017 года выдано 9 грантов на 18 млн тенге лишь в пяти моногородах. По 130 проектам на 2,2 млрд тенге субсидированы процентные ставки по кредитам, причем половина проектов приходится на четыре города, в том числе Жанаозен.

Направления «туризм» к комплексном плане развития Семея нет. Хотя Семипалатинский ядерный полигон — отличный туробъект
1MAPS.RU

На развитие инфраструктуры моногородов по программе в 2017 году было предусмотрено 4,2 млрд тенге. При этом 1,2 млрд из республиканского бюджета выделено на строительство котельной и тепловых сетей в поселке Шахан Карагандинской области, где из-за взрыва самодельного отопительного котла погибли 9 человек. Это лишний раз подтверждает кризисный характер мер реагирования правительства на критический уровень проблем моногородов.

Министерство нацэкономики, представляя отчеты по исполнению программы развития регионов в правительство, пишет о постоянном контроле вопросов развития моногородов со стороны «заинтересованных государственных органов». Однако сами отчеты свидетельствуют о неисполнении мероприятий программы из-за элементарного бюрократизма и/или равнодушия чиновников. В отчете по реализации программы за 2016 год отказ в выделении средств на меры по обустройству моногородов обоснован поручением президента от августа 2015 года «Об установлении моратория на выделение средств из республиканского бюджета на новые инициативы до конца 2018 года». Отнесение доставшихся в наследство еще от Советского Союза проблем моногородов к новым инициативам кроме как бюрократизмом и равнодушием не объяснить.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Экономика и финансы

Короля играет тенге

Пока основным результатом дедолларизации экономики остается снижение уровня долларизации депозитов населения и компаний

Тема недели

Новая формула успеха

Проектное управление масштабно взято на вооружение госсектором Казахстана, новый подход должен обеспечить заданный президентом ежегодный рост ВВП на уровне не менее 5%

Культура

Музыка после музыки

Звучать, как никто еще не звучал, представить процесс, а не результат, исследовать новые возможности — таковы задачи творцов новой классики